Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Морозова Татьяна Витальевна

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ И
РАЗНОСТАТУСНЫХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРОТИВОРЕЧИВОЙ
СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВАРИАНТАХ ЕЕ
РАЗРЕШЕНИЯ

19.00.05 — социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2014

2

Диссертация выполнена на кафедре социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета

 

На­уч­ный ру­ко­во­ди­тель:

Ве­рак­са Ни­ко­лай Ев­ге­нье­вич
док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор

Офи­ци­аль­ные оп­по­нен­ты:

Ан­цу­пов Ана­то­лий Яков­ле­вич
док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор ка­фед­ры ак­мео­ло­гии и пси­хо­ло­гии про­фес­сио­наль­ной дея­тель­нос­ти РАНХиГС

Ши­ян Игорь Бог­да­но­вич
кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, до­цент, ру­ко­во­ди­тель ла­бо­ра­то­рии раз­ви­тия ре­бен­ка НИИСО МГПУ

Ве­ду­щая ор­га­ни­за­ция:

Ин­сти­тут пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ких проб­лем дет­ства РАО

Защита состоится 19 июня 2014 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан « __ » мая 2014 года

 

 

Уче­ный сек­ре­тарь
дис­сер­та­ци­он­но­го со­ве­та

И. Ю. Ку­ла­ги­на

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Работа посвящена исследованию особенностей представлений разностатусных и разновозрастных школьников о противоречивых ситуациях социального взаимодействия.

Актуальность исследования

Решение сложных противоречивых жизненных ситуаций, как правило, не преодолевается за счет только внешних средств, а требует от субъекта, прежде всего, более глубокого содержательного анализа происходящего и принятия решения. В отечественной научной традиции проблемой поведения в противоречивых ситуациях, развивая идеи Л. С. Выготского, занимались Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Механизмы решения структурно сложных ситуаций рассматриваются в рамках исследований продуктивного, творческого, диалектического мышления (М. Вертгеймер, Н. Е. Веракса и др.).

Многочисленные исследования, как отечественные, так и зарубежные, анализируют поведение в противоречивой ситуации в связи с развитием морального сознания индивида (Л. Колберг, Ж. Пиаже, В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) и проблемой личностного выбора (Ф. Зимбардо, С. Милгрэм, Р. Нисбетт, Л. Росс, Э. Фромм и др.).

Преодолению противоречия между индивидуальными потребностями и групповыми посвящены многие социально-психологические исследования (И. В. Дубровина, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, и др.)

Отечественные философы и психологи (Э. В. Ильенков, М. С. Каган и др.) считают, что именно противоречие мира ведет человека к выходу за пределы ситуативно и нормативно «требуемого» в область «сверхнормативной», «надситуативной» активности. Сущность личности при этом усматривается в потребности и способности выходить за пределы непосредственно данного (включая и свое собственное эмпирическое бытие).

Столь пристальный интерес к исследованию поведения человека в противоречивой ситуации говорит о том, что этот феномен предоставляет

4

широкие возможности для социально-психологического анализа. Решение, которое находит субъект, отражает, с одной стороны, уровень культурных средств, которыми он владеет (способность осмыслить возникающее в ситуации противоречие), а с другой — определенные личностные характеристики: иерархию ценностей, способность или неспособность выдерживать психологический стресс, связанный с преодолением противоречия и т. п.

Анализируя содержание работ по указанной проблематике, следует признать, что остается недостаточно раскрытым феномен смешения норм в ситуации социального взаимодействия, делающий ее собственно противоречивой. Также необходим комплексный подход, интегрирующий достижения психологии в разных областях, к исследованию оснований, которые определяют выбор и решение субъекта в противоречивой ситуации.

Говоря о социальной актуальности темы исследования, важно отметить, что способность обнаруживать смешение противоречивых норм в ситуации и способность выдерживать напряжение, связанное с преодолением противоречия, являются принципиально важными для жизни в современном обществе. Эти две способности во многом определяют вектор развития субъекта в жизненно важных сферах — к чему склонится человек: к выстраиванию здоровых взаимоотношений с другими или борьбе с ними за получение кратковременных выигрышей, уважение и развитие норм профессиональной деятельности или их формальное удерживание в постоянных поисках личной выгоды.

Актуальность темы обусловлена также необходимостью создания определенных обучающих пространств, с целью формирования указанных компетентностей.

Объект исследования — представления разностатусных и разновозрастных учащихся о противоречивых ситуациях социального взаимодействия.

5

Предмет исследования — взаимосвязь особенностей представлений о противоречивых ситуациях социального взаимодействия со статусным положением в группе.

Цель исследования — выявить и описать особенности представлений о противоречивой ситуации социального взаимодействия и вариантах ее разрешения учащихся с разным статусным положением в группе.

Основная гипотеза исследования: особенности представлений учащихся о противоречивой ситуации социального взаимодействия и вариантах ее разрешения взаимосвязаны с их статусным положением в группе и возрастом.

Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез.

Первая частная гипотеза. Изменения в представлениях учащихся о противоречивых ситуациях социального взаимодействия сопряжены с возрастной динамикой развития. Для младшего школьника характерна неспособность к обнаружению противоречия, поддержка и участие в структурно нарушенных ситуациях; учащимся средней школы присуще различение противоречивых норм, при этом в большей степени эмоциональное негативное отношение к нарушению, нежели продуктивное решение противоречивых ситуаций; старшеклассники различают нормативные слои, проявляют при этом свою обоснованную позицию по отношению к противоречивой ситуации.

Вторая частная гипотеза. Структура статусных позиций не является устойчивой: учащиеся с определенными особенностями представлений о противоречивых ситуациях социального взаимодействия на разных возрастных этапах занимают разное статусное положение. Учащиеся, не способные обнаружить противоречие, в младшей школе с большой долей вероятности занимают высокое статусное положение в классе, в средней школе эта тенденция идет на спад, а в старшей школе это практически невозможно.

Третья частная гипотеза. Аргумент, используемый субъектом в противоречивой ситуации, может выполнять противоположные функции:

6

реальное изменение ситуации либо формальное устранение противоречия с целью снижения напряжения. Отправной точкой для этого предположения являлся тезис о том, что преодоление противоречия неизбежно связано с необходимостью прояснения правил взаимодействия между сторонами. А это в свою очередь представляет для субъекта определенные психологические риски (риск критики, неодобрения или наказания, риск потери вторичных выгод, которые дает неясная ситуация и т. п.), затрудняющие продуктивное действие в противоречивой ситуации.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить анализ психологической литературы по проблематике исследования;

2. Описать пространство социального взаимодействия через понятие противоречивой ситуации;

3. Разработать программу социально-психологического исследования особенностей представлений школьников о противоречивых ситуациях социального взаимодействия в связи с их социометрическим статусом в группе;

4. Подобрать и разработать инструментарий, позволяющий исследовать интересующую взаимосвязь;

5. Исследовать и описать характер взаимосвязей представлений школьников о противоречивых ситуациях социального взаимодействия с их статусным положением в группе.

6. Проанализировать полученные результаты и сделать содержательное обобщение по итогам исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования:

В качестве методологической основы исследования выступают положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского об опосредованном характере развития личности, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/MorozovaTV_178/MOp-a-026.htm