Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Минаков Сергей Александрович

Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными
физическими возможностями

19.00.10 — Коррекционная психология

Автореферат
диссертации наа соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2011

2

Работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Ениколопов Сергей Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, заведующий кафедрой практической психологии Московского института открытого образования Астапов Валерий Михайлович

 

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Панфилова Марина Александровна

   

Ведущая организация:

Московский городской педагогический университет

Защита состоится «27» января 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «___»_______________2010 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета

И.Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Зависимое или аддиктивное поведение является видом девиантного поведения. Многие исследователи (В. Д. Менделевич, 1998, 2002, 2003; А. Л. Андреев, С. В. Ковалев, А. О. Бухановский, А. Я. Перехов, О. А. Бухановская, Е. В. Дони, 2001; В. А. Дереча, 2001; А. Ю. Егоров, 2005, Ц. П. Короленко, 2000) говорили о схожести механизмов химических и нехимических (поведенческих) аддикций.

В отличие от людей, зависимых от психоактивных веществ (ПАВ), аддикты, страдающие нехимическими видами зависимости, не всегда попадают в поле зрения специалистов, поэтому обобщенной статистики по количеству нехимических аддиктов не существует. Однако, по данным института Интернет-зависимости К. Янг, среди студентов количество интернет-зависимых составляет почти 10%, зависимых от азартных игр (в том числе компьютерных) – около 9%. По данным исследований Л. Науэра и П. Куттера количество студентов, у которых можно наблюдать зависимость отношений – почти 15%.

Любая аддикция, возникающая во взрослом возрасте, трудна в преодолении, но, при своевременном вмешательстве, не повлияет на дальнейшую жизнь аддикта. Более остро проблема аддикции стоит в подростковом и юношеском возрастах. Это периоды становления личности, когда зависимость окажет негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность аддикта. Студенты являются группой риска по вероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, аддиктивного поведения. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитие которых связано с определенными трудностями, негативный эффект от аддикции будет еще больше. При этом, по мнению К. Янг и А. Бласцински, студенты с ОВЗ более склонны формировать у себя аддикции.

Различные аддикции привлекают внимание специалистов с 80-х годов ХХ века. Частота проявления и степень тяжести этих аддикций различна. Так, с

4

1995 года успешно работает центр по борьбе с интернет-зависимостью (и всеми ее разновидностями) доктора К. Янг. С. Фишер, А. Бласцински, Л. Науэр и другие начали обращать внимание на приближающийся по частоте и опасности к химическим зависимостям гэмблинг уже в 90-е гг. ХХ в. Сексуальная и любовная аддикции, как зависимости отношений, хотя и не признаются самыми распространенными, но считаются очень тяжелыми в преодолении (К. Хорни (1993), П. Куттер (2004), О. Мурзина (2002)).

Исследование нехимических аддикций является актуальной проблемой, особенно в условиях проявления зависимого поведения в среде лиц с ограниченными возможностями здоровья. Нехимические аддикции у лиц с ОВЗ редко становились предметом внимания специалистов не только ввиду недостаточной изученности темы, но и из-за нехватки методических средств диагностики аддикций.

Цель исследования — изучение особенностей проявления нехимических зависимостей у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования — нехимические аддикции у учащихся высших учебных заведений.

Предмет исследования — проявление нехимических аддикций у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1.     Уточнить понятийный аппарат, оценить существующие практические подходы к проблеме диагностики и изучения зависимого поведения.

2.     Определить общие характеристики зависимого поведения и их проявление у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.     Разработать и апробировать опросник для диагностики проявления нехимических зависимостей.

