1 На правах рукописи
Кузнецова Анна Владимировна
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ О ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЯХ И ФИГУРАХ
РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
19.00.05 — социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2013
2Работа выполнена на кафедре социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Емельянова Татьяна Петровна |
Официальные оппоненты: | Белинская Елена Павловна доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Лунева Ольга Викторовна кандидат психологических наук, доцент; профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета |
Ведущая организация: | Санкт-Петербургский государственный университет |
Защита состоится 28 ноября 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, аудитория 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Автореферат разослан «24» октября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Понятие коллективной памяти, несмотря на давнюю историю его изучения, относится скорее к трудноопределимым и малоизученным, особенно в отечественной социально-психологической традиции. Тем не менее, стоит отметить возросший в последнее время исследовательский интерес к повседневным формам коллективных воспоминаний, понятиям «память поколений» и «коллективная память», что обусловлено как накоплением научного знания, так и релевантным запросом общественной ситуации. В условиях быстрых социальных изменений общество обращается к поиску новых основ самоопределения. Один из его источников — собственное историческое прошлое, становящееся объектом конструирования и новых интерпретаций. В коллективных воспоминаниях представления о прошлом пересекаются с актуальными групповыми потребностями и интересами настоящего, создавая в итоге совершенно новый тип памяти — память коллективную.
Несмотря на значительно возросшее количество исследований в русле memory studies, единая теория коллективной памяти до сих пор не сформулирована ни одной из научных школ. Разнообразие трактовок и подходов к феномену коллективной памяти подчеркивает его многомерность и богатство содержания, одновременно очерчивая круг нерешенных задач в построении единой теории коллективной памяти, актуализируя этим новые исследования. Повсеместно отмечается методологическая неопределенность относительно самого понятия «коллективная память» и дифференциации от близких к ней явлений коллективного сознания. Подобные разночтения обнаруживают необходимость дальнейшего изучения данного феномена для формирования более прозрачного и целостного толкования его сути.
Одновременно, анализ актуальной общественной ситуации делает очевидным необходимость адекватного понимания содержания современного обыденного политического сознания, что возможно через комплексное изучение социальных представлений, политических установок и соответствующих образов коллективной памяти, разделяемых членами различных групп общества. Изучение суждений о политических фигурах прошлого позволяет выяснить не только характеристики объекта представлений, но также изучить актуальные критерии оценки, ориентиры и ожидания рядовых граждан относительно политической власти.
Кроме того, сам факт запоминания тех или иных событий имеет пространственно-временную и социально-классовую датировку, а значит, историчен. Потому, как писал М. Хальбвакс, возникает возможность и необходимость «создавать историю памяти, т. е. исторически описать процесс, в ходе которого люди научаются или разучаются что-либо помнить» (Хальбвакс, 2007, с. 18). В возможности внести вклад в общую «историю памяти» видится отдельная актуальная задача данного исследования.
4 Теоретико-методологическая база. В качестве концептуальной основы данного исследования была использована концепция коллективной памяти М. Хальбвакса, сформированная в традициях французской социологической школы Дюркгейма. Также в основу работы легли труды отечественных и зарубежных исследователей коллективной памяти (Т. П. Емельянова, Д. Пеннебейкер, М. Полляк, А. Руссо, и др.), положения психологии социального познания, широко представленные в рамках отечественной социальной психологии (Г. М. Андреева, П. Н. Шихирев и др.), концепция социального конструкционизма (В. Вагнер, К. Герген, Дж. Поттер, Р. Харре и др.), социально-психологические концепции групповых феноменов (Г. М. Андреева, Е. М. Дубовская, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский и др.), теория социального познания (Г. М. Андреева, Дж. Брунер, У. Найссер, В. Ф. Петренко, П. Н. Шихирев, А. В. Юревич и др.), теория социальных представлений (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, А. И. Донцов, У. Дуаз, Т. П. Емельянова, Д. Жоделе, И. Маркова, С. Московичи, и др.); концептуальные положения политической психологии (Т. Ю. Базаров, Л. Я. Гозман, Г. Г. Дилигенский, А. Л. Журавлев, Е. Б. Шестопал, П. Н. Шихирев, и др.), а также исследования отечественных и зарубежных ученых в области политической социализации, политических ориентаций и установок (А. С. Ахизер, Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, Е. Б. Шестопал и др.).
Цель исследования — выявление особенностей процессов, содержания, факторов конструирования представлений коллективной памяти о событиях и политических деятелях прошлого в разных социальных группах.
Объект исследования — представления коллективной памяти о значимых политических событиях и деятелях прошлого.
Предмет исследования — взаимосвязь представлений коллективной памяти с социально-психологическими характеристиками и групповой принадлежностью респондентов.
Гипотезы исследования:
1) Процессы коллективной памяти: воспроизведение, трансляция и сопротивление забвению различны по своему содержательному наполнению.
2) Содержание коллективной памяти о значимых событиях и деятелях прошлого различается внутри исследуемых социальных групп: студентов, работающих взрослых, неработающих пенсионеров.
