1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Социальная психология»
Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»
Автореферат магистерской диссертации
«Взаимосвязь уровня развития умственных способностей и взаимодействия со сверстниками детей дошкольного возраста»
Направление | 37.04.01 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Социальная психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Сачкова М. Е. |
Зав. выпускающей кафедрой | Крушельницкая О. Б. |
Руководитель | Денисенкова Н. С. |
Студент | Выроцкова В. В. |
Рецензент | Хаймовская Н. А. |
Оппонент | Бурлакова И. А. |
Москва 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Изучение способностей занимает особое место как в отечественной, так и зарубежной науке. Многими исследователями (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) было доказано значение дошкольного детства в развитии общих способностей. Л. А Венгер большую часть своих исследований посвятил проблеме развития умственных способностей дошкольников. Он, его ученики и последователи под умственными способностями понимали ориентировочные действия, обеспечивающие ребенку успешность в различных видах деятельности, помогающие быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ориентироваться в новой задаче, создавать замыслы новых творческих продуктов.
Однако тема развития способностей в дошкольном возрасте актуальна и по сей день. Актуальной представляется попытка выделить особо значимые факторы развития разных видов способности, такие как социальная ситуация их развития, уникальное сочетание способностей индивида, соотношение развития разных видов способностей в развивающейся личности. Разными исследователями изучается влияние социально-психологических аспектов на развитие как умственного, так и социального становления дошкольника. Одной из важнейших составляющих социального развития личности мы вслед за А. В. Петровским считаем адаптацию в группе сверстников, в том числе владение навыками конструктивного межличностного взаимодействия и положение ребенка в группе сверстников.
Именно в «детсадовском», дошкольном детстве ребенок приобретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица. На этой стадии, которая направлена на обеспечение успешного «вживания» в группу сверстников и знаменует собой начало вхождения ребенка в
3социальные институты, начинается внутригрупповая жизнь индивида, где основные силы направляются на усвоение господствующих в конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами, которыми владеют другие партнеры по взаимодействию. Условием успешного вхождения в группу, адаптации к ней является сформированная конфликтная компетентность, т. е. осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения к конфликтной ситуации, способах их разрешение и конкретные адекватные стратегии поведения.
Все это непосредственно связано с тем местом, которое начинает занимать ребенок в группе сверстников, в частности в детском саду, т. е. с его социометрическим статусом.
Современная реальность ставит новые вопросы о содержании детской коммуникации, о приоритетах взаимодействия, его формах, используемых средств, особой специфике. Непосредственное общение со сверстниками и взрослыми сокращается за счет использования информационных технологий. Дети и взрослые (прежде всего родители) все больше общаются по средствам телефона, интернета, скайпа и т. д. Это меняет как формы, так и характер самого общения, что обуславливает необходимость более глубоко и детально изучать общение современных детей и его взаимосвязь со способностями ребенка.
Все это позволяет говорить об актуальности исследования взаимосвязи уровня развития умственных способностей дошкольников с различными составляющими общения и, прежде всего, взаимодействия со сверстниками. Мы считаем наиболее адекватным рассмотреть взаимодействие дошкольников со сверстниками с точки зрения сформированности навыков конструктивного межличностного взаимодействия, умения понимать и решать коммуникативные задачи, в том числе в ситуации конфликта, статусно-ролевой структуры группы.
4 Целью нашей работы стало выявление взаимосвязи умственных способностей и взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Объектом исследования являются умственные способности дошкольников и различные аспекты взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: взаимосвязь различных аспектов взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (поведение в конфликте и социометрическая структура группы) с уровнем развития умственных (интеллектуальных) способностей, а также взаимосвязь между собой выделенных аспектов взаимодействия дошкольников друг с другом.
В рамках исследования мы выдвигаем три основные гипотезы, одна из них раскрывается в частных.
Основная гипотеза 1. В дошкольном возрасте у ровень развития умственных (интеллектуальных) способностей связан со стратегией поведения в конфликте: дети с более высоким уровнем интеллекта используют более активные стратегии взаимодействия.
Основная гипотеза 2. Между вербальным и реальным поведением дошкольников в конфликтной ситуации существует взаимосвязь.
Основная гипотеза 3. Вербальное и реальное поведение дошкольников в конфликте связаны с социометрическим статусом дошкольника в группе сверстников.
Частная гипотеза 1. Реальное поведение в конфликтной ситуации связано с социометрическим статусом в группе: чем выше статус, тем более активны стратегии взаимодействия в конфликте.
Частная гипотеза 2. Вербальное поведение в конфликте связано с социометрическим статусом в группе: чем выше показатели интропунитивной (внутренненаправленной) вербальной реакции, тем ниже статусная позиция, занимаемая в группе, и наоборот — чем ниже показатели интропунитивной вербальной реакции, тем выше статусная позиция.
5 В соответствии с целью и гипотезами нами были поставлены задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме способностей и межличностного взаимодействия дошкольников в группе сверстников, особенностях и социально-психологических аспектах развития умственных способностей и различных компонентов взаимодействия в дошкольном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование, в котором:
— определить уровень развития умственных способностей дошкольников из обследуемых групп;
— определить развитие различных аспектов взаимодействия дошкольников со сверстниками:
○ социометрический статус дошкольников в каждой из обследуемых групп;
○ индивидуальные способы вербального реагирования дошкольников на препятствия и конфликтные ситуации;
○ предпочитаемый способ /стратегию поведения в конфликтной ситуации дошкольников в группе сверстников;
— провести качественный и количественный анализ данных;
3. Сформулировать выводы и рекомендации.
Методом нашей работы является корреляционное исследование, заключающееся в проведении и анализе результатов комплекса методик, направленных на диагностику уровня развития умственных способностей, статусно-ролевой структуры группы, сформированности уровня конфликтной компетентности и конструктивного межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.
Исследование проводилось в 2013—2015 г. г. на базе дошкольных учреждений города Москвы: ЦРР № 1511, ГБОУ № 1602 и ГБОУ № 2523. В исследовании приняло участие 123 ребенка старшего дошкольного возраста 5—7 лет (68 мальчиков и 55 девочек).
6 Методики, используемые в исследовании.
1. Для определения уровня развития умственных способностей были выбраны: комплекс стандартизированных методик по оценке общего уровня интеллектуального развития детей 5—6 лет:
• Методики «Эталоны» (О. М. Дьяченко) и «Перцептивное моделирование» (В. В. Холмовская), направленные на определение уровня развития восприятия;
• Методика «Систематизация» (Р. И. Бардина), направленная на определение уровня развития образного мышления;
• Методика «Схематизация» (А. И. Булычева), направленная на определение уровня развития логического мышления.
1. Для изучения различных аспектов межличностного взаимодействия дошкольника в группе сверстников использовались:
• Экспериментальная методика «Доска кооперации» (модифицированный вариант М. Мадсен), направленная на оценку уровня сформированности конфликтной компетентности дошкольника. Данная методика выбрана в целях определения поведенческого аспекта социального развития дошкольника.
• Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, направленная на выявление индивидуальных способов преодоления препятствий и эмоционального отношения к ним. Данная методика выбрана в целях выявления вербального реагирования на трудности и конфликтность ситуации, оценив действия дошкольника по параметру конструктивности и направленности реакции (экстрапунитивная, интропунитивная, импунитивная);
2. Для определения социометрического статуса дошкольника в группе сверстников использовались: