Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Эюбова Людмила Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Москва — 2012

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный руководитель:

Торохтий Владимир Свиридович,
доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Сергеева Валентина Павловна,
доктор педагогических наук, профессор
профессор кафедры социальной педагогики,
ГБОУ ВПО Московский гуманитарный
педагогический институт

Баутрук Татьяна Юльевна,
кандидат педагогических наук,
директор ГБОУ города Москвы
ДХШ «Солнцево»

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО Московский городской
педагогический университет,
Институт естественных наук

Защита состоится «23» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 850. 013. 02 при ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу:

123290, г. Москва, Шелепихинская наб., 2А, аудитория 206 а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу:

127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

Автореферат разослан «20» апреля 2012 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета

Федоров О. Г.

3

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что демократические тенденции в обществе значительно расширили диапазон активности личности подростка в социальной среде, при этом ею не всегда осознается и измеряется степень безопасности в той или иной социальной ситуации. Так, например, участие подростков в массовых акциях, маршах, доступность для них массовых спортивных и культурных мероприятий, оснащенных современными техническими средствами, не всегда соизмеряется ими с собственными возможностями по адекватному взаимодействию с этими средствами.

Актуальность данного исследования обусловлена и требованиями ряда недавно принятых нормативных актов, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» которого подчеркивается, что личностные результаты обучающегося должны отражать: п. 8 «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дороге».

Исследовательская практика показала несостоятельность опоры на готовые алгоритмы при подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях (далее по тексту — ЧС), так как разнообразие и многофакторность сопутствующих условий каждый раз опровергают сложившиеся правила и разработанные на основе предыдущего опыта рекомендации. Риск оказаться в эпицентре ЧС, самостоятельно выбирать способ действия, не нарушая как юридические, так и моральные нормы права, довлеет над каждым членом человеческого сообщества вне зависимости от индивидуальных различий (пол, возраст, регион проживания и т. д.). Следовательно, в настоящее время актуально формирование не готовых алгоритмов навыков действия в тех или иных чрезвычайных ситуациях, а принципиально нового качества личности — адаптационной мобильности (далее по тексту — АМ).

Состояние научной разработанности исследуемой проблемы. Проблема формирования адаптационной мобильности к действиям в чрезвычайной ситуации с позиции социальной педагогики до сих пор не рассматривалась. Но существует большое количество научных работ, в которых рассмотрены некоторые аспекты данного вопроса, в том числе в области: социальной психологии и психологии экстремальных ситуаций (Н. Г. Бояркин, А. Н. Печников, А. П. Самонов, А. А. Скляров и др.); социальной педагогики (В. Г. Бочарова, В. А. Карнаухов, Е. И. Сухова, В. С. Торохтий и др.); частных методик физического, нравственного, правового, культурологического и других направлений воспитания с позиции подготовки к ЧС (Э. Я. Егорова, Т. В. Мельникова, Д. Д. Невирко и др.); исследований по вопросам формирования

4

культуры безопасности (М. В. Головко, Л. Н. Горина, Н. А. Горохова, В. Н. Мошкин, Н. В. Савицкая, В. В. Токарев и др.); подготовки педагогического персонала в области безопасности жизнедеятельности (Л. П. Михайлов, А. М. Осокин, А. В. Снегирев и др.); формирования определенных аспектов безопасного поведения, таких, как пожарная безопасность (С. В. Амельчугова, В. А. Сидоркин, Л. Ю. Скрипник), дорожно-транспортная безопасность (С. Н. Пидручная, Я. М. Якупов), готовность к ЧС социального характера (А. Н. Приешкина, А. В. Сухарев), взрывобезопасность (В. К. Симанович); о сущности чрезвычайных ситуаций, развития и прогнозируемых последствий (Р. А. Дурнев, В. В. Кафидов, В. И. Коротец, Ю. В. Фетисова и др.); педагогических исследований в области функционирования системы дополнительного образования детей (Л. Н. Буйлова, В. П. Голованов, Н. Э. Политнева и др.).

Работы данных авторов создали важные предпосылки для построения модели формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования. Вместе с тем в социальной педагогике отсутствуют работы, в которых был бы рассмотрен данный процесс в комплексе, применительно не только к подросткам, но и к педагогам, реализующим задачи по формированию у подростков АМ.

В результате анализа научной и специальной литературы в ходе исследования был выявлен ряд противоречий:

— между объективно существующим социальным заказом на формирование у подростков АМ к действиям в ЧС и отсутствием проработанного социально-педагогического подхода к реализации данного процесса средствами дополнительного образования;

— между потребностью подростков в приобщении к современным формам и методам подготовки к действиям в ЧС различного характера и неготовностью системы дополнительного образования детей к взаимодействию с соответствующими социальными институтами города;

— между необходимостью доступной и прозрачной системы формирования АМ у подростков и отсутствием системы развития у них социальных потребностей к действиям в ЧС.

