Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Ha правах рукописи

САПАХОВА Гульнар Кинатовна

КАУЗАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ

19.00.05 — социальная психология

АВТОРЕФРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2011

2

Работа выполнена на кафедре общей психологии Астраханского государственного технического университета.

Научный руководитель:

доктор психологических наук,
профессор Тимофеев Юрий Петрович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор
Скрипкина Татьяна Петровна,
декан факультета психологии Университета
Российской академии образования,

кандидат психологических наук
Пахальян Виктор Эдуардович,
профессор кафедры практической психологии
Московского института открытого
образования

Ведущая организация:

Астраханский государственный
университет

Защита состоится 29 сентября 2011 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан 26 августа 2011 года.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века связано с поиском и утверждениями новых концепций административного управления. Широко исследовались вопросы муниципального управления, но, к сожалению, вопросам психологии профессионального взаимодействия в этой области внимание не уделялось.

В условиях реформы местного самоуправления, оказавшись в сложном организационно-управленческом положении при полном отсутствии возможности реализации своих функционально-компетентностных полномочий, оно как никогда требует построения отлаженного механизма управления человеческими ресурсами.

Можно с уверенностью сказать, что дальнейшее развитие организационно-управленческой среды неизбежно ведет к исследованию причин межличностных конфликтов.

Особого внимания в изучении межличностных конфликтов в условиях организационно-управленческой среды заслуживает каузальный анализ противоречий, возникающих при взаимодействии людей, участвующих в совместной профессиональной деятельности. Трудно переоценить практическую ценность каузального анализа межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах. Эта область еще не столь глубоко изучена и открывает большие возможности для теоретического и прикладного исследований.

Надо отметить, что для отечественной и зарубежной психологии тема конфликта не является новой. Отдельные аспекты этой проблемы изучались в рамках нескольких направлений зарубежных психологических исследований, среди которых выделяются: психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); социотропное (С. Сигеле, У. Мак-Дугалл); этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген); поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Питер Ф. Друкер, Р. Сире); социометрическое (Д. Морено, Э. Дженингс, С. Додд). Опора на

4

эти работы характерна для западных психологических исследований.

Отечественная наука в настоящее время уделяет значительное внимание проблеме межличностных конфликтов, накоплен немалый теоретический и практический опыт (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, Н. В. Крогиус, Д. П. Моисеев, Б. Д. Парыгин, А. И. Шипилов, А. И. Соловьев и многие другие). Однако существует еще множество вопросов методологического, теоретического и практического характера, требующих детального изучения. Исследуя межличностные конфликты, многие авторы отмечают, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов на основе системно-генетического анализа конфликтов объединяют причины их возникновения в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, личностные, социально-психологические. При этом, на наш взгляд, мало внимания уделяется каузальному анализу межличностных конфликтов не только в государственных управленческих структурах, но и в муниципальных органах самоуправления. Для последних характерно полное отсутствие исследований в области выше обозначенной проблемы. Данная работа направлена на восполнение этого дефицита.

В качестве проблемы исследования выступает противоречие между острой необходимостью формирования и подготовки кадров для органов местного самоуправления в условиях их реформирования и качественного обновления, и способами достижения данной цели; потребностью психологической теории и практики в изучении и знании особенностей межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах, позволяющих выявить новые резервы для оптимизации в них профессиональных взаимоотношений и отсутствием разработанности этой проблемы в современных отечественных исследованиях.

Цель исследования: установить специфику конфликтов в муниципальных управленческих структурах и определить возможности конструктивного поведения муниципальных служащих в ситуациях, связанных с трудностями профессионального взаимодействия.

5

Объект исследования: межличностные конфликты в муниципальных управленческих структурах.

Предмет исследования: причины межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах.

Гипотеза исследования: предполагается, что возникновение и эскалация конфликтного поведения в муниципальных управленческих структурах в значительной степени обусловлены дисбалансом между личностными и социальными причинами, где последние принимают большую нагрузку, что позволяет оптимизировать качество профессионального взаимодействия с помощью трансферта ситуации и условий конфликтности с личностного уровня на уровень социальной сферы.

