Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

176

РАСКРЫВАЯ СЕКРЕТЫ ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

И. А. ЗИМНЯЯ
Москва

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 128 с.{@9138@}

Важной задачей осуществляемой в настоящее время школьной реформы является развитие большей самостоятельности, саморегулируемости учебного труда школьников во всех его видах и формах. Эта задача может быть реализована только на основе разработки научно обоснованной психологической программы общих и частных видов учебной деятельности в широком смысле слова и конкретных видов речевой деятельности, в частности письма.

В только что вышедшей книге Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко «Секреты пунктуации» представлен пример такой программы. Она опирается на собственные действия школьников, благодаря которым знания формируются и упрочиваются в памяти как некоторый инвариант. Этот инвариант в дальнейшем позволяет осуществить все многообразие форм его реализации.

Рецензируемая книга для учащихся, причем для учащихся от первого класса до старости, необычна по жанру, стилю и форме организации учебного материала. «Секреты пунктуации» — информативный, содержательный, имеющий общеобразовательную и воспитательную ценность путеводитель по лабиринтам собственного знания учащихся. Авторы на основе психологических закономерностей усвоения учебного материала создали возможность доброго дружеского контакта учащегося с книгой.

В доступной и доброжелательной по отношению к читателям форме организован материал о пунктуационном оформлении письменного высказывания — этом прокрустовом ложе для безбрежного моря смыслов письменной речи. Как убедительно показывают авторы, основной секрет пунктуации заключается в том, что овладеть ею можно только при условии выделения определенных способов действия со смыслом текста в соответствии с определенными смысловыми правилами. На конкретном материале показана связь содержания и формы высказывания и их связь с его коммуникативной функцией. При этом важно, что авторы подчеркивают специфику знания пунктуационного правила. Согласно авторам, знать правило — это не просто уметь воспроизвести его словесную формулировку, а уметь действовать на его основе, более того — довести это действие до определенной степени автоматизма, когда пунктуация является естественной формой смысловой организации письменного высказывания.

В рецензируемой книге впервые подчеркивается трехаспектность овладения знаниями, подразумевающая: 1) само знание как умение работать на основе какого-то правила; 2) самоинструкцию, позволяющую работать по определенному алгоритму (в качестве примера приведена инструкция для определения грамматической основы предложения); 3) само пунктуационное действие.

Материал книжки, организованный в шесть глав, можно разделить на две части. Первая часть под названием «Хотя «путь и далек, и долог...» содержит в лаконичной, очень образной и понятной для учащихся форме описание действия психологических механизмов, включенных в пунктуационную работу, или в работу по расстановке знаков препинания, как учащиеся это для себя понимают. Вот пример такого описания: «Во время записи ни одно предложение, кроме самых коротеньких, не присутствует в сознании все целиком, с одинаковой ясностью. Записываемая фраза движется

177

через сознание пишущего, как ночной поезд через освещенный туннель: отчетливо видна только та часть, которая находится в туннеле. Начало фразы, как первые вагоны поезда, уже ушло за пределы отчетливой видимости, а конец еще не въехал в освещенное пространство» (с. 16).

Необходимо отметить, что описание психологических механизмов применительно к пунктуации делается впервые: новаторским является положение о необходимости целенаправленной работы по управлению механизмами прогнозирования, или предвидения, памяти, смыслового укрупнения единиц текста и соединения их в сематико-синтаксические блоки.

Вторая часть, представленная пятью главами, являет собой собственно управление самостоятельной деятельностью учащихся по овладению пунктуационными знаниями. Книга эта может рассматриваться и как учебное пособие, и как самоучитель, самоконтролер — для школьников и взрослых людей, которые хотели бы восстановить свои знания и повысить культуру письменного общения.

