психология | |
практическая |
Марина Куртышева
КАК СОХРАНИТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ПИТЕР® |
Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород · Воронеж
Ростов-на Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск
Киев · Харьков · Минск
2005
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Куртышева. Как сохранить психологическое здоровье детей | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
психология | |
практическая |
Марина Куртышева
КАК СОХРАНИТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ПИТЕР® |
Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород · Воронеж
Ростов-на Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск
Киев · Харьков · Минск
2005
ББК | 88.8 | |
УДК | 159.922.7 | |
К93 |
Куртышева М. А. | |
К93 | Как сохранить психологическое здоровье детей. — СПб.: Питер, 2005. — 252 с. — (Серия «Практическая психология»). |
ISBN 5-469-00429-5 Книга посвящена анализу влияния информационно-психологических факторов (теле-, видео-, аудиоинформации, рекламы, сюжетов компьютерных игр и т. п.) на эмоционально-нравственное, душевное здоровье детей различного возраста. Описаны реальные ситуации из психолого-педагогической практики автора, бесед с родителями на консультативных приемах. Даны конкретные программы, советы и рекомендации по сохранению и развитию психологического здоровья детей. Книга будет полезна как для родителей, так и для специалистов в области социальной и детской психологии и педагогики, для специалистов воспитания и всех интересующихся вопросами психологии здоровья детей и взрослых. | |
ББК 88.8 |
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-469-00429-5 | © ЗАО Издательский дом «Питер», 2005 |
Содержание
Введение | 7 |
Этюд 1. «И дольше века длится день...», или Один день из жизни школьного психолога | 16 |
Комментарий специалиста | 26 |
Этюд 2. «После трех уже поздно?»... Прав ли японский психолог, или История обследования одного детского сада | 37 |
Комментарий специалиста | 43 |
Этюд 3. Куда исчезла музыка, или Праздник Хэллоуин и эмоциональный мир наших детей | 51 |
Комментарий специалиста | 54 |
Этюд 4. «Особая» школа для «особых», или О чем плачут богатые дети? | 60 |
Комментарий специалиста | 71 |
Этюд 5. Сколько букв в слове «небо», или История о том, куда ведет наших детей увлечение кроссвордами | 81 |
Комментарий специалиста | 86 |
Этюд 6. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», или Рассказ о волшебной силе искусства | 92 |
Комментарий специалиста | 95 |
Этюд 7. «Образ может убить, образ может спасти», или Что же любят смотреть наши дети сегодня? | 98 |
Комментарий специалиста | 102 |
Этюд 8. «Милый, дорогой, любимый, единственный мой... Человек-паук!» Размышления о психологической роли современных игрушек | 110 |
Комментарий специалиста | 114 |
Этюд 9. Что такое новый диагноз «агрессия неясной этиологии», или Как помочь трудным детям? | 118 |
Комментарий специалиста | 125 |
Этюд 10. «Никого не жалко, никого... Ни тебя, ни меня, ни его...» Из песни слов не выкинешь, или Что выбирают наши подростки | 127 |
Комментарий специалиста | 131 |
Этюд 11. «Из чистого истока в прекрасное далеко...» О психологическом здоровье беременных | 142 |
Комментарий специалиста | 148 |
Этюд 12. «Дорогие родители! Больше всего на свете я мечтаю о...» или Письмо родителям с надеждой на сотрудничество | 153 |
Заключение | 165 |
Приложение № 1 | |
Фрагмент из книги «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» | 166 |
Советы психолога по общению с ребенком | 177 |
Фрагмент из книги А. Рогозянского «Хочу или надо» | 182 |
Фрагмент из книги «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» | 185 |
Сценарий «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим!» | 186 |
Список учебных видеофильмов | 197 |
Приложение № 2 | |
Программа Центра социально-психологического здоровья детей, подростков и молодежи «Камертон» | 200 |
Приложение № 3 | |
Роль традиционной народной игры в процессе формирования социальных и духовных ориентиров ребенка | 207 |
Из цикла радиопередач Т. А. Меховой «Сорока-ворона» | 214 |
Приложение № 4 | |
«Камертон», или Человек звучащий | 219 |
Проспект программы абилитации молодежи в условиях реальности нового века | 224 |
Приложение № 5 | |
«Как стать моральным уродом?» | 228 |
Приложение № 6 | |
Правила семейного воспитания | 241 |
Памятка для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста | 243 |
Памятка для родителей по сохранению социально-психологического здоровья детей и подростков | 244 |
Приложение № 7 | |
Текст Натальи Рогачевой к листам из графической серии «Малыш» | 247 |
Приложение № 8 | |
Интервью М. А. Куртышевой с Т. А. Левашовой | 248 |
Эта книга — обращение ко всем тем, кто с гордостью называет себя родителем. Кто же они — сегодняшние родители? Каковы их тяготы, радости, заботы и огорчения? Какие у них возникают вопросы и пожелания?
