1 На правах рукописи
Медведева Татьяна Павловна
«Особенности развития познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна дошкольного возраста в инклюзивной практике»
Направление 050400.68 — «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»
Автореферат
Магистерской диссертации по квалификации
«магистр»
по направлению
«Психолого-педагогическое образование»
МГППУ, Москва 2014
2 Актуальность темы диссертации. Изменение государственной политики в отношении инвалидов, подписание и ратификация международных документов о правах инвалидов, взятое направление на инклюзивное образование требует разработки новых образовательных технологий, направленных на обучение, развитие и социальную адаптацию тех категорий детей, которые в прошлом считались необучаемыми.
Синдром Дауна является распространенной нозологией (1:800 новорожденных). В настоящее время наблюдается тенденция снижения отказов от таких детей. Все большее количество детей с синдромом Дауна воспитывается в своих семьях, и нуждается в психолого-педагогической помощи по месту жительства (например, в Москве ежегодно около 80 новорожденных с синдромом Дауна остается воспитываться в своих семьях).
Степень научной разработанности проблемы. Синдром Дауна представляет собой сочетанное нарушение, затрагивающее все области развития ребенка. И хотя особенности интеллектуального, речевого и сенсомоторного развития детей с синдромом Дауна на сегодняшний день описаны достаточно подробно, не существует принятой комплексной программы развития познавательной деятельности для работы с ними, учитывающей профиль их развития. Программы, разработанные для диагностики и развития познавательной деятельности детей со сниженным интеллектом, даже при их адаптации по темпу обучения, оказываются достаточно сложными для детей с синдромом Дауна, так как предполагают использование вербальных и / или графических средств на ранних этапах обучения.
Это ставит перед системой образования задачу по созданию новых подходов, разработке методик и программ работы с детьми с синдромом Дауна в инклюзивной практике.
Объект исследования: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.
3 Предмет исследования: образовательная технология, направленная на развитие познавательной деятельности и социализацию детей с синдромом Дауна дошкольного возраста в инклюзивном образовании.
Цель исследования: разработка и апробация образовательной технологии по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна, направленной на их успешное обучение и социализацию в инклюзивном образовании.
Задачи исследования:
— проанализировать литературу по теме исследования;
— разработать диагностические инструменты, позволяющие оценивать уровень развития каждого ребенка для осуществления индивидуального подхода к его обучению.
— разработать и апробировать образовательную технологию развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
— предложить направления организации коррекционной работы по развитию познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна в инклюзивной практике, включающие индивидуальную и групповую работу, а также работу с родителями, направленную на отработку и практическое применение усвоенных знаний в повседневной жизни ребенка.
Гипотеза: использование на дошкольном уровне образования предлагаемой технологии по развитию познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна создает предпосылки для их к успешной социализации и включения в образовательный процесс, в том числе инклюзивный
Работа выполнена на основе анализа теоретических знаний о синдроме Дауна, методов развития познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, а также на основе обобщения опыта практической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста.
В процессе исследования были разработаны программа развития познавательной деятельности и диагностический аппарат для оценки уровня
4развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Проводилось обучение группы детей по предлагаемой программе в течение трех лет. Проведено сравнение результативности занятий по предлагаемой программе, проводимых разными педагогами, оценка динамики развития детей, а также сравнение уровня развития познавательной деятельности детей, получавших обучение по предлагаемой программе, с детьми, получавшими обучения в различных других формах. Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов, и их обобщение.
Исследование проводилось на базе Российского благотворительного фонда «Даунсайд Ап». Всего в исследовании приняли участие 87 детей с синдромом Дауна в возрасте от 2 до 7 лет. Из них 30 детей получали регулярные занятия по предлагаемой программе в течение трех лет, с фиксацией исходного уровня и результатов оценки уровня развития познавательной деятельности в конце каждого года обучения. В другой группе из 57 детей, получавших дошкольной образование в различных формах (группы массовых, коррекционных и инклюзивных детских садов, группы кратковременного пребывания, лекотеки, реабилитационные центры, группы подготовки к школе, группы Монтессори, частные занятия, занятия с родителями и т. д.), были проведены однократные консультации, во время которых проводилась оценка уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Научно-практическая новизна и значимость полученных результатов. При оценке результатов применения предлагаемой технологии были достоверно подтверждены ее эффективность относительно детей, получавших обучение по другим программам, положительная динамика во время обучения, валидность и воспроизводимость.
Предлагаемая технология, направленная на развитие познавательной деятельности ребенка, развитие его игровых навыков и практическое применение усвоенных знаний в повседневной жизни, отвечает задачам
5обучения и социализации ребенка с синдромом Дауна и может быть использована при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста в инклюзивной практике.
Личный вклад магистранта. Работа представляет собой результат многолетней практической работы автора с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста, анализа литературы по теме исследования, разработки образовательной технологии развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, создания диагностических инструментов, позволяющие оценивать уровень и динамику развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Автором предложены направления организации коррекционной работы по развитию познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна в инклюзивной практике, включающие индивидуальную и групповую работу, а также работу с родителями, направленную на отработку и практическое применение усвоенных знаний в повседневной жизни ребенка. Проведен анализ эффективности применения предлагаемой программы.
Апробация результатов диссертации. Опыт практической работы, теоретические и экспериментальные материалы, которые легли в основу исследования были описаны в книге «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна дошкольного возраста. Пособие для родителей». Несмотря на то, что книга адресована родителям, она вызывает большой интерес у педагогов, работающих с детьми с синдромом Дауна. Предлагаемая программа и оценочные таблицы используются специалистами ряда инклюзивных детских садов в Москве. Тираж книги был дважды переиздан, а также книга была издана украинскими коллегами из ВБО «Даун Синдром» в Киеве, и переведена на Азербайджанский язык.
Опубликованность результатов. Опыт практической работы, легшей в основу представленного исследования, был описан и опубликован в двух книгах, журнальных статьях, материалах конференций. Всего 15 публикаций.
6 Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Диссертация изложена на 108 страницах машинописного текста, библиография включает 35 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается степень разработанности обозначенной проблемы, ставится цель, формулируются задачи, определяются методы исследования, раскрывается практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» проводится анализ литературных источников. Рассматривается постепенное изменение подходов к обучению и социализации детей с синдромом Дауна в мировой практике и в России. Описываются особенности интеллектуального развития детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также особенности развития речи и сенсомоторного развития, и их взаимосвязь. Обосновывается необходимость комплексного подхода к оценке и развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна, учитывающего особенности развития других сфер. Проводится анализ программ, ориентированных на обучение детей со сниженным интеллектом, с оценкой их сильных и слабых сторон, и возможности применения для работы с детьми с синдромом Дауна, а также анализ современных требований к инклюзивному образованию и образовательным технологиям.
Во второй главе «Образовательная технология развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна дошкольного возраста» приводятся общие принципы построения коррекционно-развивающей работы. Учитывая предметность мышления и отставание речевого развития дошкольников с синдромом Дауна, коррекционная работа