Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Спиридонова Наталья Юрьевна

СВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

19.00.13 — психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва 2011

2

Работа выполнена на кафедре психологии развития, акмеологии
ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Научный руководитель:

Самитова Ольга Владимировна,
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Официальные оппоненты:

Кондратьев Михаил Юрьевич,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, декан факультета социальной психологии ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

 

Зацепин Валерий Васильевич,
кандидат психологических наук, начальник организационного отдела Московской службы психологической помощи населению

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

Защита диссертации состоится «24» февраля 2011 года в 12—00 часов на заседании диссертационного совета Д — 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

Автореферат разослан «15» января 2011 года.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы значительно усложнилась проблема выбора профессии для юношей и девушек, что обусловлено противоречиями, возникшими между требованиями общества в ситуации экономико-политических и социально-культурных изменений и неадекватностью представлений значительной части молодёжи о востребованности профессий. Решение проблемы выбора профессии возможно только при комплексном её изучении (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. И. Рогов, Э. Ф. Зеер), однако даже в этом случае на практике специалисты зачастую недооценивают роль личностных факторов в процессе выбора профессии, среди которых одним из наиболее важных является направленность личности.

Существующие психологические теории показывают, что исследование одной из подструктур личности (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов), системообразующего свойства (К. А. Абульханова-Славская, Б. И. Додонов, Б. Ф. Ломов, Д. И. Фельдштейн), стержневой особенности, определяющей сознание и поведение человека (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский) или движущей силы (В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн) — направленности — является актуальным в любых культурно-исторических условиях.

Траектория профессионального становления у каждого человека индивидуальна и во многом зависит от особенностей выбора предмета труда на стадии оптации. В научном профессиоведении (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Э. Ф. Зеер) в качестве одной из задач психологического сопровождения выбора профессии указывается необходимость создания таких условий, в которых личность может стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Подобный подход предполагает не просто определение способностей и склонностей к тем или иным видам деятельности, профессиональных интересов и намерений, но и ориентацию на личностные механизмы субъекта профессионального выбора, регулирующие профессиональное становление в целом.

На наш взгляд, в качестве фактора, обеспечивающего сбалансированность выбора профессии и дальнейших перспектив профессионального становления, выступает направленность личности юноши (девушки). Направленность личности задаёт основной вектор развития личности в целом и профессионального становления в частности. В работе служб профконсультирования этот факт зачастую не учитывается, и в результате юноши и девушки совершают типичные ошибки: выбор под прямым или косвенным влиянием друзей, учителей, родителей, увлечение внешней стороной профессии или её престижностью, недооценка собственных психологических особенностей и т. д.

Отечественные психологи отмечают, что направленность личности выступает специфическим новообразованием старшего подросткового возраста, так как именно в этот период начинает формироваться достаточно устойчивая «внутренняя позиция» (Л. С. Выготский, Л. И. Божович,

4

Д. И. Фельдштейн). Применительно к юношескому возрасту можно утверждать, что феномен направленности личности изучен не в полной мере, несмотря на то, что именно этот период характеризуется становлением активной жизненной позиции, самоопределением, построением профессиональных перспектив, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей и наиболее зависим от особенностей мотивационно-смысловых отношений личности «индивид — общество» (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Л. Венгер, И. В. Дубровина).

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью реализации личностно ориентированной парадигмы профессионального образования, предполагающей развитие личности (её направленности, компетентности, профессионально важных качеств), и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие обусловливает актуальность исследования.

Цель исследования — выявление влияния направленности личности на выбор профессии современными юношами и девушками.

Объект исследования — направленность личности современных юношей и девушек.

Предмет исследования — связь эмоциональной направленности личности (ЭНЛ) и выбора профессии юношами и девушками.

Общая гипотеза исследования:

В индивидуальной ситуации выбора будущей профессии предметная сфера профессиональных предпочтений юношей и девушек обусловлена особенностями структурно-содержательных характеристик эмоциональной направленности личности.

Частные гипотезы исследования:

1. В юности в силу особенностей возраста наиболее распространённым типом направленности личности является гуманистический. Другие типы направленности личности (эгоистическая, негативистическая, социоцентрическая) представлены слабо.

2. Наиболее выраженными типами эмоциональной направленности личности у современных юношей и девушек являются коммуникативный, праксический и романтический типы.

