191ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ «НА СНЕЖНОЙ», г. МОСКВА
| ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДРОСТКОВ ОПЫТА ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА «РОВЕСНИК – РОВЕСНИКУ» |
В статье рассматриваются особенности проведения программы «Ровесник – ровеснику» как средства первичной профилактики употребления подростками психоактивных веществ; анализируются критерии отбора старших подростков в качестве волонтеров этой программы; исследуются особенности влияния старших подростков в программе «Ровесник – ровеснику» в качестве волонтеров на развитие социально-психологических характеристик их личности.
Ключевые слова
Социально-психологический тренинг, подростковый возраст, волонтеры, профилактика употребления психоактивных веществ
Сегодня ситуация с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди населения приняла в России угрожающий характер. Употребление ПАВ очень часто отягощено различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом наиболее массовое распространение этих заболеваний происходит в подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и угрожая генофонду нации и национальной безопасности России. В этой связи все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы. В настоящее время одним из самых распространённых способов первичной профилактики ПАВ является метод социально-психологического тренинга (СПТ).
Опыт профилактической деятельности показывает, что значительный ресурс при организации подобной профилактической работы могут составить не только специалисты, работающее с подростками, но и сами подростки, обученные по специальной программе первичной профилактики. В связи с этим в настоящее время все большее внимание уделяется использованию программ профилактики у потребления ПАВ под общим названием «Ровесник – ровеснику». Целью таких программ является первичная профилактика у потребления ПАВ в подростковой и юношеской среде через развитие волонтерского движения.
Как отмечают специалисты в этой области,
192самый большой процент усвоения и закрепления материала наблюдается в тех случаях, когда старшие подростки выступают в роли наставников младших подростков. Такой вывод основывается, прежде всего, на том, что подростки оказываются в большей социально-психологической зависимости не столько от взрослых, сколько от разнообразных групп сверстников. Влияние сверстников имеет в целом важную роль в жизни подростков, в частности, способствуя или препятствуя началу употребления подростками ПАВ. Подростки, обучающие своих сверстников, могут оказывать эффективное влияние на изменение поведения и мировоззрения младших подростков. Старшие подростки, выступающие в роли со-ведущих профилактических тренингов, являются существенным дополнительным ресурсом воздействия на младших подростков, способствуют донесению до них информации, которая будет восприниматься не с позиции «ребёнок – взрослый», а с позиции «ребёнок – ребёнок». Таким образом, изменения ценностей подростковой субкультуры, формируемых по отношению к у потреблению ПАВ, будут происходить не извне (со стороны взрослых), а изнутри (со стороны ровесников, равных по статусу).
Несмотря на большое количество тренинговых программ в сфере первичной профилактики употребления ПАВ, применяемых, как за рубежом, так ив России, и всё большего использования программ профильного типа «Ровесник – ровеснику», системная экспериментальная апробация и последующее внедрение их практически нигде не проводится. При этом важным и актуальным вопросом для экспериментального изучения является не только эффективность проведения СПТ для младших подростков посредством референтных лиц — старших подростков, но и особенности влияния такого СПТ на старших подростков, которые выступают в СПТ в роли со-ведущих.
Вышеперечисленные обет обстоятельства позволяют считать изучение протекающих в процессе реализации такой специализированной программы СПТ «Ровесник – ровеснику» личностных изменений старших подростков, актуальной и значимой научно-практической проблемой современной социальной психологии.
Поэтому нашей целью явилось изучение воздействия программы «Ровесник – ровеснику», используемой при организации профилактики употребления психоактивных веществ методом социально-психологического тренинга на старших подростков, являющихся со-ведущими тренинга.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучен опыт использования социально-психологических тренинговых технологий и программы «Ровесник – ровеснику» в первичной профилактике употребления младшими подростками психоактивных веществ.
2. Выделены критерии отбора старших подростков в роли ведущих программы «Ровесник – ровеснику».
3. Методом поперечных срезов выявлено воздействие проведённого тренинга на старших подростков со-ведущих программы «Ровесник – ровеснику».
Сегодня наиболее часто применяемыми стратегиями профилактической работы являются программы, направленные на развитие личности ребенка и «Ровесник – ровеснику». В их основе лежит понимание того, что эффективность профилактической работы зависит от формирования у подростка различных личностных характеристик (адекватной самооценки, уверенности в себе и т. д.), развития у них навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, представлений о здоровом образе жизни и вреде употребления психоактивных веществ и т. д.
Подобные тренинговые профилактические модели основаны на комплексном
193характере, помогающем оказывать на подростка всесторонне воздействие, способном «защитить» его от влияния негативных факторов алкоголизации и наркотизации, достигаемом при помощи использования в качестве со-ведущих — сверстников подростков, как группы людей, имеющей наибольшее влияние на детей в пубертатном периоде развития.
