Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет консультативной и клинической психологии

Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

магистерская диссертация

«Аспекты телесности в уровнях протекания переживания»

Автореферат

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Консультативная психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель

Копьев А. Ф.

Студент

Тюрина А. В.

Москва, 2015

2

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

В настоящее время все чаще телесность становится предметом исследования различных дисциплин: философии, психологии, физиологии. Свои исследования по телесности публикуют А. Ш. Тхостов, С. С. Хоружий, В. Ю. Баскаков, В. В. Летуновский, И. М. Быховская, К. В. Ягнюк. Самоидентификация, бытие, да и сама сущность человека все чаще рассматриваются сквозь призму телесности.

Критикуя однобокость интересов большинства психологических исследований, А. Ш. Тхостов отмечает существующее противоречие между декларируемым психологией психосоматическим единством и, фактически, приоритетом в исследованиях сознания или высшей психической деятельности перед исследованиями в области телесности, которая по-прежнему чужда психологии (Тхостов, 2002).

Еще одним аспектом актуальности данного исследования является «интенция на интеграцию» и «поиск ориентиров для выработки общей парадигмы» в различных психотерапевтических школах и направлениях (Холмогорова, 2010). Для понимающей психотерапии может являться ресурсом интеграция телесных аспектов в понятийную модель и практический метод.

Таким образом, актуальность темы исследования задается противоречием между интересом к теоретическим и практическим аспектам телесности со стороны общества, современными интегративными тенденциями в психологии и дефицитом научных работ исследующих эту тему.

В контексте понимающей психотерапии актуальность данного исследования задается лежащей в ее основе антропологией «человека целостного» с одной стороны и недостаточной проработанностью аспектов телесности в теории и практике вышеозначенной психотехнической системы.

3

Постановка проблемы исследования

В психотерапевтической практике терапевт имеет дело с «человеком воплощенным», состоящим из «плоти и крови», homo solidum. И, порой, терапевту приходится сталкиваться с ситуациями, когда переживание протекает на телесном, невербальном уровне, когда клиент испытывая трудности символизации переживания, выражает его телесно. В этом случае терапевт может поддержать своим пониманием переживание клиента не только словом, но и телесно, если в его арсенале будут соответствующие методики.

Логическим полем данного исследования является понимающая психотерапия и ее фундаментальная уровневая модель протекания переживания. Рассматривая актуальность реконструкции модели уровней протекания переживания, имеет смысл обратиться к словам Ф. Е. Василюка, относительно такой существенной черты переживания как «холистичность, субъективность, органичность» (Василюк, 2007). Объединение вышесказанного позволяет сформулировать вопрос: возможна ли холистичность, целостность, органичность и «способность являть» без телесности как таковой.

В понимающей психотерапии телесность как самостоятельное понятие не получила должного рассмотрения. Ее отголоски можно обнаружить в феноменологических описаниях случаев различных уровнях функционирования сознания (Василюк, 2007), и в более ранних работах «Структура образа» (Василюк, 1993), и «Режиссерская постановка симптома» (Василюк, 1992).

Объектом исследования является телесность как область психотехнической деятельности в контексте понимающей психотерапии.

Предметом исследования являются телесные аспекты в уровнях протекания переживания в контексте понимающей психотерапии.

4

Цель исследования — раскрыть понятие телесности на материале понимающей психотерапии, спроецировать телесность в психотехническую модель понимающей психотерапии путем реконструкции модели функционирования сознания, обозначить расширение психотехнических единиц за счет включения телесности.

Задачи исследования

Цель данного исследования воплощается через решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты телесности, в частности: историю становления понятия «телесность» и присутствие аспектов телесности в теории и методе основных психотерапевтических направлений;

2. Раскрыть понятие «телесность»;

3. Реконструировать уровневую модель функционирования сознания с учетом аспектов телесности;

4. Разработать возможные телесные реплики для каждого уровня проявления телесности;

5. Исследовать возможности применения телесных реплик для работы переживания. В частности трактовать возможное влияние телесного отклика терапевта на процесс переживания клиента, рассмотреть особенности применения телесных реплик в консультационном процессе.

Гипотеза теоретического моделирования исследования

1. Опираясь на антропологию целостного человека, предполагается, что работа переживания разворачивается не только на уровне сознания, но и на телесном уровне.

2. Аспекты телесности коррелируют с уровнями сознания в уровневой модели протекания переживания.

Иллюстративная гипотеза по работе с материалом

1. Использование телесных реплик в психотерапевтическом процессе существенно для работы переживания.

5

Методологические основания исследования.

