1 АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
На правах рукописи
ГУТКИНА Нина Иосифовна
УДК: 370.157
ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.07 — Педагогическая, детская и возрастная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 1983
2Работа выполнена в ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательской институте общей и педагогической психологии АПН СССР.
Научный руководитель: | доктор психологических наук |
| В. Э. Чудновский. |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор Б. В. Зейгарник; |
| кандидат психологических наук В. И. Слободчиков. |
Ведущее учреждение: | Полтавский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко. |
Защита диссертации состоится "6" марта 1984 г. в "14" часов на заседании Специализированного совета К.018.03.01 ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.
Адрес: 103009, Москва, проспект Маркса, 20, корпус "В".
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан "2" февраля 1984 г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат психологических наук | Т. Н. Боркова |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию личностной рефлексии и особенностей ее проявления у учащихся подросткового возраста.
Актуальность проблемы. Проблема рефлексии в последние годы становится одной из наиболее значимых проблем психологии. Теоретические исследования интеллекта и психолого-педагогический анализ развития мышления в процессе обучения, проблемы формирования личности, воспитания и самовоспитания — дальнейшее продвижение в этих фундаментальных вопросах общей и педагогической психологии непосредственно связано с выявлением и раскрытием феноменов рефлексии, ее механизмов, рассмотрением и характеристикой различных рефлексивных процессов. На основании данных, полученных в последние годы, можно предположить о наличии двух специфических типов рефлексии — логической и личностной, каждый из которых наряду с общими для обоих типов признаками имеет и свои особые характеристики. Вместе с тем, механизмы рефлексии и их проявления изучены пока что явно недостаточно. В литературе нет единого мнения не только о психологической природе и механизмах рефлексии, но и о ее феноменах. Ряд исследователей отрицает существование специфических типов рефлексии, считая, что последняя есть единое, универсальное действие. Дискуссионным остается вопрос об определении термина "рефлексия" и той психологической реальности, которая обозначается этим термином. Особенно мало изучена проблема личностной рефлексии.
Актуальность данной работы определяется там, что она специально посвящена теоретическому и экспериментальному изучению
4личностной рефлексии, ее психологической природы. В работе исследуются проявления личностной рефлексии у подростков. Известно, что формирование личности в подростковом возрасте — чрезвычайно сложный и внутренне противоречивый процесс. Изучение личностной рефлексии в подростковом возрасте должно помочь лучшему пониманию этого процесса и организации воспитательных воздействий, направленных на преодоление подросткового кризиса.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе впервые дается характеристика рефлексии как исследовательского акта, направленного человеком на себя как субъекта жизнедеятельности. В диссертации выделен и подвергнут экспериментальному изучению один из феноменов личностной рефлексии — рефлексивные ожидания, описан механизм их образования, установлено, что рефлексивные ожидания могут быть адекватными и неадекватными действительным, а также изучены некоторые причины неадекватности рефлексивных ожиданий. Установлена зависимость степени адекватности рефлексивных ожиданий ребенка от наличия у него аффективных переживаний. В работе впервые рассматривается процесс развития личностной рефлексии в онтогенезе. Полученные в ходе исследования материалы позволили углубить представление об особенностях подросткового возраста, охарактеризовать подростковый возраст как сензитивный период в развитии личностной рефлексии; в диссертации получены данные о специфике проявлений личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрастах.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные, характеризующие личностную рефлексию, а также механизм образования рефлексивных ожиданий в подростковом возрасте, могут быть использованы в целях повышения эффективности
5воспитательной работы с учащимися. В работе получены данные о влиянии аффективного отношения подростка к человеку на степень адекватности рефлексивных ожиданий подростка относительно этого человека. Существенным для практики воспитания являются полученные в исследовании данные об изменении отношения к самому себе, происходящем на протяжении подросткового и юношеского возраста. На основе материалов исследования могут быть созданы методические разработки в помощь учителю по формированию личности и развитию способности к самовоспитанию у подростков и юношей.
Апробация материалов исследования. Исследование и его результаты обсуждались на заседании лаборатории возрастных закономерностей формирования личности школьника НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1982—1983 гг.).
Апробация материалов исследования также проходила на Всесоюзном совещании по рефлексии "Рефлексия в процессах и в структуре коллективной мыследеятельности" (Москва, 1981) и на конференции молодых психологов "Психология личности: теория и эксперимент" (Москва, 1982).
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии и приложения.
Основной целью исследования являлось изучение рефлексивных ожиданий как феномена личностной рефлексии. Под рефлексивными ожиданиями мы понимаем представления человека о том, что думают о нем люди, составляющие круг его общения. Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ имеющихся в психологической литературе данных по проблеме рефлексии вообще и личностной рефлексии в особенности. Теоретически обосновать представление
6о рефлексивных ожиданиях, как о проявлении личностной рефлексии.
2. Экспериментально доказать, что рефлексивные ожидания возникают в результате личностной рефлексии и что их действительно можно рассматривать как феномен личностной рефлексии.
3. Изучить явление неадекватности рефлексивных ожиданий действительным и выяснить причины, вызывающие эту неадекватность.
4. Изучить особенности развития личностной рефлексии в онтогенезе.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования. Разработанные нами методики определения рефлексивных ожиданий: определение рефлексивных ожиданий в условиях конкретной деятельности, определение рефлексивных ожиданий в ходе экспериментальной беседы по незаконченному остроконфликтному рассказу, определение неадекватности рефлексивных ожиданий (Н. И. Гуткина, 1974, 1976, 1982). Методика определения аффекта неадекватности (модифицированная в лаборатории Л. И. Божович методика Е. А. Серебряковой /1955/); методика определения тревожности, разработанная А. М. Прихожан (1975, 1976, 1977); социометрические пробы с коммуникативным и гностическим критериями (Я. Л. Коломинский, 1976, 1980; И. П. Волков, 1968; А. В. Киричук, 1972, 1974; В. А. Петровский, 1973; А. В. Петровский, В. В. Шпалинский, 1978; А. А. Кроник, 1982 и др.); экспериментальные сочинения "Что обо мне думают другие люди" и "Я глазами других людей". В исследовании использовались также целенаправленное наблюдение за учащимися и индивидуальные беседы с ними.
Для статистической обработки экспериментальных данных применялись