3) Содержание коллективных воспоминаний о значимых событиях и деятелях прошлого взаимосвязано с установками респондентов по отношению к политической власти.
4) В коллективной памяти респондентов существуют исторические периоды, по своим характеристикам в наибольшей степени соответствующие их идеальным представлениям о власти.
5) Общим для всех респондентов фактором конструирования коллективных воспоминаний о прошлом является негативный эмоциональный компонент социальных представлений о политической власти.
5 Задачи исследования:
Теоретические:
1) Провести обзор научной литературы и проанализировать теоретические и эмпирические подходы к определению понятия коллективной памяти, изучению ее функций и особенностей.
2) Проанализировать теоретические подходы к изучению особенностей образа политической власти в различных социальных группах и его связи с формированием представлений коллективной памяти об историческом прошлом страны.
Методические:
3) Создать комплекс методик, позволяющих выявить содержание и процессы конструирования коллективных воспоминаний о значимых событиях исторического прошлого страны.
Эмпирические:
4) Изучить содержание представлений коллективной памяти о значимых событиях, политических деятелях и периодах истории у респондентов с различными социально-психологическими характеристиками.
5) Изучить процессы коллективной памяти: воспроизведение, трансляцию и сопротивление забвению, а также сравнить их проявления у различных категорий респондентов.
6) Изучить факторы конструирования коллективных воспоминаний.
6.1. Выявить степень готовности респондентов в разных группах к политической активности и заинтересованности в политической жизни страны.
6.2. Изучить структуру и содержание социальных представлений о политической власти у респондентов в различных группах.
6.3. Определить уровень патерналистских установок у респондентов, выделить группы патерналистов и нонпатерналистов и сравнить особенности представлений и коллективных воспоминаний в полученных группах.
Методы исследования
Для обеспечения комплексного характера исследования применялись качественные и качественно-количественные методы: исследовательское интервью, метод словесных ассоциаций, анкетирование с использованием открытых вопросов, шкальные оценки. Для реализации поставленных задач на основном этапе исследования была разработана авторская программа стандартизированного опроса, направленная на анализ структуры и содержания коллективных воспоминаний, изучение специфики политических предпочтений и установок респондентов, особенностей их социальных представлений о политической власти. Уровень установок на патерналистское отношение к власти определялся при помощи четырехшкального опросника «Патернализм» (Стефаненко Т. Г., Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., 2003).
Для обработки полученных данных применялся метод тематического контент-анализа, методика анализа ассоциаций П. Вержеса, методы математической статистики: непараметрические критерии оценки значимости различий χ2 Пирсона, U Манна-Уитни, H Крускала-Уоллиса, критерий определения наличия корреляционных связей Спирмена, таблицы
6сопряженности и описательная статистика с использованием программы SPSS Statistics 13.0.
Процедура исследования: исследование включало в себя несколько этапов. Поисковый этап был проведен весной и летом 2010, пилотаж анкеты — осенью 2011 г. Основной этап исследования проходил весной 2011 г. Эмпирическую базу исследования составили жители Москвы и городов Московской и Владимирской областей. В качестве респондентов выступали граждане России, не имеющие политического либо исторического образования и не связанные с профессиональной политической деятельностью. На поисковом этапе при помощи метода структурированного интервью на выборке, состоящей из 60 респондентов, были получены данные, анализ и интерпретация которых позволили определить общее направление дальнейшего исследования, выдвинуть гипотезы для основного этапа исследования, и сконструировать бланк опроса для этого этапа. Далее был проведен пилотаж, позволивший откорректировать бланк опросника, использованного на основном этапе исследования. В интервью принимали участие 40 респондентов. На основном этапе был проведен опрос с использованием составленной анкеты.
Выборка: всего в исследовании приняли участие 405 человек. Из них 60 на поисковом этапе: 35 женщин и 25 мужчин. В основном этапе исследования приняли участие 345 человек: 149 мужчин и 196 женщин. Выборка была сформирована по нескольким признакам. Согласно типу занятости выборка исследования делилась на три категории респондентов: студенты, работающие взрослые, неработающие пенсионеры.
Таблица 1.
Выборка исследования
Группа | Средний возраст | Всего |
Студенты | 20,5 | 143 |
Работающие взрослые | 35,4 | 135 |
Неработающие пенсионеры | 70,2 | 127 |
Итого: | 42 | 405 |
Тип занятости отражает общую социальную ситуацию и тип социального окружения респондентов, что в свою очередь связывает его с групповыми ценностями, интересами и способами конструирования коллективных воспоминаний. Кроме того, разделенные таким образом респонденты также представляют разные возрастные когорты, что позволяет изучить поколенческие эффекты коллективных воспоминаний. Поскольку коллективные воспоминания о политических событиях прошлого репрезентируются в непрерывной связи с настоящими установками и групповыми ориентациями человека, в качестве дополнительного критерия выделения групп нами взяты патерналистские установки респондентов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается проработанностью теоретико-методологических оснований, применением адекватных цели исследования методических приемов сбора и обработки данных, а также их апробацией в пилотажном исследовании, сопоставимостью отдельных результатов, полученных в работе, с данными других авторов.