Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Социальная психология»

Кафедра «Теоретические основы социальной психологии»

Автореферат магистерской диссертации

«Взаимосвязь уровня развития умственных способностей и взаимодействия со сверстниками детей дошкольного возраста»

 

Направление

37.04.01

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Социальная психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Сачкова М. Е.

Зав. выпускающей кафедрой

Крушельницкая О. Б.

Руководитель

Денисенкова Н. С.

Студент

Выроцкова В. В.

Рецензент

Хаймовская Н. А.

Оппонент

Бурлакова И. А.

Москва 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение способностей занимает особое место как в отечественной, так и зарубежной науке. Многими исследователями (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) было доказано значение дошкольного детства в развитии общих способностей. Л. А Венгер большую часть своих исследований посвятил проблеме развития умственных способностей дошкольников. Он, его ученики и последователи под умственными способностями понимали ориентировочные действия, обеспечивающие ребенку успешность в различных видах деятельности, помогающие быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ориентироваться в новой задаче, создавать замыслы новых творческих продуктов.

Однако тема развития способностей в дошкольном возрасте актуальна и по сей день. Актуальной представляется попытка выделить особо значимые факторы развития разных видов способности, такие как социальная ситуация их развития, уникальное сочетание способностей индивида, соотношение развития разных видов способностей в развивающейся личности. Разными исследователями изучается влияние социально-психологических аспектов на развитие как умственного, так и социального становления дошкольника. Одной из важнейших составляющих социального развития личности мы вслед за А. В. Петровским считаем адаптацию в группе сверстников, в том числе владение навыками конструктивного межличностного взаимодействия и положение ребенка в группе сверстников.

Именно в «детсадовском», дошкольном детстве ребенок приобретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица. На этой стадии, которая направлена на обеспечение успешного «вживания» в группу сверстников и знаменует собой начало вхождения ребенка в

3

социальные институты, начинается внутригрупповая жизнь индивида, где основные силы направляются на усвоение господствующих в конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами, которыми владеют другие партнеры по взаимодействию. Условием успешного вхождения в группу, адаптации к ней является сформированная конфликтная компетентность, т. е. осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения к конфликтной ситуации, способах их разрешение и конкретные адекватные стратегии поведения.

Все это непосредственно связано с тем местом, которое начинает занимать ребенок в группе сверстников, в частности в детском саду, т. е. с его социометрическим статусом.

Современная реальность ставит новые вопросы о содержании детской коммуникации, о приоритетах взаимодействия, его формах, используемых средств, особой специфике. Непосредственное общение со сверстниками и взрослыми сокращается за счет использования информационных технологий. Дети и взрослые (прежде всего родители) все больше общаются по средствам телефона, интернета, скайпа и т. д. Это меняет как формы, так и характер самого общения, что обуславливает необходимость более глубоко и детально изучать общение современных детей и его взаимосвязь со способностями ребенка.

Все это позволяет говорить об актуальности исследования взаимосвязи уровня развития умственных способностей дошкольников с различными составляющими общения и, прежде всего, взаимодействия со сверстниками. Мы считаем наиболее адекватным рассмотреть взаимодействие дошкольников со сверстниками с точки зрения сформированности навыков конструктивного межличностного взаимодействия, умения понимать и решать коммуникативные задачи, в том числе в ситуации конфликта, статусно-ролевой структуры группы.

4

Целью нашей работы стало выявление взаимосвязи умственных способностей и взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Объектом исследования являются умственные способности дошкольников и различные аспекты взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Предмет исследования: взаимосвязь различных аспектов взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (поведение в конфликте и социометрическая структура группы) с уровнем развития умственных (интеллектуальных) способностей, а также взаимосвязь между собой выделенных аспектов взаимодействия дошкольников друг с другом.

В рамках исследования мы выдвигаем три основные гипотезы, одна из них раскрывается в частных.

Основная гипотеза 1. В дошкольном возрасте у ровень развития умственных (интеллектуальных) способностей связан со стратегией поведения в конфликте: дети с более высоким уровнем интеллекта используют более активные стратегии взаимодействия.

Основная гипотеза 2. Между вербальным и реальным поведением дошкольников в конфликтной ситуации существует взаимосвязь.

Основная гипотеза 3. Вербальное и реальное поведение дошкольников в конфликте связаны с социометрическим статусом дошкольника в группе сверстников.

Частная гипотеза 1. Реальное поведение в конфликтной ситуации связано с социометрическим статусом в группе: чем выше статус, тем более активны стратегии взаимодействия в конфликте.

Частная гипотеза 2. Вербальное поведение в конфликте связано с социометрическим статусом в группе: чем выше показатели интропунитивной (внутренненаправленной) вербальной реакции, тем ниже статусная позиция, занимаемая в группе, и наоборот — чем ниже показатели интропунитивной вербальной реакции, тем выше статусная позиция.

5

В соответствии с целью и гипотезами нами были поставлены задачи:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме способностей и межличностного взаимодействия дошкольников в группе сверстников, особенностях и социально-психологических аспектах развития умственных способностей и различных компонентов взаимодействия в дошкольном возрасте.

2. Провести эмпирическое исследование, в котором:

— определить уровень развития умственных способностей дошкольников из обследуемых групп;

— определить развитие различных аспектов взаимодействия дошкольников со сверстниками:

○   социометрический статус дошкольников в каждой из обследуемых групп;

○   индивидуальные способы вербального реагирования дошкольников на препятствия и конфликтные ситуации;

○   предпочитаемый способ /стратегию поведения в конфликтной ситуации дошкольников в группе сверстников;

— провести качественный и количественный анализ данных;

3. Сформулировать выводы и рекомендации.

Методом нашей работы является корреляционное исследование, заключающееся в проведении и анализе результатов комплекса методик, направленных на диагностику уровня развития умственных способностей, статусно-ролевой структуры группы, сформированности уровня конфликтной компетентности и конструктивного межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.

Исследование проводилось в 2013—2015 г. г. на базе дошкольных учреждений города Москвы: ЦРР № 1511, ГБОУ № 1602 и ГБОУ № 2523. В исследовании приняло участие 123 ребенка старшего дошкольного возраста 5—7 лет (68 мальчиков и 55 девочек).

6

Методики, используемые в исследовании.

1. Для определения уровня развития умственных способностей были выбраны: комплекс стандартизированных методик по оценке общего уровня интеллектуального развития детей 5—6 лет:

•   Методики «Эталоны» (О. М. Дьяченко) и «Перцептивное моделирование» (В. В. Холмовская), направленные на определение уровня развития восприятия;

•   Методика «Систематизация» (Р. И. Бардина), направленная на определение уровня развития образного мышления;

•   Методика «Схематизация» (А. И. Булычева), направленная на определение уровня развития логического мышления.

1. Для изучения различных аспектов межличностного взаимодействия дошкольника в группе сверстников использовались:

•   Экспериментальная методика «Доска кооперации» (модифицированный вариант М. Мадсен), направленная на оценку уровня сформированности конфликтной компетентности дошкольника. Данная методика выбрана в целях определения поведенческого аспекта социального развития дошкольника.

•   Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, направленная на выявление индивидуальных способов преодоления препятствий и эмоционального отношения к ним. Данная методика выбрана в целях выявления вербального реагирования на трудности и конфликтность ситуации, оценив действия дошкольника по параметру конструктивности и направленности реакции (экстрапунитивная, интропунитивная, импунитивная);

2. Для определения социометрического статуса дошкольника в группе сверстников использовались:

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/VyrotskovaVV_2015/VKu-ma-017.htm