Опыт работы по программе «Ровесник – ровеснику», описанный в работах Г. В. Латышева, М. В. Орловой, С. М. Яцыншиной, О. А. Титовой, Д. Д. Речнова [4]; Е. А. Вакулиной, И. Н. Соляновой, Н. А. Рубейкиной [3]; С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой [2] и некоторых других, показывает, что подростки со-ведущие этой программы (волонтеры) должны обладать следующими характеристиками: высоким статусом в группе сверстников; низким уровнем проявления тревожности, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, конформизма; высоким уровнем проявления адекватности самооценки, коммуникативной социальной компетентности, эмпатических способностей, ценностей и социально-психологических установок, направленных на активный здоровой образ жизни; отсутствие проблем общения в семье и в группе сверстников.
Опираясь на перечень этих психологических факторов, нами был проведен отбор подростков со-ведущих в программу «Ровесник – ровеснику».
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ СОШ г. Москвы № 266 (Школа здоровья) в 2009—2010 гг. В программе приняли участие 30 подростков в возрасте 15—16 лет, из которых впоследствии 8 были обучены по программе «Ровесник – ровеснику».
Для отбора старших подростков для участия в программе «Ровесник – ровеснику» и диагностики особенностей влияния программы на личность самого подростка со-ведущего социально-психологического тренинга первичной профилактики употребления ПАВ, нами были использованы следующие методики.
1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрический тест») М. Битяновой, включает в себя три диагностические процедуры: классическую социометрию (изучает структуру эмоциональных отношений в группе); аутосоциометрию (изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы); референтометрию (выявление референтных лиц, членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе).
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер).
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
6. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).
7. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
8. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребной сфере О. Ф. Потемкиной.
В результате проведения диагностического этапа нами была отобрана группа подростков-волонтеров, ведущих профилактических тренинговых занятий. Это были подростки в возрасте 15—16 лет в количестве 8 человек.
Критериями отбора волонтёров стало наличие у них не менее 5 показателей из всех ниже перечисленных характеристик личности:
— наличие высокого статуса в группе сверстников (и естественно их желание в этом участвовать, а также согласие родителей); сформированность нравственных ценностей, которые приняты в его семье,
194школе, социальном окружении; отсутствие конфликтов в семье и школе; удовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками; низкий уровень школьной тревожности, внушаемости, подчиняемости, конформности поведения, замкнутости; высокий уровень уверенности в себе и эмоциональной устойчивости; склонность к альтруизму.
В ходе тестирования было выявлено, что у определенной части подростков выражены:
— высокий положительный статус в группе сверстников, положительное отношение подростков к своим родителям (8 человек — 26,7%);
— преобладание ценностей здоровья, счастливой семейной жизни (по 9 человек — 30%), наличия хороших и верных друзей, активной деятельной жизни и любви (по 3 человек — 10%), а также воспитанности (6 человек — 20%); образованности, ответственности, широты взглядов (4 человека — 13,3%); терпимости, самоконтроля и жизнерадостности (по 3 человека — 10%);
— низкий уровень школьной тревожности (10 человек — 33,3%);
— высокий уровень развития общительности (8 человек — 26,7%), эмоциональной устойчивости (10 человек — 33,3%), стремления к доминированию в группе (8 человек — 26,7%), высокой нормативности поведения (8 человек — 26,7%), смелости (11 человек — 36,7%), благожелательности (9 человек — 30%), уверенности в себе (10 человек — 33,35), самоконтроля (8 человек — 26,7%), адекватности самооценки (17 человек — 56,7%);
— открытость, общительность, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, чувствительность, независимость, ориентация на себя, умение подчиняться правилам (16 человек — 53,3%);
— высокий уровень эмпатии и ориентации на альтруизм, результат, власть и труд (9 человек — 30%).
Обработка полученных результатов диагностики старших подростков с помощью пакета статистической обработки SPSS 12.0, применяемого для корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала наличие положительной связи:
— высокого статуса подростков в группе сверстников с высокими показателями по шкалам аутосоциометрии (0,904 балла), референтометрии (0,823 балла), эмпатии (0,536 балла), общительности (0,505 балла), эмоциональной устойчивости (0,612 балла), уверенности в себе (0,490 балла), а также позитивного отношения к матери (0,636 балла) и к отцу (0,715 балла);
— высокого уровня эмпатии у школьников с высоким уровнем проявления альтруизма (0,561 балла), эмоциональной устойчивости (–0,605 балла), а также с низким уровнем подозрительности (–0,497 балла) и т. д.
Итогом диагностического этапа стало выделение группы подростков в количестве 8 человек, у которых в той или иной степени оказались выражены выше перечисленные факторы. В группу были включены 4 мальчика и 4 девочки.
Важным критерием при включении подростков в качестве волонтеров и участников программы «Ровесник – ровеснику» стало собеседование с родителями подростков, в ходе которого объяснялись цели и задачи программы, и уточнялся вопрос: согласны ли взрослые, чтобы их дети приняли участие в программе. Дополнительно с каждым из подростков проводилось первичное индивидуальное консультирование, на котором проверялись и уточнялись результаты психодиагностического обследования и уровень мотивации подростков-волонтеров их готовность участвовать в программе формирующего эксперимента.
