390 В. И. ЛУБОВСКИЙ
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ОЛИГОФРЕНОВ РАЗНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ГРУПП
Уже давно клиницистами и педагогами были отмечены некоторые специфические особенности общего поведения и учебной деятельности разных групп умственно отсталых детей. Такие специфические различия между отдельными группами детей сохраняются и в пределах более четко ограниченной категории детей-олигофренов. В то же время эти особенности не имеют прямой связи с глубиной умственной отсталости. Одни и те же особенности, лишь более или менее резко выраженные, можно отметить как у некоторых легких олигофренов (дебилов), так и у отдельных глубоких олигофренов (имбецилов). Учет этих особенностей, вскрытие их физиологических механизмов имеет значение для построения научно обоснованного индивидуального педагогического подхода к детям-олигофренам.
Правомерность и необходимость настоящего исследования с особенной ясностью обнаружились при попытке установить наиболее общие особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов. Оказалось, что целый ряд установленных особенностей нейродинамики характеризует лишь отдельные группы детей или проявляется у разных детей в различной форме.
До последнего времени основной линией классификации олигофренов является деление их по степени, глубине заболевания (выделение дебилов, имбецилов и идиотов), а кроме того, среди олигофренов всех степеней умственной отсталости в клинических работах уже давно выделялись две группы: эрективные, возбудимые олигофрены и вялые, торпидные, тормозные. Это деление проводится и в последних пособиях по психиатрии (М. О. Гуревич [3], В. А. Гиляровский [2] и др.). Следует отметить, что в категорию олигофренов отдельными авторами включается целый ряд других, совершенно особых клинических форм (в том числе и некоторые больные с текущим процессом). Олигофрения, таким образом, нередко понимается расширительно и неопределенно, как умственная отсталость вообще.
Клиническое деление находило свое отражение и в физиологических исследованиях. Так, А. Г. Иванов-Смоленский [4], принимая деление олигофренов на возбудимых и тормозных, указывает, что физиологическим основанием клинических особенностей является у детей торпидной группы («тормозных» олигофренов) резко выраженная недостаточность раздражительного процесса, а особенности «возбудимых» детей объясняются тем, что у них страдает главным образом тормозный процесс.
В физиологических исследованиях, проведенных на олигофренах разной степени — от наиболее глубоких до относительно легких (И. А. Молоткова [15], Н. М. Трофимов [27]) — был показан ряд особенностей высшей нервной деятельности «возбудимой» и «тормозной» групп олигофренов.
391В отдельных случаях авторы недостаточно строго подходили к отбору исследуемых лиц, что приводило к излишнему расширению понятия олигофрении. В этих работах, как и в ранее проводившихся клинических исследованиях, в центре анализа были, однако, различия по глубине заболевания, по его степени.
Настоящее исследование строилось на основе более определенного и узкого понятия олигофрении, установленного на основе длительного динамического изучения разных вариантов дефекта (М. С. Певзнер [18], [19], [20]).
Как уже отмечалось выше, при исследовании общих особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов обнаружился ряд особенностей, характерных для отдельных групп этих детей (В. И. Лубовский [10]). Было установлено, в частности, что у разных групп детей по-разному протекает генерализация новых раздражителей, разное действие оказывает сильный экстрараздражитель и т. д.
Анализ литературных и собственных данных показывает, что моментом, определяющим выделение некоторых основных групп олигофренов, является определенное соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — патологическое относительное преобладание возбуждения или торможения, т. е. нарушение уравновешенности нервных процессов. По аналогии с типами высшей нервной деятельности в норме можно предположить, что, кроме возбудимых и тормозных, есть группа олигофренов, у которых при наличии всех свойственных олигофренам патологических особенностей высшей нервной деятельности соотношение («баланс») основных нервных процессов не нарушено, что они уравновешены. Следовательно, применявшееся ранее деление олигофренов не является достаточно полным и, не говоря уже о ряде других специфических клинических вариантов, упускает из виду значительную группу олигофренов с уравновешенным соотношением основных нервных процессов.
