1На правах рукописи
Эюбова Людмила Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | Торохтий Владимир Свиридович, доктор педагогических наук, профессор |
Официальные оппоненты: | Сергеева Валентина Павловна, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры социальной педагогики, ГБОУ ВПО Московский гуманитарный педагогический институт |
Баутрук Татьяна Юльевна, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ города Москвы ДХШ «Солнцево» |
Ведущая организация: | ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет, Институт естественных наук |
Защита состоится «23» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 850. 013. 02 при ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу:
123290, г. Москва, Шелепихинская наб., 2А, аудитория 206 а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу:
127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Автореферат разослан «20» апреля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Федоров О. Г. |
3 Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что демократические тенденции в обществе значительно расширили диапазон активности личности подростка в социальной среде, при этом ею не всегда осознается и измеряется степень безопасности в той или иной социальной ситуации. Так, например, участие подростков в массовых акциях, маршах, доступность для них массовых спортивных и культурных мероприятий, оснащенных современными техническими средствами, не всегда соизмеряется ими с собственными возможностями по адекватному взаимодействию с этими средствами.
Актуальность данного исследования обусловлена и требованиями ряда недавно принятых нормативных актов, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» которого подчеркивается, что личностные результаты обучающегося должны отражать: п. 8 «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дороге».
Исследовательская практика показала несостоятельность опоры на готовые алгоритмы при подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях (далее по тексту — ЧС), так как разнообразие и многофакторность сопутствующих условий каждый раз опровергают сложившиеся правила и разработанные на основе предыдущего опыта рекомендации. Риск оказаться в эпицентре ЧС, самостоятельно выбирать способ действия, не нарушая как юридические, так и моральные нормы права, довлеет над каждым членом человеческого сообщества вне зависимости от индивидуальных различий (пол, возраст, регион проживания и т. д.). Следовательно, в настоящее время актуально формирование не готовых алгоритмов навыков действия в тех или иных чрезвычайных ситуациях, а принципиально нового качества личности — адаптационной мобильности (далее по тексту — АМ).
Состояние научной разработанности исследуемой проблемы. Проблема формирования адаптационной мобильности к действиям в чрезвычайной ситуации с позиции социальной педагогики до сих пор не рассматривалась. Но существует большое количество научных работ, в которых рассмотрены некоторые аспекты данного вопроса, в том числе в области: социальной психологии и психологии экстремальных ситуаций (Н. Г. Бояркин, А. Н. Печников, А. П. Самонов, А. А. Скляров и др.); социальной педагогики (В. Г. Бочарова, В. А. Карнаухов, Е. И. Сухова, В. С. Торохтий и др.); частных методик физического, нравственного, правового, культурологического и других направлений воспитания с позиции подготовки к ЧС (Э. Я. Егорова, Т. В. Мельникова, Д. Д. Невирко и др.); исследований по вопросам формирования
4культуры безопасности (М. В. Головко, Л. Н. Горина, Н. А. Горохова, В. Н. Мошкин, Н. В. Савицкая, В. В. Токарев и др.); подготовки педагогического персонала в области безопасности жизнедеятельности (Л. П. Михайлов, А. М. Осокин, А. В. Снегирев и др.); формирования определенных аспектов безопасного поведения, таких, как пожарная безопасность (С. В. Амельчугова, В. А. Сидоркин, Л. Ю. Скрипник), дорожно-транспортная безопасность (С. Н. Пидручная, Я. М. Якупов), готовность к ЧС социального характера (А. Н. Приешкина, А. В. Сухарев), взрывобезопасность (В. К. Симанович); о сущности чрезвычайных ситуаций, развития и прогнозируемых последствий (Р. А. Дурнев, В. В. Кафидов, В. И. Коротец, Ю. В. Фетисова и др.); педагогических исследований в области функционирования системы дополнительного образования детей (Л. Н. Буйлова, В. П. Голованов, Н. Э. Политнева и др.).
Работы данных авторов создали важные предпосылки для построения модели формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования. Вместе с тем в социальной педагогике отсутствуют работы, в которых был бы рассмотрен данный процесс в комплексе, применительно не только к подросткам, но и к педагогам, реализующим задачи по формированию у подростков АМ.
В результате анализа научной и специальной литературы в ходе исследования был выявлен ряд противоречий:
— между объективно существующим социальным заказом на формирование у подростков АМ к действиям в ЧС и отсутствием проработанного социально-педагогического подхода к реализации данного процесса средствами дополнительного образования;
— между потребностью подростков в приобщении к современным формам и методам подготовки к действиям в ЧС различного характера и неготовностью системы дополнительного образования детей к взаимодействию с соответствующими социальными институтами города;
— между необходимостью доступной и прозрачной системы формирования АМ у подростков и отсутствием системы развития у них социальных потребностей к действиям в ЧС.