Может быть, им только 30 с небольшим; их ребенок скоро перестанет ходить в детский сад, став первоклассником. Сколько всевозможных хлопот и тревог осталось позади, сколько еще придется пережить!
А может, родителям сегодня уже «за 50», и у их детей есть уже свои дети. В воспитании внуков многое видится объемнее и яснее. Но как передать огромный опыт волнений, ошибок, утрат и всепоглощающего счастья, которое так хорошо знают только родители...
Или, напротив, заинтересовавшимся вопросами воспитания детей может быть всего 18, и они наперед пытаются понять, какими должны быть родители, как поступить, чтобы не повторить ошибок тысяч других...
Эта книга создавалась не один год. Целых 12 долгих лет накапливались материалы, прояснялись идеи, прежде чем оказалось возможным ее издать. Все началось в 1992 г., когда я, психолог с 20-летним стажем работы во многих отраслях психологии, преподаватель вуза, волею судьбы попала в Санкт-Петербургский институт усовершенствования учителей и сразу же окунулась в новую для меня атмосферу психолого-педагогических исследований, диагностирования, работы с детьми школьного и дошкольного возраста.
Школы, детские сады Санкт-Петербурга, Ленинградской области... За эти годы я увидела тысячи и тысячи детей... Многие из связанных с ними событий запечатлелись в сердце.
Исследования, консультативные приемы родителей, медико-психолого-педагогические консилиумы, педагогические советы и совещания, межведомственные комиссии, родительские конференции... Параллельно — лекции и авторские курсы во многих университетах и институтах Санкт-Петербурга, руководство студенческой и аспирантской практикой будущих психологов в образовательных учреждениях и, пожалуй, самое дорогое: работа в системе постдипломного образования педагогов, социальных педагогов и психологов.
Такое профессиональное и глубоко личное общение со специалистами, имеющими свой собственный опыт и взгляд на обучение и воспитание, — настоящая кладовая опыта работы с детьми. Число моих коллег и соратников, с которыми я трудилась бок о бок эти 12 лет, наверное, не меньше 100 человек. Это творческое общение, как и наши большие надежды на здоровое и счастливое будущее молодого поколения России, и стали тем камертоном, который определил настрой моей книги.
Так пусть с этих страниц прозвучат мои слова благодарности и признательности всем тем, с кем мне посчастливилось сотрудничать и открывать новое.
Академику Борису Герасимовичу Ананьеву, моему первому Учителю и Наставнику, ушедшему из жизни в год окончания мною факультета психологии Ленинградского государственного университета; заповедавшему мне искренне и горячо любить научный поиск, не бояться познавать и верить в высокие Идеалы.
Доценту, кандидату педагогических наук Тамаре Николаевне Левашевой, в прошлом директору одного из самых первых психолого-педагогических медико-социальных центров развития ребенка в Санкт-Петербурге. Она ввела меня в удивительный мир дошкольного детства, поддержала все творческие начинания нашего дружного профессионального коллектива и дала заряд душевной бодрости и подлинного интереса к миру ребенка и семьи.
Доценту, кандидату филологических наук Людмиле Сергеевне Шишкиной-Ярмоленко, лингвисту, социальному антропологу, уникальному исследователю языка и речи, философу, автору «Этического канона русской сказки». Человеку, который прозревает будущее.
Известному в нашем городе психологу, автору многих книг по психологии детства и юности, автору уникальных и далеко опережающих наше время педагогических программ, учащих вере, надежде и любви, моей дорогой подруге и соратнице Нине Евгеньевне Сальниковой.
Заведующей кафедрой психологической помощи РГПУ им. А. И. Герцена, доценту, психологу петербургской научной школы под руководством Б. Г. Ананьева, автору многих книг, пособий и программ по психологическому консультированию и профессии психолога, романтику и удивительному человеку Елене Павловне Кораблиной.
Руководителю городской программы «К здоровой семье через детский сад», педагогу и врачу, основателю «Школы родителей» в Санкт-Петербурге, настоящему подвижнику и человеку с большим сердцем Татьяне Владиславовне Коваленко.
Бывшей заведующей детским садом № 91 «Ксения», безвременно ушедшей Ольге Леонидовне Стобород; уникальному руководителю, которая смогла сплотить сотни талантливых педагогов; руководителю и координатору нашего районного семинара «Психолого-валеологические проблемы детства», продолжавшегося в течение 1996—2000 гг.
Мечтаю о том, чтобы книгу прочли наши будущие друзья и коллеги, талантливые и неравнодушные родители, все те, для кого ребенок — это вселенная!
• Детская психология → Общие проблемы детской психологии