Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

На правах рукописи

МАКСИМОВ АРСЕНИЙ МАКСИМОВИЧ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ
ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И
ЮНОШЕЙ С АСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

19.00.13 — Психология развития, акмеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2011

0

Диссертация выполнена на кафедре клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор А. Б. Холмогорова

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Е. Г. Дозорцева, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского;

кандидат психологических наук, доцент Л. С. Печникова, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Ведущее учреждение:

Институт психологии Российской Академии Наук

Защита состоится 26 мая 2011 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «___» апреля 2011 года.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

Кулагина И. Ю.

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном российском обществе растёт количество случаев асоциального и противоправного поведения среди подростков и молодых людей (Шнейдер, 2005). В отечественной психологической науке довольно велико количество исследований и публикаций, посвящённых разным аспектам проблемы асоциального поведения подростков: исследуются сиротство, социальная депривация и их влияние на формирование личности (Кондратьев 1983; Лангмейер, Матейчик, 1988; Лисина 1974, 1986; Прихожан, Толстых, 1990, 2005; Смирнова, Петрова, 2003; Смирнова, Холмогорова, 2006), особенности развития детей из неблагополучных семей (Гулина, 2002; Смирнова, 2008), много внимания уделяется исследованию девиантных подростков и причин их асоциального поведения (Дозорцева, 2006; Дворянчиков, 2007; Ениколопов, 2008; Ошевский, 2006; Печникова, 2005). При этом лишь отдельные психологические работы, посвящённые изучению личности подростков с асоциальным поведением, затрагивали вопросы их полоролевого развития и полоролевой идентичности (Дозорцева, 2004; Исаев, Каган, 1987; Сыроквашина, 2007; Терехина, 2003).

Между тем некоторые современные западные психологи рассматривают нарушения полоролевой идентичности в качестве одного из предикторов асоциального поведения (Adler, 1975; Feder, Levant, Dean, 2007; Lopez & Emmer, 2002). В их исследованиях выявлена связь между нарушениями полоролевой идентичности и асоциальным поведением, однако психологические механизмы этой связи остаются недостаточно изученными. Изучение специфики и психологических факторов нарушения полоролевой идентичности у подростков с асоциальным поведением направлено на анализ этой связи, что определяет актуальность данного исследования.

2

Следует отметить, что большинство исследователей изучали подростков с асоциальным поведением в виде деструктивной агрессии, воровства, нападений с целью грабежа и т. д. Однако если говорить о мальчиках-подростках с нестандартной полоролевой идентичностью, то один из самых тяжёлых видов асоциального поведения, встречающегося среди них — это занятия проституцией.

Исследование мальчиков-подростков, занимающихся гомосексуальной проституцией, является одним из актуальных направлений в зарубежной психологии (Ballester & Gil, 1996, 2006; Donoso & Matus, 1999; Earls & David, 1989; Uy et al., 2004; Valera et al. 2000; Vujosevich et al., 2004). На первый план в подобных исследованиях выходит изучение взаимосвязи занятий проституцией, предыдущего травматического опыта и симптомов психических нарушений, а также изучение влияния специфических травматических событий, таких, как сексуальное или физическое насилие, на предрасположенность к асоциальному поведению в виде занятий проституцией (Bagley, 1984; Ballester & Gil, 1996, 2006; Donoso & Matus, 1999; Valera et al. 2000; Wright, 1995). Исследуется распространение психических расстройств в данной популяции и различные факторы, влияющие на их развитие (Earls & David, 1989; Simon et al., 1992; Sagarin & Jolly, 1997). Рассматриваются также факторы сексуальной ориентации и бездомности в их связи с выбором проституции как источника доходов (Donoso & Matus, 1999; Kearins, 2000; Vujosevich et al., 2004; West, 1992).

Однако в России изучение данного контингента до сих пор не начато. Если изучению женщин, занимающихся проституцией, в отечественной психологии уделялось определенное внимание (Ильина, Соколова 2000, 2006; Нашхоев, Лосева 1997, 1999, 2000, 2001), то исследований мужской группы фактически не проводилось. Между тем в теоретической статье Н. И. Ловцовой (2005) отмечается, что этот вид

3

проституции получает все большее распространение и вовлечение в него связано с рядом психологических факторов, которые необходимо исследовать в целях профилактики этого явления и оказания помощи тем юношам и подросткам, которые уже оказались вовлеченными в проституцию.

