Особенности полового самосознания старшеклассниц
и склонность к депрессии
НОСОВ С. С. | сотрудник Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова |
ДВОРЯНЧИКОВ Н. В. | к. психол. н., с. н. с. лаборатории судебной сексологии ГНЦСиСП им. В. П. Сербского |
Изучение особенностей полоролевой идентичности и специфики эмоциональных нарушений является актуальным для процессов психической адаптации. Было обследовано 52 ученицы 11-х классов общеобразовательной школы № 15 г. Электросталь. В ходе исследования особенностей полового самосознания испытуемые были разделены на 3 группы на основе доминирующего типа полоролевой идентичности: 1) с доминированием андрогинных качеств в половом самосознании (21 чел.); 2) с доминированием маскулинных качеств (10 чел.); 3) с доминированием фемининных качеств в структуре полового самосознания (21 чел.). Предметом настоящего исследования выступила основная составляющая полового самосознания — полоролевая идентичность девушек, влияющая на особенности психологического здоровья. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что склонность девушек к депрессии связана не только с биологическими характеристиками пола, но и с особенностями полового самосознания. Более подверженными депрессии оказались старшеклассницы с маскулинным типом полоролевой идентичности. Нарастанию депрессивности у девушек сопутствует увеличение маскулинных качеств.
Введение
Проблема взаимосвязи основных характеристик полового самосознания — полоролевых качеств (маскулинности / фемининности) с особенностями психологического здоровья личности актуальна для современных исследований клинической психологии, стимулирует научные споры, является почвой для новых исследований. Нарушение половой идентичности является тонким индикатором нарушений, как психологического здоровья, так и социальной адаптации [4].
Специфика эмоциональных расстройств, по мнению различных авторов, имеет корреляции с биологическим полом индивидуума. По данным Е. П. Ильина [6], частота нервно-психических расстройств у женщин выше, чем у мужчин, что объясняется "ролевой перегрузкой" женщин, у них отмечаются невротические, депрессивные и инволюционные расстройства, у мужчин же — личностные расстройства и алкогольные психозы. K. Vredenberg [16] объясняет это тем, что мужчины просто реже обращаются за врачебной помощью и борются с депрессией с помощью подручных средств — алкоголя и наркотиков. По сведениям A. Angold [9], девушки в два раза чаще обнаруживают депрессивные расстройства, что согласуется с данными И. В. Грошева [2], считающего, что эмоция печали переживается девушками чаще, чем юношами. Л. В. Куликов (1997 г.) выявил значимые различия в самооценке печали, которая выше у женщин, что подтверждается данными М. С. Пономаревой (2001 г.) с одной лишь разницей, что у мальчиков склонность к переживанию печали больше, чем у девочек, только в возрасте 8—9 лет [цит. по. 6]. Существует специфика протекания депрессии соответственно возрастным особенностям. Так, у мальчиков-подростков депрессия сопровождается эмоциональной неустойчивостью, а у девочек и девушек — анорексией и булимией. Проявления депрессии чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков, причем наибольшая депрессивность у школьниц наблюдается, начиная с шестнадцатилетнего возраста [6].
Таким образом, частота депрессивных расстройств зависит от принадлежности индивидуума к биологическому полу и чаще выявляется у женщин. Проблематику эмоциональных нарушений исследователи рассматривают также в связи с особенностями психологического пола (спецификой полового самосознания).
В настоящее время существуют различные модели половой идентичности, объясняющие вклад этой структуры в психическое здоровье. Ранние исследователи психологии пола отдавали предпочтение биполярной модели маскулинности / фемининности, в соответствии с которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин отражает наибольшую психологическую адаптированность [17].
В 80-х годах был сделан вывод о том, что существует сильная положительная связь между маскулинными качествами и психическим здоровьем [11, 15]. По мнению R. E. Ingram [12], высокофемининные индивидуумы отличаются большей сензитивностью к негативным эмоциональным переживаниям и депрессивным состояниям, а высокая маскулинность предупреждает фиксированность на негативных эмоциональных состояниях [12]. В работе C. A. O’Heron, J. L. Orlofsky [13] низкомаскулинные мужчины и женщины обнаружили склонность к депрессии, тревожность и социальную дезадаптированность. Как показывает M. P. Sanfilipo [14], больший уровень маскулинности обычно у юношей и девушек сочетается с меньшей склонностью к депрессии по сравнению с фемининностью, выраженность которой независимо от пола сочетается с различными по степени тяжести депрессивными состояниями. По результатам исследования J. Aube [10], маскулинные черты связаны с удовлетворенностью жизнью и позитивным настроением как для мужчин, так и для женщин.
