Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

В книге исправлены грубые опечатки.

1

Московский городской психолого-педагогический
университет

Факультет психологии образования

Е. О. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова

ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие для воспитателей

Москва, 2004

2

Смирнова Е. О., Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В.

Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.

 

© МГППУ, 2004

© Центр “ Развитие”

3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

6

Ведущая роль предметной деятельности для детей раннего возраста

6

Основные направления развития предметной деятельности

8

Особенности педагогической работы с детьми раннего возраста

9

РАЗДЕЛ 1. Игры и занятия, развивающие практические и орудийные действия

12

Игры с мячами

14

«Поймай мячик»

14

«Мячик катится по кругу»

14

«Мячик, не падай»

15

«Мячик, поскачи»

16

«Закати мяч в ворота»

16

«Мини-баскетбол»

16

«Мяч летает через сетку»

17

Каталки и тележки

17

«Каталки»

18

«Движение под уклон»

18

«Почему машинка не катится?»

18

«Ездим по дорожкам»

18

«Езда с препятствиями»

19

«Змейка»

19

Сачки, удочки, черпачки

19

Поймай рыбку

20

«Ловим на крючок»

20

«Щипцы и пинцеты»

20

«Сачки и черпачки»

21

Молоточки, колышки, палочки

21

«Молоток и колышки»

22

«Молоток-печатка»

22

«Блинчики»

23

«Мозаика»

23

4

«Ножики»

23

«Трубки и палочки»

24

Лопатки, совочки, ложки

24

«Насыпаем-высыпаем»

24

«Копаем»

24

«Секреты в песке»

25

«Куличики»

25

«Постройки из песка»

25

Конструкторы

25

«Машинки, кораблики, самолеты»

26

«Поезд»

26

«Стенка»

27

«Домики»

27

Постройки из мебели и подручного материала

27

Застежки, молнии, крючки и замочки

28

Ленты, нитки, веревочки

29

«Распусти носочек, смотай клубочек»

29

«Заплети косичку»

30

«Намотай, забинтуй»

30

«Нанизываем бусы»

30

«Шнуровка»

31

«Выложи дорожку»

31

Бытовые навыки

31

РАЗДЕЛ 2. Игры, развивающие познавательные процессы и мышление малышей

33

Вкладыши

35

Вкладывание и перекладывание мелких предметов

35

«Пряталки»

36

«Собирание»

37

«Раскладывание»

37

«Башня»

37

Пирамидки

39

«Разберём и соберём»

41

«Приходите на лужок»

42

«Солнышко»

43

Кубики

44

Матрешки

45

«Знакомство с матрёшкой»

46

«Матрёшечный детский сад»

46

5

Картинк

48

«Найди нужный предмет»

48

«Найди половинку»

48

«Упадай, что на картинке»

49

«Зайчик и белочка»

49

Прятки с игрушками

49

РАЗДЕЛ 3. Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста

51

Игры-эксперименты

53

«Коробочки с секретом»

53

«Игрушки с сюрпризом»

53

«Тряпочные игрушки»

54

«Погремушки из бутылок»

54

«Игры с магнитом»

55

«Волшебный мешочек»

55

Игры с красками

56

«Таинственные отпечатки»

56

«Превращения воды»

56

Игры с водой

57

«Наливаем-выливаем»

57

Эксперименты с тонущими и плавающими предметами

59

Мыльные пузыри

59

Игры с песком

60

Игры с бумагой

62

РАЗДЕЛ 4. Игры и занятия, развивающие целенаправленность действий

63

Фигурная пирамидка

65

Постройки из кубиков

66

Конструкторы

67

Лепка, конструирование из природного и бросового материала

67

Мозаика

68

Пазлы

68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

70

Советы воспитателю

70

6

Введение

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческость и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Коротко остановимся на возрастных особенностях этого периода, которые определяют и своеобразие педагогических воздействий при работе с детьми от года до трёх.

Ведущая роль предметной деятельности
для детей раннего возраста

В раннем возрасте взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. Общение со взрослым имеет ситуативно-деловой характер и представляет собой деловое сотрудничество. Такое сотрудничество не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Ребёнку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передает

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Sii-001/Sii-001.htm