Объект исследования — полоролевая идентичность мальчиков-подростков и юношей с асоциальным поведением.

Предмет исследования — психологические факторы нарушений полоролевой идентичности мальчиков-подростков и юношей с асоциальным поведением.

Цель данного исследования — изучение специфики полоролевой идентичности и ее факторов у мальчиков-подростков с асоциальным поведением, а также специфики травматического опыта, образов родителей и личностных нарушений у юношей с асоциальным поведением в виде занятий проституцией.

Гипотезы исследования:

1. Полоролевая идентичность подростков с асоциальным поведением имеет определенную специфику в виде наличия гипермаскулинных черт и особой структуры полоролевой идентичности, связанной с выраженностью черт диссоциального личностного расстройства;

2. Существует связь между образами родителей, характером коммуникаций с ними и особенностями полоролевой идентичности у подростков с асоциальным поведением;

3. Психологическими факторами асоциального поведения в виде занятий проституцией у юношей являются травматический жизненный опыт, в том числе связанный с сексуальной сферой, и личностные нарушения в виде выраженности черт пограничного личностного расстройства.

4

Задачи исследования:

1) теоретико-методологический анализ исследований нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением (в том числе в виде вовлечения в проституцию);

2) разработка методического комплекса для исследования психологических факторов нарушения полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением (в том числе в виде вовлечения в проституцию);

3) эмпирическое исследование специфики полоролевой идентичности и факторов, обусловливающих ее нарушения (семейный контекст, личностные нарушения) у подростков с асоциальным поведением из спецшкол для подростков с девиантным поведением и из соцприютов;

4) исследование психологических факторов нарушения полоролевой идентичности (травматизация, семейный контекст и личностные нарушения) у юношей, занимающихся проституцией;

5) сравнительный анализ жизненных историй юношей, вовлеченных в занятия проституцией в России и странах Запада.

Теоретико-методологическая основа исследования. Психодинамические теории развития (теория объектных отношений и теория привязанности), когнитивные модели развития и его нарушений (А. Бек), многофакторная модель психических нарушений А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян.

Методы исследования:

1. Опросник “Маскулинность и фемининность” (МиФ) Н. В. Дворянчикова, направленный на диагностику особенностей полоролевой идентичности. В этом опроснике мы ввели новый показатель, «разрыв между маскулинностью идеального и реального “Я”» с целью проверки гипотезы о роли особой структуры полоролевой идентичности в асоциальном поведении подростков.

5

2. Опросник родительской связи (PBI, G. Parker), разработанный на основе теории привязанности Дж. Боулби и позволяющий исследовать образ родителя (в аспекте его эмоциональной теплоты и уровня контроля) и оценить качество привязанности;

3. Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК) А. Б. Холмогоровой и С. В. Воликовой, направленный на выявление особенностей коммуникации в семьях респондентов; 

4. Опросник личностных убеждений (PBQ) А. Бека, нацеленный на выявление дисфункциональных убеждений при различных вариантах личностных расстройств, включая диссоциальное (аналог термина асоциальное или антисоциальное) личностное расстройство;

5. Шкала дисфункциональных убеждений А. Батлера, направленная на выявление черт пограничного расстройства личности (ПРЛ);

6. Полуструктурированное интервью, нацеленное на прояснение подробностей жизненной истории респондентов и исследование восприятия ими их жизни, отношений, родителей.

Для обработки полученных данных использовался корреляционный, дисперсионный и факторный анализ, проведённый с помощью пакета статистических программ SPSS 13.

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании участвовали 75 подростков-мальчиков и молодых людей с асоциальным поведением. Из них 25 человек — это подростки, опрошенные в учебных и воспитательных учреждениях и демонстрировавшие те или иные виды асоциального поведения (кражи, разбой, хулиганство, вандализм, участие в драках, недозволительное поведение с преподавателями, родителями или опекунами, серьёзные прогулы, побеги из дома, бродяжничество, сексуальное насилие и т. д.) Это 13 старшеклассников, обучающихся в московских спецшколах для подростков с асоциальным поведением и 12

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/MaksimovAM/MPf-a-024.htm