В начале 70-х годов биполярная модель была пересмотрена в концепции андрогинии S. Bem. Было предположено, что мужчины и женщины необязательно должны соответствовать традиционным моделям, а могут сочетать в своем поведении маскулинные и фемининные характеристики. Индивид, обладающий андрогинными качествами, более гибок в пределах полоролевого поведения, чем те, кто является носителем только маскулинности или фемининности [4].
Таким образом, кроме биологических детерминант пола выделяются психологические особенности полового самосознания (маскулинные, фемининные, андрогинные качества), неодинаково влияющие на эмоциональные нарушения.
Исходя из вышесказанного, мы предположили, что склонность девушек к депрессии связана не только с биологическими характеристиками пола, но и с особенностями полового самосознания.
Материалы и методы исследования
Предметом настоящего исследования выступила основная составляющая полового самосознания — полоролевая идентичность девушек, влияющая на особенности психологического здоровья.
Объект исследования составили 52 испытуемые женского пола (средний возраст 16,5 лет), ученицы 11-х классов общеобразовательной школы № 15 г. Электросталь.
В ходе исследования особенностей полового самосознания испытуемые разделились на 3 группы на основе доминирующего типа полоролевой идентичности:
1) с доминированием андрогинных качеств в половом самосознании (21 чел.);
2) с доминированием маскулинных качеств (10 чел.);
3) с доминированием фемининных качеств в структуре полового самосознания (21 чел.).
Таблица
Сопоставление группы девушек с андрогинным типом полоролевой идентичности с другими группами
М/Ф | Маскулинная группа | Фемининная группа | ||
М | Показатель t | Показатель p | Показатель t | Показатель p |
0,52 | Нет различий | 6,49 | 0,001 | |
Ф | 8 | 0,001 | 2 | Нет различий |
Примечание. М/Ф — маскулинность/фемининность; t — критическое значение показателя Стьюдента; p — вероятность допустимой ошибки |
Группы сравнивались между собой по средним показателям маскулинных/фемининных качеств с помощью t-критерия Стьюдента (таблица). Выяснилось, что девушки "фемининной" группы обнаруживают фемининный тип полоролевой идентичности (высокие показатели по фемининным качествам и низкие по маскулинным). Девушки "маскулинной" подгруппы — маскулинный тип полоролевой идентичности ("Я"-реальное с высокими показателями по маскулинности и низкими по фемининности), "андрогинная" же группа интегрирует высокие показатели по маскулинной составляющей (различие по фемининности с "маскулинной" группой — p<0,001) и высокие показатели по фемининности (различие по маскулинности с "феминниной" группой — p<0,001).
Таким образом, деление выборки на "андрогинную", "маскулинную" и "фемининную" подгруппы можно считать правомерным.
Методы
1. Методика "МиФ" (маскулиность и фемининность) — модифицированная, позволяет установить индивидуальную степень выраженности маскулинности/фемининности (М/Ф), андрогинности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт, выявить представления о полоролевых стереотипах, паттернах полоролевого поведения и сексуальных предпочтениях [3].
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова [5] — позволяет выявить индивидуальную степень выраженности депрессивного состояния.
3. Тест А. Венгера и В. Роттенберга "Ситуация" (BASE) на выраженность поисковой активности — позволяет выявить доминирующий тип поведения (активный, пассивный, стереотипный, хаотический) в ситуации неопределенности.
4. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (ОФДСИ), который позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека [8].
Результаты и их обсуждение
В группе девушек с преобладанием маскулинного типа полоролевой идентичности ("Я"-реальное в маскулинном секторе) образ мужчины характеризуется превалированием маскулинных черт над фемининными и соответствует полоролевым предпочтениям (близость "Я"-реального и "Мужчина должен быть"). Образ женщины характеризуется андрогинностью ("Женщина должна быть" в андрогинном квадрате). Сексуально привлекательным считается образ мужчины (близость представлений о "реальном сексуальном партнере" и тем, каким "Мужчина должен быть"). Полоролевое поведение женщинами оценивается как недифференцированное, мужской референтной группой оценивается как маскулинное и является более значимым для образа "Я" (соотношение "Я"-реального с "Мужчины считают, что я").
