Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание степени магистра

«Социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования»

Направление 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа «Теория и практика социально-педагогической деятельности»

Руководитель магистерской программы: д. пед. н. Торохтий В. С.

Зав. выпускающей кафедрой: д. пед. н. Торохтий В. С.

Руководитель: к. пед. н. Ковалев Г. Н.

Студент: Новикова С. И.

Москва, 2015

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования Московского городского психолого-педагогического университета.

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент
Ковалев Григорий Николаевич

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет

Защита состоится 17 июля 2012 г. в 0900 часов на факультете социальной педагогики ГБОУ ВПО Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2а, ауд. 206А.

Автореферат разослан 13 июля 2015 г.

3

Общая характеристика работы

Национальная доктрина образования РФ в качестве одной из основных целей образования определяет воспитание личности, способной к социализации в условиях гражданского общества.

Процессы социализации человека, его социального воспитания наиболее подробно изучаются социальной педагогикой (Ф. Дистервег, К. Магера, П. Наторп, А. И. Герцен, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, В. И. Загвязинский). Достижением последней является формулирование социально-педагогического подхода, позволяющего в образовательном процессе решать личностные проблемы учащихся через использование воспитательного потенциала социума (Мудрик А. В., В. С. Торохтий). Как отмечают современные исследователи (Л. Н. Буйлова), педагогическая ценность организаций дополнительного образования заключается в возможности удовлетворения социокультурных запросов детей с использованием потенциала социума и потенциала свободного личного времени. В практической деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения дополнительного образования неизбежно встаёт вопрос сбора информации о значимых воспитательных ресурсах социума, о его оценке (диагностике) с целью максимального выгодного его представления для развития развивающейся личности ребенка (В. С. Торохтий).

Методологическую основу исследования составляют:

— социально-педагогический подход (Мудрик А. В., В. С. Торохтий)

— социально-педагогические идеи социального воспитания детей в дополнительном образовании (Л. Н. Буйлова, А. В. Егорова, В. С. Торохтий).

— научно-методологическое обеспечение проведения социально-педагогической диагностики (Л. Н. Башлакова, О. М. Дьяченко, Г. П. Иванова, М. А. Нгуен, Н. Г. Салмина, В. С. Торохтий, В. Г. Щур).

4

Обоснование проблемы проведения социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала как неотъемлемой части процесса социального воспитания дошкольников, оказывающей положительный эффект на результаты социально-педагогической работы, и актуальность ее решения определило выбор темы нашего исследования: «Социально — педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования».

Актуальность темы заключается в том, что связана с тем, что совершенствование социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольных учреждений дополнительного образования неизбежно предъявляет все новые требования к его реализации в повседневной профессиональной деятельности. Социально-педагогическая диагностика не может проводиться ради получения информации о социуме вообще. Она проводится в рамках и интересах конкретного вида, формы или направления социально-педагогической деятельности и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования воспитательного потенциала социума для разрешения проблем личности. Это своего рода реализация заказа на получение социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация реализации конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера. В настоящий момент в связи с проблемой актуализации дошкольного дополнительного образования, наблюдается потребность в осмыслении проблемы диагностики воспитательного потенциала социальных институтов с точки зрения общесистемных факторов, а также новых достижений научно-методологической мысли, вызванных необходимостью рассмотрения проблемы через призму социально-педагогического подхода.

Цель исследования: изучение возможностей и условий проведения социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования в целях его повышения.

5

Объект исследования: социально-педагогический потенциал дошкольного учреждения дополнительного образования и условия его эффективного использования в процессе социализации дошкольников.

Предмет исследования: социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования, включающего потенциал личности ребенка, потенциал личности педагогов-воспитателей, потенциал личности родителей и потенциал образовательной организации.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования буде более эффективна если:

1. будет разработана и реализована модель социалььно-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного УДО

2. будет разработана и реализована программа социально — педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного УДО.

3. будут определены пути повышения эффективности социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного УДО.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1. проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;

2. раскрыть сущность и содержание социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования;

3. рассмотреть состояние социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования современных условиях;

6

4. разработать и реализовать модель социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования;

5. разработать и реализовать программу социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования;

6. определить пути повышения эффективности социально-педагогической диагностики воспитательного потенциала дошкольного учреждения дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложено комплексное описание характеристик, определяющих сущность и содержание социального партнерства образовательного учреждения с социальными институтами города

2. Модель развития социального партнерства образовательного учреждения с социальными институтами города отражает взаимосвязь компонентов, составляющих социальное партнерство: цель; принципы; педагогические условия реализации социального партнерства; механизмы — средства, формы и методы реализации социального партнерства; критерии; результат. Положения, описанные в модели развития социального партнерства образовательного учреждения с социальными институтами города необходимо интерпретировать как условия, которые способствуют установлению и развитию эффективных отношений между партнерами.

3. Эффективность процесса развития эффективных партнерских отношений образовательного учреждения с социальными институтами города находится в прямой зависимости от уровня стимулирования социальных потребностей субъектов (дети, родители, педагоги) к социальному партнерству, от организации их совместной деятельности с представителями социальных институтов города, от совершенствования социально-педагогических форм и методов межведомственного взаимодействия в системе образования.

7

Характеристика методического комплекса

В экспериментальной части работы был использован диагностический инструментарий:

► Методика «Игровая комната» (автор — Дьяченко О. М.). Цель: определение ценностных ориентации детей, уровня развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций и умения изложить краткое содержание игры.

► Методика «Три желания» (автор — Нгуен М. А.) и «Шапка-невидимка» (автор — Н. Г. Салмина). Цель: выявление особенностей воображения детей, их ценностных ориентации, потребительской сферы, а также их взаимодействия и взаимоотношения с детьми и взрослыми.

► Опросник «Самооценка воспитателем своих профессиональных навыков и умений».

► Методика «Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ» (автор Л. Н. Башлакова).

► Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (автор методики К. Замфир, в модификации А. Реана).

► Методика Исследования самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» (автор: В. Г. Щур)

► Анкета по определению уровня развития социальных способностей родителей воспитанников ДОУ (Адаптированная анкета В. С. Торохтия)

► Анкета по определению уровня развития социальных способностей родителей (Адаптированная для ДОУ анкета В. С. Торохтия)

► Анкета по определению уровня развития социальных способностей воспитанников ДОУ (по мнению воспитателей) (Адаптированная для ДОУ анкета В. С. Торохтия)

Для проверки положений гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования: Методы исследования:

► теоретические: анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение;

► эмпирические: проективные методики, опрос, наблюдение, беседа, анкетирование.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/NovikovaSI_2015/NSp-ma-013.htm