5

4.     Выявить виды зависимостей студентов ВУЗов с ОВЗ и без них и определить связь нехимических зависимостей с уровнем агрессивности и тревожности. Для этого сравнить показатели четырех групп:

•  Студенты без аддикций и без ОВЗ – выборка 1

•  Студенты с аддикциями и без ОВЗ – выборка 2

•  Студенты без аддикций с ОВЗ – выборка 3

•  Студенты с аддикциями и с ОВЗ – выборка 4

Основная гипотеза исследования. Студенты высших учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья более подвержены формированию проявлений зависимого поведения, чем нормативно развивающиеся студенты высших учебных заведений, ввиду наличия определенных психологических особенностей – тревожности и агрессивности.

Первая частная гипотеза. Студенты с проявлениями аддикций и без ОВЗ отличаются от студентов без проявления аддикций (как с ОВЗ и без ОВЗ) по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

Вторая частная гипотеза. Студенты без обнаруженного проявления аддикций и без ОВЗ отличаются от студентов с ОВЗ (как с проявлениями аддикций, так и без такового) по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

Третья частная гипотеза. Студенты с проявлениями аддикций и с ОВЗ отличаются от студентов без ОВЗ с проявлениями аддикций и от студентов с ОВЗ без проявления аддикций по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

6

Теоретико-методологические основы исследования:

— Фундаментальные положения психологии о развитии (Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский)

— Представления отечественной (А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, В. Д. Менделевич) и зарубежной (И. Маркс, К. Янг, Л. Науэр, И. Голдберг, М. Д. Гриффитс) психологии об аддиктивном поведении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, недостаточной разработанностью проблемы нехимических зависимостей и связанных с ними психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в данном исследовании результаты являются дополнением и углублением знаний о зависимом поведении у студентов с ОВЗ. Выявлено, что студентам с ОВЗ свойственно чаще уходить в зависимое поведение, по сравнению со здоровыми студентами. Студенты с ОВЗ показали наличие следующих зависимостей: интернет-зависимость, любовная зависимость, гэмблинг. Обнаружена взаимосвязь аддиктивного поведения и индивидуально-психологических особенностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья: появление нехимической зависимости связанно с повышением уровня агрессивности и тревожности. Эти данные вносят вклад в представления о механизмах формирования зависимого поведения. Разработана современная релевантная методика для скрининговой диагностики наличия нескольких нехимических аддикций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика позволяет осуществить раннюю диагностику и скрининг проявления поведенческих зависимостей у студентов с ОВЗ и без таковых. Комплекс методик, использованных в данном исследовании, может применяться в работе психологических служб ВУЗов. Основные результаты исследования могут помочь в разработке реабилитационных и

7

профилактических программ для лиц с ОВЗ, имеющих поведенческие аддикции.

Полученные данные могут быть также использованы в лекциях для студентов психолого-педагогических ВУЗов и слушателей курсов повышения квалификации, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Положения, выносимые на защиту:

1.     Студенты высших учебных заведений с ОВЗ отличаются от студентов без ОВЗ по параметрам агрессивности и тревожности. Студентам с ОВЗ более свойственна повышенная тревожность и пониженная агрессивность по всем параметрам: физическая агрессия, гнев, враждебность.

2.     Студенты высших учебных заведений с ОВЗ более подвержены проявления нехимических зависимостей, чем студенты без ОВЗ ввиду следующих психологических особенностей: студенты с ОВЗ более тревожны, менее склонны проявлять физическую агрессию, более гневливы и враждебны, чем студенты без ОВЗ.

3.     Студенты высших учебных заведений с ОВЗ склонны проявлять аддиктивное поведение чаще, чем студенты без ОВЗ.

4.     Студенты с проявлениями аддиктивного поведения и с ОВЗ более склонны проявлять физическую агрессию, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты с ОВЗ, у которых не было обнаружено проявление аддиктивного поведения. Студенты с проявлениями аддикций и без ОВЗ более склонны проявлять физическую агрессию, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты без ОВЗ, у которых не было обнаружено проявление аддиктивного поведения.

5.     Разработанный в процессе исследования Опросник четырех нехимических зависимостей является адекватным средством решения задачи

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Moa-001/aMoa-001.htm