В результате проведенного анализа научной литературы и педагогического опыта выделена научная задача: теоретическое исследование социально-педагогической деятельности учреждения системы дополнительного образования детей по подготовке подростков к действиям в ЧС.
Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования — «Формирование адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования».
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность учреждения системы дополнительного образования детей.
Предмет исследования: процесс формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования.
5 Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования и подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации данного процесса.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования будет эффективным, если:
— включать подростков в социально-значимые виды деятельности по проблемам профилактики возникновения ЧС, проводимые учреждениями системы дополнительного образования детей с МЧС России;
— совершенствовать социальное взаимодействие учреждений системы дополнительного образования детей с социальными институтами города для получения подростками элементов социального опыта, необходимого для выбора оптимального алгоритма действий в ЧС различного характера;
— стимулировать социальные потребности подростков в процессе реализации программ подготовки к ЧС.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Выявить социально-педагогические предпосылки реализации процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;
2. Выявить и обосновать сущность адаптационной мобильности, уточнить понятие «адаптационная мобильность подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях»;
3. Разработать и апробировать модель процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;
4. Теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем социально-педагогические условия эффективности процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;
5. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по подготовке педагогов для реализации социально-педагогической деятельности в учреждении системы дополнительного образования детей по формированию у подростков адаптационной мобильности к действиям в ЧС.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные педагогические исследования в области обучения и воспитания (Ю. В. Громыко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский и др.); исследования в области игровой деятельности подростков и ее влияния на социализацию (М. И. Лисина, Б. В. Куприянов, В. В. Петрусинский, М. И. Рожков, И. И. Фришман, Д. Б. Эльконин и др.); в области социализации подростков в учреждениях системы дополнительного образования детей (В.А Карнаухов, Е. М. Лепешкина, Н. Э.
6Политнева, Н. Е. Щуркова и др.); современная теория социума и социализации личности (В. Г. Бочарова, Л. А. Зеленов, В. А. Никитин, О. Г. Прохорова, Е. И. Сухова, В. С. Торохтий и др.); педагогические аспекты профориентации (Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова, Л. Ф. Шеховцова и др.); исследование понятий «социальная адаптация» (А. Баранов, А. А. Реан, А. К. Быков и др.) и «мобильность» отечественными учеными (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Л. В. Горюнова, Д. Д. Невирко, Л. М. Фридман и др.) и зарубежными (Э. А. Лутохина, А. Маслоу, Р. Сеннет и др.); представляющие данный процесс как постепенное вхождение в социум, возникновение новых форм взаимодействия с ним, обеспечивающих и поддерживающих возможность деятельности субъекта в социуме.
Основу методов исследования составили общенаучные методы познания объективной действительности. Для проверки гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов, включающий в себя: экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, моделирование; наблюдение, беседа, устный и письменный опрос; анализ учебно-методической документации, контент-анализ, анализ результатов деятельности; тестирование; социально-педагогические методы: методы реализации потенциала социума, методы развития (восстановления) воспитательного потенциала социума, метод включения в социальную деятельность, взаимного информирования и др.
Этапы исследования:
I этап (2005—2008 гг.) — анализ научной литературы по проблеме исследования, разработка и обоснование цели, задач, гипотезы исследования, методологического аппарата, социального инструментария и программы эмпирического исследования. Изучение и анализ опыта социально-педагогической деятельности учреждений системы дополнительного образования детей.
II этап (2009—2010 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы, экспериментальное обоснование основных положений гипотезы и социально-педагогических условий формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования, обобщение, обработка, систематизация и анализ экспериментальных данных по реализации авторских программ.
III этап (2010—2011 гг.) — апробация модели формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования в деятельность образовательного учреждения; осуществление качественной интерпретации результатов исследования, систематизация полученных материалов, оформление кандидатской диссертации.
Экспериментальной базой исследования стали государственные бюджетные образовательные учреждения Западного округа города Москвы (школы № 800, 1975, 714, 844, 598, 1238, Центр образования № 1438, ЦРТДиЮ «Можайский»), города Краснодара (ЦДТ «Содружество») и города Смоленска (школы № 7 и № 24), включенные в систему социального партнерства с ГБОУ ЦРТДиЮ «Можайский». В эксперименте приняли участие 220 подростков из