Задачи исследования:

— на основе теоретического анализа литературы выявить особенности причин межличностных конфликтов в организациях;

— определить особенности системы муниципального управления и межличностных конфликтов, происходящих в ней, исходя из субъективно-объективной их природы;

— провести эмпирическое исследование каузальных особенностей межличностных конфликтов среди муниципальных служащих;

— разработать и провести тренинг когнитивной компетентности в конфликтной ситуации с экспериментальной группой муниципальных служащих и сравнить полученные результаты с данными контрольной группы;

— разработать практические рекомендации для муниципальных служащих с целью повышения продуктивности разрешения конфликтов и оптимизации профессионального взаимодействия в коллективе.

Методологическую основу исследования составили: общепсихологический принцип единства сознания и деятельности, сформулированный и обоснованный С. Л. Рубинштейном; принцип детерминизма, как проблема соотношения внешней и внутренней детерминации, понимаемый как одновременное

6

действие внешнего и внутреннего (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); принцип системности изучения личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов); деятельностиый подход к изучению личности (А. Н. Леонтьев); принцип развития, понимаемый в духе школ Л. С. Выготского, B.C. Мерлина (представление о противоречиях и кризисах в развитии и становлении личности человека).

В ходе работы мы опирались также на результаты теоретических и эмпирических исследований причинных факторов конфликта: анализ причин и оснований конфликтов (В. Линкольн, А. Я. Анцупов, Л. А. Петровская, А. И. Шипилов); причины и особенности конфликтов в производственной сфере (Н. В. Гришина, А. Л. Свенцицкий, Т. С. Кабаченко); причины и особенности конфликтов в управленческой среде, и том числе в государственно-административной сфере (Н. С. Нечаева, Д. Л. Моисеев, А. В. Полякова, А. И. Соловьев), сфере муниципального управления (В. В. Бакушев, И. Н. Барцица, В. А. Лапин).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, использовались теоретические методы (анализ психологической, философской, социологической, административно-научной литературы по изучаемым проблемам), а также комплексный метод эмпирического исследования, включающий в себя наблюдение, беседу, анкетирование, методику диагностики коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методику экспресс-диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман), методику экспресс-диагностики уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон), методику диагностики доброжелательности (по шкале Кэмпбелла). Для обработки была использована современная статистическая техника анализа данных с оценкой достоверности полученных результатов.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые изучены психологические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления, в частности проведен каузальный анализ межличностных конфликтов в

7

системе муниципального управления. Результаты исследования позволяют решать проблемы оптимизации субъектов профессионального взаимодействия за счет трансферта конфликтов из Личностно-значимой сферы в сферу социальной активности. Апробирована система методов и методик изучения каузальных особенностей межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах. Показана эффективность тренингового воздействия на субъектов профессионального взаимодействия.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении научных представлений о конфликтах в системах управления через установление причин и динамики профессиональных межличностных взаимодействий в звене муниципального управления. Исследование открывает новые перспективные возможности дальнейших теоретических интерпретаций с целью разработки адекватной системы оптимизации межличностных отношений, развития конфликтологической компетентности муниципальных служащих, роста производительности их труда и адаптивности к организационным изменениям.

Практическая значимость исследования. Разработана и реализована программа тренинга когнитивной компетентности в конфликтной ситуации для муниципальных служащих. Сформулированы конкретные рекомендации для муниципальных служащих по оптимизации межличностных взаимоотношений и снижению организационных конфликтов в их профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации управления коллективом администрации, при подготовке муниципальных лидеров для всех уровней управления, а также при организации связей с общественностью (PR-связей). Материалы диссертации могут использоваться в лекциях, семинарских и практических занятиях по муниципальному менеджменту, социальной психологии.

Тренинговое воздействие может использоваться в работе психологической службы муниципального образования или, при отсутствии таковой, в работе кадровых служб аппарата управления.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/SapahovaGK/SKa-a-025.htm