1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Влияние настольных игр на подготовку к обучению в школе»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Тиханова И. Г. |
Студент | Бржевская С. А. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе, но вся подготовка носит учебный характер. Предметная подготовка дошкольников на базе общеобразовательных школ приобретает массовый характер. Это наносит особый ущерб здоровью, так как дети вынуждены по несколько часов сидеть за столами-партами, часто в вечернее время, выполняя навязываемые им виды учебной работы, что отрицательно сказывается на их физическом и психологическом здоровье. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного детства, его значения в развитии ребенка (Арапова Н., Божович Л. И., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б. и др.). Существует проблема, что задачу подготовки никто не отменял, но способы, которыми она осуществляется, неадекватны возрасту.
Актуальность проблемы определила тему настоящего исследования «Влияние настольных игр на подготовку к обучению в школе».
Цель исследования: выявить влияние настольных игр на психологическую подготовку к обучению в школе.
Объект исследования: становление психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: настольная игра, как способ освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности.
Гипотеза: Освоение настольных игр влияет на становление предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической подготовки детей к школьному обучению.
2. Провести экспериментальное исследование и выявить влияние
3настольных игр на освоение предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности.
3. Разработать программу для освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности с использованием настольных игр.
Теоретико-методологической основой исследования являются культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория психического развития А. Н Леонтьева, в которой разработано понятие о ведущей деятельности и ее влиянии на развитие психики.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспеченно репрезентативностью выборки, применением методов адекватных целям исследования, проведением содержательного анализа результатов, а так же использованием статистических методов обработки данных.
Научная новизна: в работе проводится более углубленное изучение способов и средств освоения предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть положены в разработку и реализацию специальных программ по повышению готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Методы исследования: констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
В исследовании использовались методики на диагностику сформированной предпосылок произвольной регуляции в учебной деятельности: «Паровозы» (Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова), «Диктант» (Д. Б. Эльконин), «Диктант» (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская). На этапе коррекционного воздействия организовывались занятия с использованием специально сформированным автором набором настольных игр.
Данные по выборке детей: в экспериментальном исследовании
4приняло участие 25 детей от 6 до 7 лет. Из них прошло коррекцию 11 детей. Исследование проходило в ДОУ.
Структура и объем ВКР Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе дается теоретический анализ представление и исследований по проблеме готовности к школьному обучению. Во второй главе описан ход эксперимента, полученные результаты, их анализ и соотнесение с гипотезой исследования. В приложении приведены материалы по процедуре исследования, даны подробные описания настольных игр, используемых в эксперименте, представлены результаты статистической обработки. Диссертация изложена на 94 страницах машинописного текста, библиография включает 71 наименований.
Основное содержание работы
В первой главе обозначена проблема готовности детей к обучению в школе на современном этапе. Ребенок дошкольного возраста, поступая в первый класс, еще полностью не соответствует тем требованиям, которые предъявляются школой к позиции школьника. Существует разрыв между тем, каким ребенок приходит в школу и каким он должен быть. Это создает многочисленные трудности, связанные с включением ребенка в школьную жизнь. В связи с этим, в теоретическом плане встает вопрос об определении необходимых и достаточных критериев готовности ребенка дошкольника к школьному обучению. Помимо выделения критериев готовности, встает задача разработки соответствующего инструментария (методик) для диагностики выделенных критериев.
Дана характеристика подходов к определению психологической готовности к обучению. Обозначены предпосылки произвольного действия, как критерий психологической готовности к школе. Описаны критерии готовности ребенка к школьному обучению с позиции разных авторов.
5Можно выделить три подхода к выделению критериев готовности к школьному обучению. Первый подход можно назвать педагогическим. В нем делается акцент на том, что если ребенок владеет основными знаниями, умениями и навыками, требующимися в первом классе, то он готов к обучению (Т. В. Тарунтаева, Л. Е. Журова и др.).
Второй подход можно условно назвать функциональным. В нем основным понятием является не готовность к школе, а «школьная зрелость». Этот подход в основном представлен зарубежными исследованиями (А. Керн, И. Йирасек, Г. Витцлак, С. М. Громбах, Т. В. Тулва, Т. С. Сорокина, П. Я. Кеэс и др).
Третий подход к выделению критериев готовности можно условно назвать возрастным подходом. Этот подход представлен исследованиями отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Е. Е Кравцова, Н. Г. Салмина и др.). В нем авторы ключевыми критериями готовности называют новообразования дошкольного возраста или предпосылки новообразований младшего школьного возраста.
Готовность к школе на уровне личностных новообразований связана с социальным становлением ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, В. М. Мухина, Е. Е. Кравцова и др.).
Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л. И. Божович и ее последователей. Л. И Божович еще в 1960-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к
6обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М. И. Лисина, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова).
Безусловно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению. Авторами выделяется ряд новообразований, которые можно считать критериями готовности в интеллектуальной сфере, а именно, наглядно-образное мышление, перцептивное моделирование, появление логических структур, появление символической функции.
Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами (Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина и др.).
Начиная с Л. С. Выготского, произвольность в поведении и общении считается многими отечественными авторами одним из основных новообразований кризиса семи лет. Этот показатель так же очень важен с точки зрения готовности к школьному обучению. Он обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации.
Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим