Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

О. А. Карабанова

ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебное пособие

Москва-Самара 2001

2

 

 

УДК 159.9.316.6

Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.

ISBN 5-94594-001-1

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Рассматриваются основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность). Описаны особенности гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено родительско-детским отношениям и проблеме воспитания детей в семье. Обсуждается проблема эмоциональных отношений родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, тип привязанности ребенка, основные параметры типа семейного воспитания.

Учебное пособие адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями — практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

 

 

Рецензенты:

Подольский А. И. — доктор психологических наук,
профессор Московского государственного университета

Сердакова К. Г. — кандидат психологических наук,
доцент Самарского государственного педагогического университета

ISBN 5-94594-001-1

 

© Издательство СИОКПП, 2001

© Карабанова Ольга Александровна, 2001

3

ГЛАВА 1
СЕМЬЯ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1. Определение семьи

В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой позиции, семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система. Последняя позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов.

Общепринятым является следующее определение семьи:

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977).

Это определение семьи, основанное, на первый взгляд, на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющих принципиальное, ключевое для понимания закономерностей функционирования семьи значение. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность функционирования семьи в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения отношений семьи с ее социальным окружением — с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы.

Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы состоит в аффективной интенсивности, эмоциональной “перенасыщенности” отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья — важнейший фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон мироощущения личности.

Приведенное определение семьи содержит также указание на структуру семьи, ее состав — это два поколения: супруги, как “архитекторы семьи” (В. Сатир, 1992), и их дети, такие же, как и родители, равноправные участники и “строители” семьи.

И. С. Кон (1988) провел анализ работ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи, ее развития в ходе прогрессивного исторического развития общества с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы, включающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т. е. от “не-семьи”. Вывод, к которому пришел исследователь, оказывается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от “не-семьи” является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, но вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи.

4

2. Функции семьи

Семья, как любая система, реализует ряд функций, составляющих иерархию, отражающую как специфику культурно-исторического развития семьи, так и своеобразие этапов жизненного цикла семьи. Функции семьи включают: хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия или так называемую психотерапевтическую функцию, функцию социального контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999).

Значение функции эмоциональной поддержки и принятия, включая эмпатию и привязанность, как реализацию аффилиативной потребности человека, значительно возросло за последние десятилетия. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется, в первую очередь, отношениями любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: утрата чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания все чаще называются супругами причинами разводов.

Функции семьи не соположены и неравнозначны, они образуют иерархическую систему. Иерархия функций определяется Историей Семьи как социально-культурного феномена и историей конкретной семьи. Иерархия меняется в зависимости от исторического времени, социо-культурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Так, например, структура и жизнедеятельность семьи прошлого века определялись, исходя из главенства хозяйственно-бытовой функции, опосредствующей все остальные функции, в том числе, и такие важнейшие функции семьи, как репродуктивную и воспитание детей. Рождение детей определялось целесообразностью иметь возможно большее числоы работников в хозяйстве семьи. Рождение сыновей в семье расценивалось как удача, мальчики были потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благополучие семьи. Рождение же девочек, напротив, — как угроза процветанию семьи: девушки выходили замуж, покидали семью, лишая ее затраченных на их воспитание средств и унося с собой в новую семью приданое. В 20 веке роль семьи как института социализации подрастающего поколения резко возрастает. Увеличивается продолжительность детства, возникают новые периоды возрастного развития — к отрочеству, все более расширяющему свои хронологические границы, добавляется юность. Особую ценность в жизни семьи приобретает функция воспитания детей, родительская опека распространяется уже не только на детей, но и на взрослых детей. Бездетность переживается супругами как состояние глубокой неудовлетворенности семейной жизнью, как потеря смысла брака, возникает чувство самонереализованности. Современная семья — семья второй половины нашего века — все более утверждает себя в качестве “психотерапевтического союза”. Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и самореализации личности как для супругов, так и для детей. Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка и признании его права на самостоятельный выбор жизненного пути. Указанные изменения в иерархии функционального строения семьи отражают, однако, лишь общие тенденции исторического развития семьи. Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархией функций, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социо-культурные, национальные, этнические

5

традиции, особенности исторической эпохи. Говоря об иерархическом строении функций, надо различать также объективную картину и особенности восприятия этой иерархии членами семьи, то есть то, какое значение и личностный смысл придают члены семьи каждой из этих функций. Восприятие иерархии функций семьи каждым из супругов может значительно различаться. Именно этот разрыв порождает нарушения взаимопонимания и взаимосогласованности действий супругов, конфликты в семье, неэффективность ее функционирования, дисгармоничность и деструкцию.

Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относительно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Системообразующими функциями семьи животных являются реализация репродуктивной и родительской функций. Условиями возникновения семьи у животных являются:

1) возникновение цикличности воспроизводства потомства, что позволяет взрослым особям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функций родительского ухода;

2) возникновение нового образа жизнедеятельности на основе усложнения форм инстинктивной деятельности и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость периода детства как периода подготовки индивида к “взрослой” жизни;

3) трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении периода достижения зрелости (Кон И. С., 1988).

“Семьи” животных видов различаются по стабильности отношений взрослых партнеров и по характеру реализации родительской функции. Так, например, у некоторых видов птиц мы наблюдаем переход к моногамной семье, основными функциями которой является репродукция и родительский уход. В такой семье функции родителей — самки и самца оказываются специфицированы. Зачастую семья носит сезонный характер, и объединение партнеров определяется, в том числе, и сменой сезонов, диктующих изменение образа жизнедеятельности. Однако было бы неверно, пытаясь проводить параллели и искать сходство семьи животных и человека, игнорировать их принципиальную несводимость друг к другу, качественные различия самой природы семьи — в одном случае — инстинктивно-биологической, а в другом — культурной, социально-исторической.

В работах Филиппа Ариеса (Ариес Ф., 1977) и И. С. Кона (Кон И. С., 1988) дан глубокий и исчерпывающий анализ исторического развития семьи как социокультурного феномена. Весьма примечательно, что развитие семьи рассматривается в указанных работах, в первую очередь, в связи с развитием функции воспитания детей. Согласно традиционной точке зрения, трансформация структуры и типа семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу в связи с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возникновением индивидуального родительства, как канала социализации подрастающего поколения. Следствием этих процессов становится переход от расширенных “многоядерных” патриархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям. Дальнейшая индустриализация и урбанизация приводит к увеличению периода социализации нового поколения и утверждения за семьей значения института первичной социализации. «Современная» семья зародилась на рубеже 19—20 веков и обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности прогрессивного развития общества и его достижения.

6

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. И. С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза. С точки зрения автора “психогенной теории истории” можно выделить шесть стадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, “бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, “навязчивый” стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида как массового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах — избиение младенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось “отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В Средние века детей воспитывали вне семьи — отсюда само название родительского стиля воспитания — “бросающий стиль”. Низшие социальные слои отдавали детей “в люди” — на обучение ремеслам в мастерских, добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рождения передавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т. п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. “Домострой”, как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети и обязаны были проявлять беспрекословное послушание, уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка — хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорически рассматривался “чистой доской”, а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась “лепка” души ребенка по образцу, принимаемому родителями. “Навязчивый” стиль воспитания, присущий 18 веку, характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где уже не только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становился предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию — позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе и заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни.

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/KPs-2001/KPS-001.HTM