1 Академия педагогических наук СССР
Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии
РУБЦОВ Виталий Владимирович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.00.07 — педагогическая и возрастная психология
Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук
Москва — 1986
6 Введение
Проблема и ее актуальность. Современный этап развития системы народного образования, задачи которого сформулированы в новой редакции Программы КПСС, материалах и решениях XXVII съезда КПСС, представлены в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, ставит перед психолого-педагогическими науками качественно новые проблемы. Эти проблемы органично связаны с необходимостью существенного повышения качества обучения и воспитания школьников, более высокого научного уровня преподавания каждого учебного предмета, решения задач гармонического развития личности детей. Насущные требования развитого социалистического общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения усиливают социальную значимость поиска и психолого-педагогического обоснования таких форм и методов учебной работы, которые могли бы обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно пополнять свои знания, успешно ориентироваться в современной научной и политической информации, стать эффективным средством развития учащихся.
Важное место в разработке проблемы совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса занимают исследования групповых и коллективных форм организации учебной деятельности. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что правильно организованная совместная деятельность взрослого и школьников, самих школьников является важным резервом развития учащихся, служит основой возникновения таких важных качеств личности, как умение утверждать свою активную позицию, согласовывать и координировать эту позицию с другими. Такая форма организации деятельности подготавливает учащихся к включению в общественно значимые