Многолетние специальные клинические исследования М. С. Певзнер [18, 19, 20] показали, что среди детей-олигофренов по всей клинической картине, общим особенностям поведения, учебной деятельности и другим особенностям может быть выделен ряд качественно своеобразных вариантов дефекта. Наибольшее место среди этих вариантов занимают три основные группы детей: 1) олигофрены с уравновешенным соотношением основных нервных процессов; 2) дети с преобладанием торможения; 3) дети, в общей клинической картине которых выступает значительное преобладание возбуждения.
Физиологические особенности этих клинических групп могут быть наиболее полноценно раскрыты при анализе и одновременном сопоставлении всех трех вариантов.
Ниже приводятся основные клинические данные, характеризующие детей-олигофренов, которые относятся к группам, рассматриваемым в данной работе.
Дети-олигофрены с уравновешенным соотношением основных нервных процессов при наличии особенностей, характеризующих всех олигофренов (трудность усвоения учебного материала, особенно такого, в котором значительную роль играет отвлечение и обобщение; легкое возникновение инертных словесных штампов; трудность перехода от одной формы интеллектуальной операции к другой или от одного приема к
392другому, трудность перехода к новому материалу), наиболее организованны, направленны, легко поддаются педагогическому воздействию, внимание их относительно устойчиво, они активны, работоспособность их хорошая, они могут длительное время, не нуждаясь в дополнительной стимуляции, работать над одним заданием и обнаруживают при этом относительно высокую продуктивность, дети этой группы не проявляют значительных нарушений в поведении.
Дети «тормозной» группы чрезвычайно вялы, «заторможенны», апатичны, пассивны, не проявляют инициативы, постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции, подкреплении деятельности, повторении инструкций. Они не проявляют инициативы, мало активны в движениях, двигательно скованны. Периодически проявляются особенно трудные состояния этих детей, которые выражаются в очень резком падении тонуса. Выяснение эмоционально-волевых особенностей этих детей затруднено вследствие их чрезвычайной заторможенности.
Учебная деятельность детей тормозной группы тоже имеет свои специфические особенности. На уроке они не сразу включаются в выполнение заданий, находятся почти все время в тормозном состоянии. Работоспособность их мала, уровень продуктивности чрезвычайно низок, обычно ниже уровня их потенциальных возможностей, часто в ходе деятельности они полностью отключаются от выполнения задания.
В отличие от этих двух групп детей, олигофрены возбудимые двигательно беспокойны, чрезвычайно импульсивны, расторможены. Кроме того, в их поведении обращает на себя внимание крайняя неустойчивость: они быстро реагируют на все раздражители, особенно на вновь появляющиеся, но не задерживаются ни на одном из них, перескакивают с предмета на предмет, они очень отвлекаемы.
В учебной обстановке они нуждаются в постоянном затормаживании их импульсивных реакций. При этом задерживать эти реакции на все агенты обстановки и сосредоточить внимание возбудимых детей на чем-нибудь одном чрезвычайно трудно. Работоспособность этих детей низка как из-за сильной отвлекаемости, так и вследствие истощаемости. Продуктивность их мала.
Поведение возбудимых детей-олигофренов значительно нарушено из-за их функциональных особенностей, а эмоциональные реакции являются очень неустойчивыми и непостоянными.
Все описанные особенности проявляются у этих детей постоянно, во всех условиях.
* *
*
Задачей настоящей работы было выяснение некоторых физиологических особенностей, лежащих в основе изложенных выше клинических данных, особенностей нейродинамики, создающих специфичность клинической картины указанных выше групп олигофренов.
Для этого мы решили проследить особенности образования у разных групп детей как самых простых, так и более сложных условнорефлекторных связей, а также выяснить, как эти вновь выработанные связи проявляются в разных условиях у той или иной группы детей.
В работе применялась двигательная условнорефлекторная методика с речевым подкреплением (методика проф. А. Г. Иванова-Смоленского). Особенностью применения этой методики в настоящем исследовании было то, что последовательная выработка нескольких систем связей возрастающей сложности позволяла получить материал к характеристике разных уровней нейродинамики.