Группа девушек с преобладанием андрогинного типа полоролевой идентичности ("Я"-реальное в андрогинном секторе) характеризует образ мужчины как соответствующий их полоролевым и сексуальным предпочтениям (близость "Я"-идеального с представлениями о том, каким должен быть "мужчина" и "реальный сексуальный партнер"). Образ женщины оценивается как андрогинный. "Я"-реальное соотносится с образом "Мужчины считают, что я", что может отражать значимость для образа "Я" оценок мужской референтной группы.
В группе девушек с фемининным типом полоролевой идентичности ("Я"-реальное в фемининном секторе) образ женщины характеризуется явным преобладанием фемининных черт над маскулинными и соответствует поло ролевым предпочтениям (близость "Я"-идеального и "Женщина должна быть"). В образе мужчины выражены маскулинные черты и соответствуют сексуальным предпочтениям испытуемых (близость представлений о "реальном сексуальном партнере" и о том, каким "Мужчина должен быть"). "Я"-реальное оценивается как фемининное и соотносится с образом "Женщины считают, что я", что может отражать значимость для образа "Я" оценок женской референтной группы.
При обследовании с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний выяснилось, что в группе девушек с фемининным типом полоролевой идентичности минимальны проявления депрессии,
группа с андрогинным типом полоролевой идентичности показывает минимальную степень выраженности депрессии, группа маскулинного типа выявляет средние показатели. Различия по средним показателям (t-критерий Стьюдента) можно считать достоверными: сравнение по средним значениям выраженности депрессии между "андрогинной" и "фемининной" группами — p<0,001, "фемининной" и "маскулинной" с p<0,001, "андрогинной" и "маскулинной" с p<0,01 (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность депрессии при различных вариантах полоролевой идентичности у девушек;
по оси Y (значений) — оценки выраженности депрессии в баллах, по оси X (категорий) — исследуемые группы: 1 — "фемининные", 2 — "андрогинные", 3 — "маскулинные". Значимые различия: (**) — p<0,001, (*) — p<0,01
По результатам обследования "ОФДСИ" были вычислены индексы выраженности формально-динамических свойств, отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека, средние значения которых и были сравнены между выборками испытуемых с помощью t-критерия Стьюдента. Оказалось, что группа девушек с полоролевой идентичностью по фемининному типу имеет самый низкий индекс психомоторной активности (p<0,001), "андрогинная" и "маскулинная" группы значимых различий не обнаруживают. По индексам интеллектуальной и коммуникативной активности значимых различий между группами также не выявляется. Самой активной группой (по индексу общей активности) можно назвать "маскулинную" группу старшеклассниц, эмоциональность которой характеризуется низким уровнем и существенно отличается от эмоциональности "фемининной" и "андрогинной" групп (p<0,001) (рис. 2).
Рис. 2. Общая эмоциональность и активность в сравниваемых выборках;
по оси X (категорий) — группы испытуемых, где 1 — "фемининная", 2 — "андрогинная", 3 — "маскулинная" группа. По оси Y (значений) — оценки в баллах по индексу общей активности и эмоциональности. Светлый столбец отражает индекс общей активности, темный — индекс общей эмоциональности. Значимые различия (**) — p<0,01, (*) — p<0,05
Из рисунка видно, что группа девушек с андрогинным типом полоролевой идентичности объединяет в себе высокую активность маскулинной группы и высокие показатели по эмоциональности, соответствующие таковым в фемининной группе.
По результатам теста BASE были составлены диаграммы, отражающие выраженность поисковой активности и доминирующего типа поведения в каждой выборке (рис. 3). Выборка старшеклассниц с маскулинным типом полоролевой идентичности обнаруживает явное доминирование пассивного типа поведения и низкий индекс по исковой активности.
