Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Сачкова Марианна Евгеньевна

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕСТАТУСНОГО
УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

19.00.05 — Социальная психология (психологические науки)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук

Москва — 2012

2

Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор
Прихожан Анна Михайловна

 

доктор психологических наук
Дубов Игорь Глебович

 

доктор психологических наук, доцент
Бовина Инна Борисовна

   

Ведущая организация:

Московский государственный областной университет

Защита состоится «1» марта 2012 года в 11—00 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки РФ www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «____» января 2012 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета

 

Кулагина И. Ю.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования.

Изучение статусно-ролевой внутригрупповой дифференциации является, несомненно, одной из наиболее разрабатываемых областей социальной психологии. Однако целый ряд вопросов в этой сфере до конца остается не проясненным, а в некоторых случаях — попросту неисследованным. Так, проблемными являются вопросы о том, какое положение занимает в социальной группе ее среднестатусный представитель, какие в связи со своим внутригрупповым местом он выполняет функции в сообществе и в какой степени он может оказывать воздействие на направленность социально-психологического развития и жизнедеятельность группы в целом.

Если обратиться как к отечественным (С. А. Алифанов, Г. К. Ашин, Н. В. Белякова, Т. В. Бендас, Е. М. Дубовская, Н. С. Жеребова, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, Р. Л. Кричевский, Б. Д. Парыгин и др.), так и к зарубежным (E. Cox, G. H. Dobbins, F. Fiedler, K. S. Fielding, E. A. Fleishman, D. R. Forsyth, J. W. Gardner, C. A. Gibb, B. Gobdel, G. Graen, S. Green, M. M. Heiney, M. A. Hogg, E. Hollander, N. Hoogervorst, J. G. Hunt, H. H. Jennings, K. Levin, T. Mitchell, S. Platz, T. Scandura, R. M. Stogdill, R. Vecchio, S. S. Wright) разработкам в области интрагруппового структурирования и статусно-ролевых отношений, то становится очевидным, что основной акцент в них сделан на анализе феномена лидерства. Причины подобного явления легко могут быть объяснены. Стремление вскрыть механизмы лидерства, социального влияния, обусловлено, прежде всего, запросом со стороны социума, ставящего перед психологами задачу определения психологических оснований данного явления, прояснения того, каким образом можно повышать управляемость групп и организаций. Огромное число исследований, посвященных проблематике членов групп, занимающих наиболее высокие позиции в интрагрупповой иерархии, обусловили возникновение новой области социальной психологии — лидерологии. В работах отечественных и западных исследователей (С. А. Алифанов, Т. В. Бендас, Т. Е. Вежевич, Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, J. Adams, F. Fiedler, E. A. Fleishman, J. W. Gardner, C. A. Gibb, B. Gobdel, G. Graen, S. Green, M. A. Hogg, E. Hollander, J. G. Hunt, D. K. Instone, K. Levin, T. Mitchell, R. W. Rice, R. M. Stogdill и др.) были рассмотрены психологические основы данного феномена, сформулированы теории лидерства, предложены разнообразные типологии лидеров, определены причины высокого положения в сообществе.

Что касается противоположной статусной категории — аутсайдеров, то и этому групповому слою уделялось внимание в психологических и педагогических исследованиях (Л. И. Божович, Е. И. Кульчицкая, Я. Л. Коломинский, Л. И. Новикова, Н. В. Репина, M. E. Bonney, N. E. Gronlund, F. Powell и др.), хотя подобных разработок представлено в науке намного меньше, чем исследований лидерства. В основном ученых интересовали вопросы, раскрывающие механизмы детерминации низкого положения членов

4

группы, актуализирующие взаимосвязи между неблагополучной позицией и особенностями личностного развития, поведения аутсайдеров в группах.

Таким образом, «полярные» интрагрупповые статусные категории всегда представляли собой и в настоящее время также являются достаточно традиционным объектом исследовательского интереса психологов-ученых и практиков, чего никак нельзя сказать о среднестатусных членах группы. Исследования, напрямую посвященные рассмотрению специфичности положения данной страты, характера и интенсивности взаимодействия представителей данного статусного уровня как друг с другом, так и с группой в целом, по сути дела, отсутствуют. При этом в современных исследовательских работах, где среднестатусные участники сообществ разного типа рассматриваются в качестве объекта исследования (например, Кислая, 2010, Кондратьев, 2009, Михайлов, 2006), затрагиваются лишь отдельные аспекты взаимоотношений среднестатусных членов группы и изучаются подобные взаимосвязи на достаточно ограниченном контингенте испытуемых в рамках одного типа групп.

Парадоксальность представленной ситуации заключается, прежде всего, в том, что речь в данном случае идет о самой многочисленной внутригрупповой статусной прослойке, о «большинстве» в группе. Однако данная часть группы, по сути, остается вне зоны научного анализа. В этом плане психология далеко отстала от социологической науки, современная ипостась которой как раз характеризуется самым пристальным вниманием к так называемому «среднему слою», который, как показывает целый ряд исследований (М. К. Горшков, Г. Г. Дилигенский, Т. И. Заславская, С. В. Мареева, Н. А. Молькова, Н. В. Тихонова и др.), в решающей степени определяет направленность развития общества и уровень сознания его граждан. Не стремясь механистически, напрямую экстраполировать выявленные в рамках социологии больших групп закономерности в сферу психологии малых групп, все же необходимо, наконец, определить степень значимости среднестатусного члена группы в процессе жизнедеятельности реально функционирующего и, в первую очередь, контактного сообщества.

