Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Академия педагогических наук СССР

Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии

 

На правах
рукописи

РУБЦОВ Виталий Владимирович

 

УДК 159.97

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.00.07 — педагогическая и возрастная психология

Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук

Москва — 1986

2

Оглавление

 

Введение

6

Часть I.     Организация совместной деятельности и проблема психического развития детей

21

Глава I.     Анализ основных направлений исследования организации совместной деятельности в психологии

21

I.1.

Постановка проблемы исследования совместной деятельности в общей психологии

21

I.1.1.

Типы используемых задач и методы исследования процессов организации совместной деятельности

23

I.1.2.

Показатели совместности решения задач

31

I.1.3.

Механизмы, определяющие продуктивность совместного решения задач

36

I.2.

Исследование проблемы совместной деятельности в социальной психологии

46

I.2.1.

Исследование проблемы совместной деятельности в западной социальной психологии

46

I.2.2.

Исследование проблемы совместной деятельности в советской психологии

49

I.3.

Исследование проблемы совместной деятельности в возрастной и педагогической психологии

74

I.3.1.

О двух основных подходах к изучению совместной деятельности как основы психического развития ребенка

74

I.3.2.

Организация совместной деятельности и исследование генетических процессов

78

I.3.3.

Исследование взаимоотношений в детских коллективах

84

I.3.4.

Общение и его влияние на психическое развитие ребенка

88

I.3.5.

Совместная деятельность как фактор, обусловливающий интеллектуальное развитие

91

I.3.6. 

Организация групповых форм обучения

 95

3

Глава II.    Предмет, структура и психологические условия возникновения учебно-познавательного действия (к постановке проблемы организации совместной деятельности в связи с исследованием генетических процессов)

109

II.1.

Понятие об учебной задаче и учебном действии

109

II.2.

Роль действия в конструктивно-содержательном анализе объекта. Механизм знакового опосредствования

138

II.3.

Гипотеза и метод исследования организации совместной деятельности

149

Глава III.   Организация совместной деятельности и развитие интеллекта у детей (на примере совместного решения задач на включение классов)

156

III.1.

Проблема развития интеллекта в концепции Ж. Пиаже. Соотношение операциональных и конструктивно-содержательных способов анализа объекта

157

III.2.

Методика экспериментального исследования "Кольцо из предметов" (модифицированный вариант методики Ж. Пиаже)

172

III.3.

Формы кооперации и интеллектуальные структуры. Анализ результатов эксперимента

179

III.4.

Критика идей Ж. Пиаже о врожденности механизмов интеллектуального развития ребенка

192

Глава IV.  Организация совместной деятельности и развитие понятий у ребенка (на примере совместного решения задач на образование родо-видовых отношений)

200

IV.1.

Роль знака в образовании понятий

200

IV.1.1.

Проблема образования понятий в исследованиях Н. Аха и Л. С. Выготского

200

4

IV.1.2.

Исследование процессов знакового опосредствования в образовании понятий у ребенка (мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный индивидуальный вариант методики Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова)

207

IV.2.

Взаимопонимание и его роль в образовании понятий у детей (модифицированный групповой вариант методики Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова)

227

Часть II.    Экспериментальное исследование структуры, динамики и типов организации совместной учебной деятельности

249

Глава V.   Психологические закономерности организации совместных учебных действий школьников

250

V.1.

Характеристика способов организации совместных действий

250

V.1.1.

Методика экспериментального исследования совместных действий "Контур"

250

V.1.2.

Типы организации совместных действий

260

V.2.

Формы обращения в процессе организации совместных действий (характеристика коммуникативных взаимодействий)

277

Глава VI.  Закономерности и механизмы начальных этапов организации совместных учебных действий (на примере совместных способов решения класса двигательных задач)

283

VI.1.

Характеристика ориентировочно-опробующих действий на этапе поиска решения учебной задачи

283

VI.2.

Роль ориентировочно-опробующих действий на начальных этапах организации совместного действия. Натурализм и учебное моделирование — две формы коллективного анализа объекта

302

Глава VII.  Развитие понимания у детей в условиях совместного решения учебных задач (на примере исследования понимания детьми мультипликативных отношений)

316

5

VII.1. 

Методика экспериментального исследования "Весы"

316

VII.2.

Анализ коллективных взаимодействий

322

VII.3.

Развитие понимания детьми мультипликативных отношений

338

Глава VIII. Формирование совместных учебных действий у школьников (на примере экспериментального обучения физике)

355

VIII.1.

Учебные ситуации и групповые формы организации учебной работы

355

VIII.2.

Развитие групповых способов решения задач по физике

369

VIII.3. 

Возрастные возможности формирования совместных учебных действий

376

Заключение

382

Литература

391

6

Введение

Проблема и ее актуальность. Современный этап развития системы народного образования, задачи которого сформулированы в новой редакции Программы КПСС, материалах и решениях XXVII съезда КПСС, представлены в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, ставит перед психолого-педагогическими науками качественно новые проблемы. Эти проблемы органично связаны с необходимостью существенного повышения качества обучения и воспитания школьников, более высокого научного уровня преподавания каждого учебного предмета, решения задач гармонического развития личности детей. Насущные требования развитого социалистического общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения усиливают социальную значимость поиска и психолого-педагогического обоснования таких форм и методов учебной работы, которые могли бы обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно пополнять свои знания, успешно ориентироваться в современной научной и политической информации, стать эффективным средством развития учащихся.

Важное место в разработке проблемы совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса занимают исследования групповых и коллективных форм организации учебной деятельности. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что правильно организованная совместная деятельность взрослого и школьников, самих школьников является важным резервом развития учащихся, служит основой возникновения таких важных качеств личности, как умение утверждать свою активную позицию, согласовывать и координировать эту позицию с другими. Такая форма организации деятельности подготавливает учащихся к включению в общественно значимые

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/RPo-1986/RPo-428.htm