393Исследование начиналось с проверки двигательных реакций детей в виде нажима на резиновый баллон по прямому словесному приказу. При этом обращалось внимание на легкость возникновения этих реакций, их характер (форму, длительность, латентный период), наличие межсигнальных реакций, появление лишних реакций персеверативного характера. Эти показатели давали материал к характеристике концентрации процесса возбуждения в двигательном анализаторе и подвижности.
Затем вырабатывалась условная реакция на световой или звуковой сигнал. Для выяснения особенностей нейродинамики отдельных клинических групп олигофренов имели значение следующие данные: скорость образования условной реакции, характер условных реакций, наличие межсигнальных реакций. Скорость образования условных связей служила одним из показателей силы процесса возбуждения.
После выработки условной реакции производилась проба на генерализацию, для чего вводились новые, ранее не применявшиеся раздражители (как действующие на тот же анализатор, что и условный сигнал, так и адресующиеся к другому анализатору). Новые раздражители применялись, чередуясь с 2—3 условными сигналами. За опыт применялось 2—3 новых раздражителя, каждый из которых повторялся не более двух раз.
Проба на генерализацию являлась важнейшим показателем скорости и степени концентрации процесса возбуждения. Этот прием позволял не только установить особенности генерализации, но и обнаруживал нередко тормозящее действие посторонних раздражителей (затормаживание условной реакции или растормаживание дифференцировки) и таким образом свидетельствовал о наличии и силе внешнего торможения.
Следующим этапом исследования было образование простой дифференцировки световых сигналов по цвету или интенсивности, звуковых — по тону или тембру. Прослеживался характер ее образования и влияние на выработанную ранее положительную условную связь.
Затем у некоторых из исследованных детей вырабатывались более сложные дифференцировки (по длительности и по принципу правильного чередования положительных и отрицательных сигналов). Характер выработки этих дифференцировок сопоставлялся с особенностями образования более простых. Наблюдались особенности условных двигательных реакций в ходе образования сложных дифференцировок.
Это давало материал к характеристике процесса торможения и взаимного влияния процессов возбуждения и торможения в условиях простой и сложной систем связей.
Выработанные системы связей подвергались переделке. Результаты переделки служили одним из основных показателей подвижности нервных процессов.
Положительные и дифференцировочные условные связи испытывались в условиях отсутствия постоянного подкрепления (отмены постоянного подкрепления).
У всех детей производилась проверка выработанных связей в последующем опыте через несколько дней (от одного дня до недели) после их образования.
Оба последних приема позволяли характеризовать прочность условных связей.
Основные данные к характеристике взаимодействия сигнальных систем у детей, особенностей их словесных реакций давал словесный отчет
394о выработке связей и сопоставление его с самим ходом образования связей. Дополнительными данными служили результаты пробы словесных обозначений непосредственных условных сигналов до и после выработки дифференцировки, а также после переделки.
По описанной методике было обследовано более сорока учащихся I—IV классов вспомогательной школы, олигофренов в степени дебильности и имбецильности в возрасте от 8 до 13 лет. Некоторые из них специально подобраны для исследования по клиническим данным с большинством же детей работа проводилась без предварительного ознакомления с их клиническими характеристиками.
Для выяснения особенностей регулирующей роли словесной системы ряд детей был исследован по методике предварительной словесной инструкции. Это давало сравнительный материал к результатам, полученным при применении методики с речевым подкреплением.
При использовании методики предварительной словесной инструкции процесс выработки связей снимается, условная связь почти всегда замыкается сразу, «дается в готовом виде», однако вместе с тем вносятся и некоторые сложности: большие требования в связи с отсутствием постоянного подкрепления предъявляются к прочности связей, к подвижности нервных процессов.
