Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Влияние настольных игр на подготовку к обучению в школе»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Тиханова И. Г.

Студент

Бржевская С. А.

Москва, 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе, но вся подготовка носит учебный характер. Предметная подготовка дошкольников на базе общеобразовательных школ приобретает массовый характер. Это наносит особый ущерб здоровью, так как дети вынуждены по несколько часов сидеть за столами-партами, часто в вечернее время, выполняя навязываемые им виды учебной работы, что отрицательно сказывается на их физическом и психологическом здоровье. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного детства, его значения в развитии ребенка (Арапова Н., Божович Л. И., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б. и др.). Существует проблема, что задачу подготовки никто не отменял, но способы, которыми она осуществляется, неадекватны возрасту.

Актуальность проблемы определила тему настоящего исследования «Влияние настольных игр на подготовку к обучению в школе».

Цель исследования: выявить влияние настольных игр на психологическую подготовку к обучению в школе.

Объект исследования: становление психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования: настольная игра, как способ освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности.

Гипотеза: Освоение настольных игр влияет на становление предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования

1. Провести теоретический анализ проблемы психологической подготовки детей к школьному обучению.

2. Провести экспериментальное исследование и выявить влияние

3

настольных игр на освоение предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности.

3. Разработать программу для освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности с использованием настольных игр.

Теоретико-методологической основой исследования являются культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория психического развития А. Н Леонтьева, в которой разработано понятие о ведущей деятельности и ее влиянии на развитие психики.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспеченно репрезентативностью выборки, применением методов адекватных целям исследования, проведением содержательного анализа результатов, а так же использованием статистических методов обработки данных.

Научная новизна: в работе проводится более углубленное изучение способов и средств освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть положены в разработку и реализацию специальных программ по повышению готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Методы исследования: констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

В исследовании использовались методики на диагностику сформированной предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности: «Паровозы» (Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова), «Диктант» (Д. Б. Эльконин), «Диктант» (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская). На этапе коррекционного воздействия организовывались занятия с использованием специально сформированным автором набором настольных игр.

Данные по выборке детей: в экспериментальном исследовании

4

приняло участие 25 детей от 6 до 7 лет. Из них прошло коррекцию 11 детей. Исследование проходило в ДОУ.

Структура и объем ВКР Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе дается теоретический анализ представление и исследований по проблеме готовности к школьному обучению. Во второй главе описан ход эксперимента, полученные результаты, их анализ и соотнесение с гипотезой исследования. В приложении приведены материалы по процедуре исследования, даны подробные описания настольных игр, используемых в эксперименте, представлены результаты статистической обработки. Диссертация изложена на 94 страницах машинописного текста, библиография включает 71 наименований.

Основное содержание работы

В первой главе обозначена проблема готовности детей к обучению в школе на современном этапе. Ребенок дошкольного возраста, поступая в первый класс, еще полностью не соответствует тем требованиям, которые предъявляются школой к позиции школьника. Существует разрыв между тем, каким ребенок приходит в школу и каким он должен быть. Это создает многочисленные трудности, связанные с включением ребенка в школьную жизнь. В связи с этим, в теоретическом плане встает вопрос об определении необходимых и достаточных критериев готовности ребенка дошкольника к школьному обучению. Помимо выделения критериев готовности, встает задача разработки соответствующего инструментария (методик) для диагностики выделенных критериев.

Дана характеристика подходов к определению психологической готовности к обучению. Обозначены предпосылки произвольного действия, как критерий психологической готовности к школе. Описаны критерии готовности ребенка к школьному обучению с позиции разных авторов.

5

Можно выделить три подхода к выделению критериев готовности к школьному обучению. Первый подход можно назвать педагогическим. В нем делается акцент на том, что если ребенок владеет основными знаниями, умениями и навыками, требующимися в первом классе, то он готов к обучению (Т. В. Тарунтаева, Л. Е. Журова и др.).

Второй подход можно условно назвать функциональным. В нем основным понятием является не готовность к школе, а «школьная зрелость». Этот подход в основном представлен зарубежными исследованиями (А. Керн, И. Йирасек, Г. Витцлак, С. М. Громбах, Т. В. Тулва, Т. С. Сорокина, П. Я. Кеэс и др).

Третий подход к выделению критериев готовности можно условно назвать возрастным подходом. Этот подход представлен исследованиями отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Е. Е Кравцова, Н. Г. Салмина и др.). В нем авторы ключевыми критериями готовности называют новообразования дошкольного возраста или предпосылки новообразований младшего школьного возраста.

Готовность к школе на уровне личностных новообразований связана с социальным становлением ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, В. М. Мухина, Е. Е. Кравцова и др.).

Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л. И. Божович и ее последователей. Л. И Божович еще в 1960-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к

6

обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М. И. Лисина, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова).

Безусловно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению. Авторами выделяется ряд новообразований, которые можно считать критериями готовности в интеллектуальной сфере, а именно, наглядно-образное мышление, перцептивное моделирование, появление логических структур, появление символической функции.

Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами (Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина и др.).

Начиная с Л. С. Выготского, произвольность в поведении и общении считается многими отечественными авторами одним из основных новообразований кризиса семи лет. Этот показатель так же очень важен с точки зрения готовности к школьному обучению. Он обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации.

Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/BrjevskayaSA2014/BVn-ma-019.htm