На профилактическом этапе работы были организованы занятия волонтеров-подростков по программе профилактики.
195Были выделены следующие цели социально-психологической подготовки волонтеров на первом этапе: тренировка навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтных ситуаций; развитие уверенности в себе и адекватной самооценки; повышение информированности подростков по проблемам употребления психоактивных веществ; знакомство с технологией проведения профилактической работы; осознание границ своей компетентности и ответственности в работе.
Работа на первом этапе реализации программы помогла подготовить волонтеров, провести на должном профессиональном уровне занятия, почувствовать ответственность за порученное им дело.
На втором этапе волонтеры начали осуществлять практическую деятельность по первичной профилактике употребления ПАВ.
Программа профилактических занятий включала в себя проведение старшими подростками:
— социально-психологического блока. Цели занятия: знакомство с участниками проекта; сплочение команды; развитие навыков конструктивного взаимодействия и решения проблем; знакомство с тренинговой формой работы.
— личностного блока. Цели занятий — формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние формирование умения эмпатии, навыков противостояния групповому давлению, умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
— информационно-профилактический блок. Цели занятий — предупреждение первых проб наркотиков путем опровержения мифов о наркотиках и предоставления информации о влиянии наркотиков на организм, развития зависимости от них, а также предоставление альтернатив получения удовольствия без наркотиков.
В каждой из групп подростков ведущими были по двое подростков.
При этом социально-психологический и личностный блоки вели педагоги-психологи, а информационно-профилактический блок — волонтеры.
На занятиях первых двух блоков волонтерам давалась возможность проводить некоторые игры-разминки, что способствовало их привыканию к группе и постепенной адаптации в роли ведущих.
На контрольном этапе эксперимента была проведена — повторная диагностика старших подростков, выступивших в качестве волонтеров (сформированность уровня альтруистических, коммуникативных, лидерских качеств личности, способствующих развитию творческих навыков).
Повторное тестирование группы волонтеров показало, что по сравнению с первичным тестированием результаты ребят по отдельным шкалам практически не изменились. Так высокий статус подростков в группе сверстников был выявлен у 7 человек (87,5%), у опрошенных нами школьников расширился список значимых для них терминальных и инструментальных ценностей (здоровья, активной деятельной жизни, любви, продуктивной жизни, наличия хороших и верных друзей и счастливой семейной жизни, воспитанности, жизнерадостности, независимости, образованности, ответственности, самоконтроля, твердой воли, терпимости и широты взглядов).
У 7 волонтеров (87,5%) был выявлен высокий уровень позитивной оценки своих взаимоотношений с матерью и отцом, у 8 (100%) — низкий уровень школьной тревожности, эмоциональной неустойчивости, экспрессивности, проявления неадекватности самооценки.
Высокий уровень развития доминантности, нормативности поведения, чувствительности, коммуникативной социальной компетентности, мотивации на труд оказался характерен для 6 учащихся (75%), доверчивости, самоконтроля, эмпатии,
196мотивации альтруизма — для 7 человек (87,5%).
Полученные в ходе нашего исследования данные позволяют говорить нам о том, что участие подростков 15—16 лет в качестве со-ведущих социально-психологического тренинга в программе «Ровесник – ровеснику» положительно влияет на формирование нравственных ценностей подростка, принятых в его семье, школе, социальном окружении; уровня развития коммуникативной компетентности, эмпатии, склонности к альтруизму, адекватности представлений о своем положении в эмоциональной структуре группы; а также не оказывает негативного влияния на структуру эмоциональных отношений подростка в группе и его привлекательности, степени психологического влияния в группе сверстников.
Таким образом, полученные данные исследования показывают, что использование старших подростков в качестве со-ведущих профилактических программах «Ровесник – ровеснику» является психологически безопасным для этих ребят и помогает им развить в себе целый ряд положительных социально-психологических качеств, сформировать у них активную жизненную позицию в области распространения идей здорового образа жизни, что безусловно важно и для них самих, и для более младших подростков, с которыми они работают.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Алексеева Л. Ф., Слизовская Г. В. Психологические факторы зависимого поведения личности // Российский научный журнал. — 2009. — № 3 (10). — С. 3—7.
2. Березин С. В., Лисецкий К. С., Орешникова И. Б. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.
3. Новые технологии психосоциальной и физкультурно-оздоровительной работы в первичной профилактике наркомании среди детей и молодежи / Под ред. Е. А. Вакулиной, И. Н. Соляновой, Н. А. Рубейкиной. — Саратов: ООО «БонапартПС», 2006.
4. Латышев Г. В., Орлова М. В., Яцышин С. М., Титова О. А., Речнов Д. Д. Смотри по жизни вперед / Руководство по работе с подростками. — СПб.: ООО «Издательский дом «Ars Longa», 2002.
5. Лозовой В. В., Лозовая Т. В. Ресурсы здоровья. Методическое обеспечение программы профилактики наркомании, токсикомании и иных зависимостей среди детей и подростков в образовательных учреждениях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.