Актуальность работы обусловлена и тем, что в современной психологической науке традиционно активно используются понятия «лидер» и «аутсайдер», «ведомый», «последователь». Наряду с этими терминами более чем часто, особенно в эмпирических исследованиях, встречаются такие их, по сути дела, синонимы, как «высокостатусный член группы» и «низкостатусный член группы». Помимо данных понятий в психологической литературе встречается и термин «среднестатусный член группы». Однако если первые две статусные категории могут быть четко определены в группе, в том числе и не только потому, что существуют конкретные методические средства для решения подобного рода задач, но и в связи с тем, что рассматриваемые научные понятия получили свое описание во множестве психологических словарей и энциклопедий, то, к сожалению, подобного невозможно сказать о среднестатусных членах сообществ. На настоящий момент нет четкого определения понятия «среднестатусный член группы» ни в отечественных, ни

5

в западных источниках, нет развернутого описания его социально-психологических характеристик, что, в первую очередь, затрудняет не только научный анализ обсуждаемого феномена, но и процесс эмпирического исследования данного контингента испытуемых. Этот факт подтверждает необходимость всестороннего описания и определения представленного термина наравне с уже устоявшимися понятиями «лидер» и «аутсайдер». При этом нужно помнить о том, что в данном случае речь идет ни в коей мере не о среднестатистических представителях социальных сообществ, а о тех, которые, занимая промежуточное положение в интрагрупповом ранговом статусном ряду, никак не могут быть отнесены ни к одной из двух «полярных» статусных категорий.

Значимость исследуемой проблематики также определяется еще и тем, что именно в рамках традиционной средней школы, среднего специального и высшего учебных заведений, где, несмотря на несомненную декларацию выбора личностно-ориентированной модели образования, а также провозглашенность индивидуального подхода к учащимся, на настоящий момент продолжает доминировать фронтальная схема как обучения, так и воспитания, педагоги практически полностью оказываются лишены психологически выверенных знаний о позиции среднестатусного ученика. Таким образом, преподаватели зачастую не используют «ресурс среднего» для формирования своих взаимодействий с учащимися разных статусных категорий, а также для развития непосредственно системы отношений учащихся.

Кроме того, обсуждение заявленной темы становится особенно важным в рамках активно разрабатываемого в последнее время отечественными психологами направления психологической науки. В данном случае речь идет о формировании новой ветви социально-психологической науки, носящей междисциплинарный характер, — социальной психологии развития (В. А. Ильин, М. Ю. Кондратьев, Н. Н. Толстых и др.). При этом исследователи (например, Ильин, 2009) видят одну из главных проблем данной синтетической научной области в разработке новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющих собой интегрированную систему взаимодетерминированных субъектов. Исследование, напрямую посвященное выявлению взаимосвязи положения в социальной группе с конкретными проявлениями поведения и характера отношений среднестатусной личности, поможет установить специфические закономерности и позволит выявить некоторые пути решения поставленной проблемы.

Цель теоретико-эмпирического исследования: разработка социально-психологического подхода к исследованию феномена «среднестатусности», а также изучение специфического положения и особенностей межличностных взаимоотношений среднестатусных членов группы с представителями всех интрагрупповых статусных категорий (на примере средних общеобразовательных, средних специальных и высших учебных учреждений).

6

Объект исследования: интрагрупповое структурирование и статусные отношения в группах учащихся в условиях образовательных учреждений.

Предмет исследования: феномен «среднего статуса», проявляющийся в особенностях положения и значимости среднестатусных участников для членов их ученических групп и педагогов, характере межличностных отношений среднестатусных учащихся с разными статусными категориями в рамках ученических групп.

Первая гипотеза. Исходя из большого количества психологических, психолого-педагогических, социологических исследований можно предположить, что существуют общие социально-психологические закономерности, в которых выражается феномен среднестатусности. При этом данные социально-психологические закономерности и зависимости проявляются схожим образом в группах учащихся независимо от типа социального сообщества, а также социально-демографических и психологических характеристик его членов:

1.1.  Среднестатусные члены группы, реализуя большую часть социометрических и референтометрических выборов, определяют становление и развитие неформальной системы взаимоотношений в ученической группе.

1.2.  Среднестатусные учащиеся занимают стабильную промежуточную позицию в неформальной интрагрупповой системе отношений. Подобное положение, в первую очередь, отражается на их позиции в аттракционной и референтометрической структурах, осознанности и адекватности представления картины межличностных взаимоотношений в контактной группе.

1.3.  Среднестатусные члены ученической группы обеспечивают и самим себе, и остальным своим одногруппникам необходимое поле эмоционального благоприятствования. С данной статусной категорией у представителей всех статусных слоев наблюдается наибольшая степень взаимности межличностных выборов. Кроме того, учащиеся со средним статусом являются наиболее предсказуемыми участниками межличностного взаимодействия, что также вносит стабильность и устойчивость в жизнедеятельность группы.

1.4.  Среднестатусные члены группы выступают как достаточно привлекательные и значимые личности для своих сверстников. При необходимости выбора, с кем сплотиться в группе на основе схожих интересов, личностных черт, высокостатусные и низкостатусные учащиеся стремятся к объединению именно со среднестатусными одногруппниками в рамках группы. Сами среднестатусные идентифицируют себя часто с членами группы со «средним» статусом, а в случае выбора из двух «полярных» статусных категорий ориентированы больше на лидеров ученических объединений.

Вторая гипотеза. Несмотря на наличие общих закономерностей, связанных с феноменом среднестатусности, существуют уникальные формы его проявления в разных ученических сообществах в зависимости от социально-возрастных особенностей входящих в них членов, а также наиболее

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Ssp_2012/Ssp-a46.htm