3. Для каждого типа профессий профиль эмоциональной направленности личности в юношеском возрасте имеет разный состав. При этом в профилях специальностей из групп «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» типы эмоциональной направленности личности проявляются в большей степени, чем из групп «человек — техника и неживая природа», «человек — живая природа», что связано с престижностью той или иной специальности в зависимости от региональных условий.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой исследования были определены следующие задачи:

5

• осуществить категориальный анализ содержания понятия «направленность личности», провести анализ психологических подходов в его интерпретации и типологизации;

• определить и исследовать основные факторы выбора профессии на этапе окончания среднего общеобразовательного учреждения — поступления в учреждение высшего профессионального образования;

• провести эмпирическое изучение особенностей направленности личности и эмоциональной направленности личности у современных юношей и девушек;

• выявить связь типов направленности личности с выбором профессиональной сферы в юношеском возрасте;

• разработать рекомендации к построению программы психологического сопровождения процесса выбора профессии с учётом содержательных характеристик направленности личности современных юношей и девушек.

Методологической основой исследования выступили: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности.

В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), концепция общественных отношений как объективного основания развития системных свойств личности (Б. В. Ломов), теория уровневого становления личности (Д. И. Фельдштейн), психологические концепции, раскрывающие сущность направленности личности и её места в структуре личности (Б. Ф. Ломов, Д. И. Фельдштейн, О. В. Лишин, Б. И. Додонов, И. Д. Егорычева и др.), концепция эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонов), теоретические основания выбора профессии (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова и др.).

Для решения поставленных задач были применены методы исследования:

1) теоретические — метод анализа научных текстов;

2) эмпирические — «Методика определения доминирующей личностной направленности» (модифицированный О. В. Лишиным вариант разработанного И. Д. Егорычевой стандартизированного интервью), «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б. И. Додонова в модификации Е. Р. Гореловой), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; активизирующая профориентационная методика «Будь готов» Н. С. Пряжникова; анкета абитуриента, анкета студента, профориентационная беседа, разработанные совместно со специалистами факультета довузовской подготовки ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»;

3) метод качественного и количественного анализа данных;

4) интерпретационный метод.

При обработке данных использовались надстройка «Анализ данных» в Microsoft Excel, статистические пакеты STATISTICA 6.0, SPSS 12. В ходе

6

исследования применены описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, непараметрические критерии Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный и кластерный анализ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В условиях современности у большинства юношей и девушек проявляется гуманистический тип направленности личности. Вместе с этим на промежуточном рубеже развития, связанном со становлением позиции «Я в обществе» и актуализацией предметно-практической деятельности, отмечается отсутствие чётких отношений к себе и к обществу, что приводит к неопределённой направленности личности у части молодежи.

2. У юношей и девушек при структурно-содержательном сходстве профиля эмоциональной направленности личности отмечаются различия в степени выраженности коммуникативного, романтического, альтруистического, эстетического, акизитивного и пугнического типов.

3. Профиль эмоциональной направленности личности у юношей и девушек, отдающих предпочтения специальностям с различным предметным содержанием, отличается набором типов ЭНЛ и степенью их выраженности.

4. Необходимым условием организации психологического сопровождения профессионального становления личности юношей (девушек) в период оптации является учёт структурно-содержательных характеристик профиля эмоциональной направленности личности, что создаст предпосылки для разработки индивидуальной траектории развития личности и её профессионального становления.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о направленности личности, её типологии и особенностях формирования в юношеском возрасте. Дополнена типология направленности личности Д. И. Фельдштейна и И. Д. Егорычевой положением о существовании неопределенной направленности личности, как ещё одного из её типов. Построены профили эмоциональной направленности личности для юношей и девушек, находящихся на этапе оптации. Установлено соответствие профилей эмоциональной направленности личности юношей и девушек и типов профессий. Расширены научные представления о психологических условиях выбора профессии и специальности в юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены в практике работы профориентационных служб общеобразовательных учреждений, использованы в высших учебных заведениях в процессе развития будущих специалистов с целью определения траектории профессионального становления, так как позволяют не просто представить психологические особенности направленности личности современной молодёжи, но и содействовать юношам и девушкам в выборе профессии. Теоретические и эмпирические данные могут дополнить

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/SpiridonovaNY/SSn-a-027.htm