Прежде всего, как и при работе по методике с речевым подкреплением, производилось образование двигательной условной реакции на простой световой или звуковой сигнал. Для этой цели давалась инструкция типа: «Когда будет загораться синий огонек — сжимай мячик». Как и при образовании связей по двигательной условнорефлекторной методике с речевым подкреплением, прослеживалась генерализация вновь применяемых раздражителей после образования прочной реакции на условный сигнал. Затем вводилась простая дифференцировка, для чего давалась инструкция типа: «Нажимай только тогда, когда будет загораться синий огонек», а если такая форма инструкции не приводила к образованию дифференцировки, давалась полная инструкция, например: «Когда будет синий огонек — нажимай на мячик, а когда будет желтый — не нажимай». После этого проводилось, образование более сложных дифференцировок (по длительности и по принципу чередования дифференцировочного сигнала с положительным), для чего применялись соответствующие инструкции.
Образованные связи подвергались переделке. Изменение условного значения раздражителей также достигалось с помощью инструкции.
Наиболее сложными из образуемых по предварительной инструкции были «конфликтные» связи, которые выражались в том, что исследуемые дети должны были отвечать на сигнал действием, противоречащим этому сигналу и соответствующим другому (например, в ответ на две вспышки света нажимать баллон три раза, а на три вспышки отвечать двумя нажимами). Такого рода связи в нашем исследовании образовывались только по предварительной инструкции. Ход их образования представляет особый интерес с точки зрения словесной регуляции действий детей-олигофренов, так как при их образовании предъявляются особенно высокие требования к устойчивости, избирательности и подвижности словесной регуляции условных реакций. Образование «конфликтных» связей позволяет тем самым получить важнейшие показатели к характеристике отмеченных сторон нейродинамики.
395* *
*
Следует указать, что почти все дети по полученным в ходе их изучения результатам разделились на группы, совпадающие с описанными выше клиническими вариантами. К концу исследования было проведено сопоставление всех экспериментально-физиологических материалов с клиническими данными.
Проведенное исследование обнаружило, что имеется целый ряд физиологических особенностей (вернее, патологических отклонений от физиологической нормы), свойственных всем детям-олигофренам. Эти особенности проявляются более или менее ярко в зависимости от тяжести заболевания. Подробному рассмотрению этих особенностей посвящены ранее опубликованные работы (В. И. Лубовский [10], [11], А. И. Мещеряков [14] и др.).
Кратко суммируем эти особенности здесь.
1. Все дети-олигофрены отличаются от нормальных некоторой слабостью основных нервных процессов, особенно слабостью внутреннего активного торможения. Последняя проявляется прежде всего в нестойкости дифференцировок и трудности выработки наиболее сложных из них. Слабость раздражительного процесса проявляется в трудности образования одновременно нескольких условных рефлексов. В некоторых случаях прямо обнаруживается быстрая истощаемость процесса возбуждения, которая проявляется в падении величины условных реакций или в появлении выпадения этих реакций при продолжительном ведении исследования.
2. Характерной для всех детей-олигофренов является патологически усиленная иррадиация нервных процессов, которая проявляется в целом ряде фактов, а прежде всего в широкой генерализации раздражителей, нарушенной (плохой) стабилизации условных реакций, сильном последовательном торможении и т. д. Усиление иррадиации связано со слабостью нервных процессов у детей-олигофренов.
3. У всех детей-олигофренов наблюдаются проявления повышенной отрицательной индукции. Патологически усиленная отрицательная индукция проявляется в торможении условных реакций после введения экстрараздражителя, трудности образования одновременно двух условных реакций (здесь наряду со слабостью раздражительного процесса).
4. Наиболее существенной особенностью высшей нервной деятельности олигофренов является инертность, особенно ярко выступающая на уровне второй сигнальной системы. В непосредственной сфере эта инертность проявляется в тонических двигательных реакциях, лишних движениях персеверативного характера, неполной или непрочной переделке условного значения раздражителей, восстановлении старых условных связей без подкрепления, в практической невозможности переделки невербализованных систем связей и т. д. На уровне второй сигнальной системы обнаруживаются грубая инертность старых словесных связей (в отчетах), персеверации в речевых реакциях, легкость образования словесных стереотипов (отщепляющихся от непосредственных реакций), инертность словесных связей после переделки непосредственных условных реакций.
Однако на этом фоне имеется целый ряд особенностей, специфичных для отдельных групп олигофренов, а кроме того, некоторые из общих