В результате проведенного анализа научной литературы и педагогического опыта выделена научная задача: теоретическое исследование социально-педагогической деятельности учреждения системы дополнительного образования детей по подготовке подростков к действиям в ЧС.

Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования — «Формирование адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования».

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность учреждения системы дополнительного образования детей.

Предмет исследования: процесс формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования.

5

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования и подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации данного процесса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования будет эффективным, если:

— включать подростков в социально-значимые виды деятельности по проблемам профилактики возникновения ЧС, проводимые учреждениями системы дополнительного образования детей с МЧС России;

— совершенствовать социальное взаимодействие учреждений системы дополнительного образования детей с социальными институтами города для получения подростками элементов социального опыта, необходимого для выбора оптимального алгоритма действий в ЧС различного характера;

— стимулировать социальные потребности подростков в процессе реализации программ подготовки к ЧС.

В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:

1. Выявить социально-педагогические предпосылки реализации процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;

2. Выявить и обосновать сущность адаптационной мобильности, уточнить понятие «адаптационная мобильность подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях»;

3. Разработать и апробировать модель процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;

4. Теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем социально-педагогические условия эффективности процесса формирования адаптационной мобильности подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования;

5. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по подготовке педагогов для реализации социально-педагогической деятельности в учреждении системы дополнительного образования детей по формированию у подростков адаптационной мобильности к действиям в ЧС.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные педагогические исследования в области обучения и воспитания (Ю. В. Громыко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский и др.); исследования в области игровой деятельности подростков и ее влияния на социализацию (М. И. Лисина, Б. В. Куприянов, В. В. Петрусинский, М. И. Рожков, И. И. Фришман, Д. Б. Эльконин и др.); в области социализации подростков в учреждениях системы дополнительного образования детей (В.А Карнаухов, Е. М. Лепешкина, Н. Э.

6

Политнева, Н. Е. Щуркова и др.); современная теория социума и социализации личности (В. Г. Бочарова, Л. А. Зеленов, В. А. Никитин, О. Г. Прохорова, Е. И. Сухова, В. С. Торохтий и др.); педагогические аспекты профориентации (Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова, Л. Ф. Шеховцова и др.); исследование понятий «социальная адаптация» (А. Баранов, А. А. Реан, А. К. Быков и др.) и «мобильность» отечественными учеными (Л. А. Амирова, З. А. Багишаев, Л. В. Горюнова, Д. Д. Невирко, Л. М. Фридман и др.) и зарубежными (Э. А. Лутохина, А. Маслоу, Р. Сеннет и др.); представляющие данный процесс как постепенное вхождение в социум, возникновение новых форм взаимодействия с ним, обеспечивающих и поддерживающих возможность деятельности субъекта в социуме.

Основу методов исследования составили общенаучные методы познания объективной действительности. Для проверки гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов, включающий в себя: экспертные оценки, обобщение независимых характеристик, моделирование; наблюдение, беседа, устный и письменный опрос; анализ учебно-методической документации, контент-анализ, анализ результатов деятельности; тестирование; социально-педагогические методы: методы реализации потенциала социума, методы развития (восстановления) воспитательного потенциала социума, метод включения в социальную деятельность, взаимного информирования и др.

Этапы исследования:

I этап (2005—2008 гг.) — анализ научной литературы по проблеме исследования, разработка и обоснование цели, задач, гипотезы исследования, методологического аппарата, социального инструментария и программы эмпирического исследования. Изучение и анализ опыта социально-педагогической деятельности учреждений системы дополнительного образования детей.

II этап (2009—2010 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы, экспериментальное обоснование основных положений гипотезы и социально-педагогических условий формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования, обобщение, обработка, систематизация и анализ экспериментальных данных по реализации авторских программ.

III этап (2010—2011 гг.) — апробация модели формирования АМ подростков к действиям в ЧС средствами дополнительного образования в деятельность образовательного учреждения; осуществление качественной интерпретации результатов исследования, систематизация полученных материалов, оформление кандидатской диссертации.

Экспериментальной базой исследования стали государственные бюджетные образовательные учреждения Западного округа города Москвы (школы № 800, 1975, 714, 844, 598, 1238, Центр образования № 1438, ЦРТДиЮ «Можайский»), города Краснодара (ЦДТ «Содружество») и города Смоленска (школы № 7 и № 24), включенные в систему социального партнерства с ГБОУ ЦРТДиЮ «Можайский». В эксперименте приняли участие 220 подростков из

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/EyubovaLV/EFa-a-022.htm