Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психологии образования

Кафедра Дошкольной педагогики и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

дипломная работа

«СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ»

Специальность «050703.65 — Дошкольная педагогика и психология»

Специализация «Управление дошкольным образованием»

Зав. кафедрой:

Бурлакова И. А

Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике:

Осокина Н. Н.

Руководитель:

Кузьмишина Т. Л.

Студент:

Кошелева Е. А.

Рецензент:

Гуторов С. И.

Рецензент:

Масалова В. С.

Москва, 2013

2

Аннотация

Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность исследования вызвана растущим числом дошкольных образовательных учреждений и вниманием широкой общественности и психолого-педагогической науки к качеству и содержанию дошкольного образования, которое во многом зависит от работы педагогов и заведующих детскими садами.

Экспериментальное исследование проводилось на базе трех дошкольных учреждений, выборка испытуемых составила 86 человек. Изучались стили управления и личностные качества руководителей, а также особенности психологической атмосферы в трудовых коллективах. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей работы по созданию эффективной модели управления дошкольными учреждениями.

3

СОДЕРЖАНИЕ

3

Введение

4

ГЛАВА I

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

10

1.1. Стили руководства в образовательном учреждении

10

1.2. Социально-психологический климат педагогического коллектива

15

1.3. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления

21

ВЫВОДЫ

26

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНо-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

27

2.1. Констатирующий эксперимент по изучению стиля руководства и личностных качеств руководителя ДОУ

27

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

30

ВЫВОДЫ

36

Заключение

37

Список литературы

39

Приложение

42

4

Актуальность исследования

В настоящее время в России отмечен демографический рост, в связи с чем открывается все больше детских дошкольных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Общественное воспитание — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей, в нашей стране начинается с трех до семи лет. Являясь первым звеном в системе народного образования, детский сад в тесной связи с семьей обеспечивает детям всестороннее гармоничное развитие и подготовку к успешному обучению в школе. Среди слагаемых успеха, которого добиваются многие педагогические коллективы в воспитании детей, важную роль играет как высокий профессионализм воспитателей, так и слаженность их действий в достижении поставленных целей, а также использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе.

Профессиональная компетентность воспитателя по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в детском саду. Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. Важнейшая роль в формировании психологического климата в коллективе отводится руководителю. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личности руководителя оказывает на стиль руководства. Это подтверждено многочисленными исследованиями, где стиль руководства — это управляющий инструмент, от которого зависит психологический климат в коллективе. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива — есть основа для эффективной деятельности воспитателей и повышения их творческой активности. Психологический климат в дошкольной образовательной организации оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого

5

педагога, и, безусловно, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, на формирование знаний и умений у детей дошкольного возраста. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворенность трудом педагогов. Чем выше удовлетворенность трудом каждого педагога, тем благоприятнее социально-психологический климат в коллективе и тем эффективнее работа коллектива в целом.

Исследователи К. Ю. Белая, Л. М. Волобуева и др. отмечают, что задача формирования личности ребенка дошкольного возраста наиболее успешно реализуется в случае, когда управленческие действия руководителя ДОУ взаимосвязаны со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения. Ведущим направлением руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности. Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают значительное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в ДОУ должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются всеми членами коллектива, а не самим руководителем.

В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждают разные аспекты управленческой деятельности в образовании. Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящены труды В. С. Лазарева, Г. Л. Фриша, В. А. Сластенина, Е. И. Рогова. Совершенствованию управленческих умений руководителей образовательных учреждений, в том числе ДОУ, посвящены работы О. Ю. Бараевой, Л. Бондаренко, Н. С. Анциперовой и Л. К. Гребенкиной, М. Л. Левицкого и Т. Н. Шевченко, Э. В. Литвиненко, В. И. Зверевой, Н. Н. Лященко и Л. В. Поздняк. Педагогическое управление как разновидность социального

6

управления рассматривали В. Г. Афанасьев, Л. А. Буева, В. П. Симонов. Исследованием закономерностей педагогического управления занимались Ю. К. Бабанский, Ю. В. Васильев, М. И. Кондаков, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др. Проблема управления ДОУ и содержания управленческой деятельности руководителя рассмотрены в работах К. Ю. Белой, Л. М. Волобуевой, Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. А. Лагоды, В. И. Маслова, Э. М. Никитина, Е. П. Тонконогой, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной. Все авторы отмечают важность личности в управлении ДОУ, но вместе с тем, недостаточное влияние уделяется стилю управления.

Проведенный анализ социальной и психолого-педагогической литературы, посвященный личности и деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, дает нам возможность выявить ряд противоречий: тема наиболее эффективного стиля управления руководителя ДОУ, влияющего на благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Руководитель ДОУ рассматривается, как правило, в качестве инструмента для принятия управленческих решений, и обязанность руководителя — нести ответственность за конечный результат деятельности учреждения, но, вместе с тем, не говорится о том, как поступать руководителю в определенных ситуациях, и какие принимать решения.

Таким образом, в исследованиях в области управления подчеркивается необходимость нахождения связи между способностями руководителя в управлении и продуктивностью процесса управления. Только так компетентный, авторитетный руководитель, который имеет отработанные навыки профессионального общения с членами группы создает в ней благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей, повышая при этом эффективность деятельности коллектива.

7

Актуальность данной темы состоит в создании целостной системы в ходе реализации функции контроля в деятельности руководителя ДОУ.

Цель исследования: изучение стиля управления дошкольным учреждением как фактора социально-психологического климата в коллективе.

Объект исследования: стиль управления руководителя ДОУ.

Предмет исследования: взаимосвязь стиля управления руководителя ДОУ и социально-психологического климата педагогического коллектива.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем управления дошкольным учреждением и социально-психологическим климатом в коллективе. Демократический стиль управления создает более благоприятный социально-психологический климат, чем директивный (авторитарный).

Задачи исследования:

1.    Провести теоретический обзор психологический и педагогической литературы по проблеме управления с целью изучения теоретических подходов и факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе.

2.    Провести диагностику стиля управления руководителя ДОУ и самооценки стиля руководства заведующих.

3.    Исследовать социально-психологический климат педагогического коллектива.

4.    Сопоставить полученные данные.

Методы исследования:

1.   Метод теоретического анализа.

2.   Эксперимент.

3.   Количественная и качественная обработка данных.

Методики исследования:

1.   Тест «Личные качества руководителя» [19];

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/KoshelevaEA/KSu-dipl-062.htm