Конкретный анализ содержания глав, представляющих собственно программу действий учащихся, позволяет выделить следующие основные проблемы:

1. Одна из самых сложных и запутанных проблем психологии, как отметил в свое время Л. С. Выготский, — это проблема связи мысли и слова. В данном случае это проблема связи смысла и пунктуационного знака. Авторы определяют смысловую природу пунктуационных знаков, при этом отбирая для данной книги прежде всего те знаки, которые оформляют законченные смысловые единицы. В первую очередь это суждения повествовательные, вопросительные и восклицательные. Приводятся те знаки, которые определяют смысловую, базисную (по Хомскому) единицу высказывания: подлежащее и сказуемое — и в этой связи авторы выделяют знак «тире», придавая ему особое значение, и запятую, основываясь на том, что запятой выделяется практически законченная мысль в составе более сложного предложения. Таким образом, в данной работе авторы рассматривали шесть пунктуационных знаков: точку, вопросительный и восклицательный знаки, тире, точку с запятой и запятую, — те знаки, которые несут смысловую нагрузку завершенности выражения мысли, чувства и волеизъявления.

Важно также, что рецензируемая книга через систему продуманных, градуированных заданий последовательно учит школьников вдумываться, вслушиваться, вчувствываться в воспринимаемый текст. Такая работа наряду с организацией усвоения пунктуационных знаний формирует и очень важное для будущего серьезного читателя умение работать с текстом — осмысливать, выделять главное в тексте, что может служить некоторой профилактикой против распространенной манеры поверхностного, неуглубленного чтения.

Решение первой проблемы влечет за собой и новый принцип отбора и организации знаков препинания для прохождения в процессе школьного обучения.

2. Второй, новой для школьного обучения является проблема структурных единиц высказывания (в данном случае предложения и единиц структурно-смысловой организации предложения) и характера связи этих структурных единиц в единой смысловой организации. При этом авторы выделяют в качестве морфологических единиц так называемые блоки, и основным смысловым блоком предложения выступает базисная ядерная структура подлежащеесказуемое, сказуемоеподлежащее, которая и является в терминологии авторов грамматической основой предложения. Тип связи между структурными блоками единой смысловой организации предложения по-разному определяется самими авторами. Может быть только внутренняя, дополнительная связь, которая пунктуационно не вычленяется в предложениях-великанах, но авторы предостерегают учащихся от того, что именно в связи с большой длиной предложения может возникнуть иллюзорное чувство необходимости остановки и сама длина предложения может провоцировать ошибочную запятую. Интерес представляет здесь характер связи в сложном предложении, определяемый по принципу включения или последовательного действия, образно называемый «матрешками» и «гусями». Этот характер связи может соотноситься со смысловыми опорными пунктами, как красные и голубые углы Шаталова. Понимание этих связей раз и навсегда дает образное, эмоциональное, оценочное средство запоминания сложнейших структурно-смысловых связей внутри предложения. Здесь же следует отметить удивительную находку авторов в плане образных, запоминающихся определений академичных, невыразительных, скучных названий грамматических явлений.

3. Третья проблема, поднятая в данной книге, не выражена эксплицитно, хотя и лежит в основе всей авторской позиции создателей учебного пособия. Это организация самоуправления процессом усвоения.

178

Она ставилась и достаточно эффективно решалась в работах многих авторов (Д. Н. Богоявленского, Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Л. И. Айдаровой, В. Я. Ляудис, А. К. Марковой, Г. Г. Ейгера, М. М. Гохлернера и других). Однако впервые в этой книге с учетом возраста потенциального читателя самоуправление процессом усвоения правил пунктуации рассматривается в связи с процессами памяти, мышления, внимания. Авторы убеждают читателя в необходимости рефлексировать собственные психические процессы, советуют, как управлять этими процессами.

Решение поставленных в книге проблем на материале искусно, тщательно подобранных упражнений, текстов, заданий, вопросов для самопроверки, несомненно, явится большим подспорьем, большим вкладом в повышение грамотности школьников. От книги получат огромное удовольствие и учащиеся и учителя. Тираж пособия мал, а нужда в нем высока. В плане пожелания к переизданию можно рекомендовать авторам сделать шрифтовые выделения, полиграфические разграничения текста, который содержит материал для размышления, для осознания правил, и материал, который предназначен собственно для тренировки. Было бы полезно заключать алгоритмы в рамки, нумеровать их и указывать степени их осложнения включением уже отработанных конструкций в новые с тем, чтобы всегда был виден тот первый блок, с которого все начиналось. В целом выход рецензируемой книги можно только приветствовать.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031987/ZRS-176.HTM