Концепция динамического единства биологического, психологического и социального аспектов биопсихосоциальной модели (Дж. Энгель, М. Перре).

Положения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева, психологии телесности (А. Ш. Тхостов, В. В. Николаева).

Идеи экзистенциально-гуманистического направления: личностно — центрированная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла (Василюк, 2007).

В данном исследовании был использован метод теоретического моделирования; при анализе эмпирического материала использованы метод аналогии и метод декомпозиции, т. е. разложение сложносоставных структур на на более простые компоненты, а так же метод толкования, подразумевающий вывод особенностей проявления телесности из их семантики.

Научная новизна исследования

1. Дано определение телесности;

2. Осуществлена реконструкция уровневой модель работы переживания с учетом аспектов телесности.

3. Разработаны телесные реплики соответствующие четырем уровням протекания переживания: «бессознательное через телесность», «переживание через телесность», «сознавание через телесность», «рефлексия через телесность».

4. Сделаны выводы о возможном применении телесных реплик в практике понимающей психотерапии.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложение. Общий объем диссертации — 116 страниц, в том числе 25 стр. приложения. Список литературы содержит 75 источников. Работа иллюстрирована 4 рисунками, 7 таблицами.

6

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются гипотеза, цель и задачи исследования, описываются методологические средства их реализации, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Культурно-психологический контекст понятия телесность» проанализированы основные представления о телесности в истории и психологии.

Для Античности присуще понимание единства души и тела (Гипократ, Гален). Аристотель в своем трактате «О душе» пришел к выводу о неотделимости тела от души. Вот что он буквально пишет: «Душа представляет первую энтелехию (то есть, естественное состояние) тела, обладающего внутренними органами. По этой причине, даже не следует спрашивать, является ли душа и тело чем-то единым. Таким же образом не следует, и задавать вопросов касательно воска и отпечатка пальца на нем…» (Аристотель, 1976 стр. 384).

Для Средневековья характерно новое понимание, диаметрально противоположное предыдущей эпохе. Это время проходит под знаменами тотальной борьбы с любым проявлениям естественной человеческой телесности. Противопоставление, или дихотомия души и тела в многочисленных религиозных учениях этого периода доводилась до крайности.

В эпоху Возрождения в учении апостола Павла говорится о неразрывности телесного и духовного в каждом человеке. Тело, согласно Павлу, не только не противопоставляется наивысшим духовным сущностям, но одновременно с этим, само должно включаться в понятие человеческого достоинства. В свою очередь, это требует уважительного и заинтересованного отношения к нему.

Один из основателей философии Нового времени, бельгиец Рене Декарт, человеческую сущность разделил на две основополагающие части, а именно разум и тело. Выразив мысль «cogito ergo sum» («Я мыслю — следовательно, я

7

существую»), он отдал приоритет разуму. Таким образом, человеческое тело, из храма Бога, священного, созданного по его образу, превратилось в понимании философов того времени в отлажено функционирующую машину.

Девятнадцатое столетие ознаменовало собой новые открытия в области физиологии. Русский биолог того времени, И. М. Сеченов, ссылаясь на изучение периодов реакции в качестве процесса, который требует целостности работы головного мозга, писал в этой связи: «Психическая деятельность человека, как любое другое явление на Земле, происходит всегда в пространстве и времени». Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» способствовала дальнейшему исследованию взаимосвязи психической деятельности человека и такого материального органа как головной мозг.

Телесность в философии. ХХ век, с приходом вначале, экзистенциалистской, а затем, постмодернистской философии, по-новому раскрывает тему телесности. Она занимает достойное место в трудах мыслителей этого времени, среди которых можно отметить таких как Ж. Лакан, М. Мерло — Понти, М. Фуко, А. Арто, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр и многих других.

Телесность в психологии. Одним из первых психологов, включивших телесное «Я» в психическую структуру, был американский исследователь У. Джемс. Он рассматривал телесность в качестве одной из очевидных составляющих психического начала. Джемс предвосхитил появление так называемой «биопсихосоциальной» теории, провозглашающей если еще не единство, но обусловленность, уже явно намекающую на комплексность влияния всевозможных факторов на развитие и протекание психического расстройства.

Телесность в психотерапевтических школах.

Психоанализ. «С определенной долей уверенности можно утверждать, что наша личность не может считаться полноценной без присутствия тела», — Эта мысль прослеживается и у Фрейда, в частности в его работе «Я и Оно» (Фрейд, 2011 ): «"Я" означает, прежде всего, — обладание телесной природой».

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/TiurinaAV_2015/TAt-ma-023.htm