Рис. 3. Доминирующий тип поведения;
по оси Y (значений) — оценки в баллах, по оси X (категорий) — типы поведения: 1 — активный, 2 — пассивный, 3 — стереотипный, 4 — хаотичный. Темные столбцы — испытуемые маскулинной группы, светлые столбцы — испытуемые андрогинной группы, столбцы со штриховкой — испытуемые фемининной группы. Значимые различия (**) — p<0,001, (*) — p<0,01
"Андрогинная" группа обнаруживает равные высокие показатели активного и стереотипного поведения в ситуации неопределенности. Более детальный анализ показывает, что с нарастанием маскулинности у девушек увеличивается пассивность и хаотичность поведения в ситуации неопределенности, уменьшается стереотипное поведение.
Таким образом, по полученным результатам можно сделать вывод, что нарастанию депрессивности у девушек-старшеклассниц сопутствует увеличение маскулинных качеств в структуре полового самосознания.
Выдвигавшееся предположение о том, что склонность девушек к депрессии связана не только с биологическими характеристиками пола, но и с особенностями полового самосознания подтвердилось. Более подверженными депрессии оказались старшеклассницы с маскулинным типом полоролевой идентичности. Нарастанию депрессивности сопутствует увеличение маскулинных качеств (от фемининности через андрогинность к маскулинности). Полученные данные не согласуются с устоявшимися взглядами зарубежных исследователей [11, 12, 14, 15], считавшими высокую маскулинность залогом психического здоровья как у мужчин, так и у женщин. При этом наши результаты скорее соотносятся с ранними исследованиями психологии пола в рамках биполярной модели маскулинности/фемининности, в соответствии с которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин отражает наибольшую психологическую адаптированность [17].
Следует также учитывать актуальную ситуацию старшеклассниц, которая определяется средовыми (социальными) требованиями к положению учащейся выпускного класса, учебная деятельность которых сопровождается большой психической напряженностью Это согласуется с данными А. Н. Горшковой [цит. по 6], которая отмечает, что к концу учебного периода в школе состояние у девочек значительно хуже, чем у мальчиков.
Специфика указанной ситуации требует от учащейся проявления самостоятельности в выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути, повышенной самостоятельности, активности, решительности, уверенности и настойчивости (т. е. маскулинных качеств). Девушки-старшеклассницы вынуждены соответствовать предъявляемым к ним социальным требованиям и наращивают маскулинные качества, пытаясь обрести социально желаемый образец успешного поведения. Полностью не оформившиеся паттерны полоролевого поведения в социуме и сигналы, исходящие из психофизиологических особенностей пола, создают у старшеклассниц чувство эмоционального дискомфорта, проявляющегося в повышенной склонности к депрессивным проявлениям.
Полученные результаты можно также обсудить в контексте уровневой модели адаптационной системы. Каждый из уровней (биологический, психологический, социальный) имеет свои полодиморфические особенности и вносит регуляторный вклад в систему психической адаптации индивидуума [8]. Старший школьный возраст, ранняя юность — "порог истинной взрослости" и "период стабилизации личности" [7], этап половой идентификации пройден, определены половые роли, в соответствии с ними апробированы паттерны поведения, соответствующие психофизиологическим особенностям и идеалам микросоциальной среды. В соответствии с рассмотренной нами моделью адаптации [8] можно сказать, что биофизиологический уровень стабилизирован, общепсихологический и социально-психологический актуализированы ситуацией выпускного класса (связанной с неопределенностью будущего). Социально-психологический уровень сформирован по сравнению с остальными относительно недавно и занимает иерархически более высокое положение. Несмотря на кажущуюся сформированность этого адаптационного уровня, он находится еще в процессе апробации и исследования, завершения формирования сексуальных ориентации и подтверждения их на практике. Следовательно, онтогенетическая "молодость" данного уровня может отражаться на его уязвимости, и, возможно, тендерные особенности полоролевой идентичности, благодаря динамическим особенностям адаптационной системы, будут регулироваться нижележащими уровнями, одним из которых является биофизиологический адаптационный уровень, включающий в себя специфику эмоциональной, двигательной и интеллектуальной активности, сниженной при депрессии (исходя из классической депрессивной триады).
Описывая половозрастную специфику эмоциональных нарушений у лиц женского пола, следует прежде всего рассмотреть полодиморфические особенности биологического уровня адаптационной системы, в котором ярче всего выражены проявления полового диморфизма. Теория полового диморфизма В. А. Геодакяна [1] приписывает женскому полу консервативную миссию, а мужскому — оперативную, при которой у мужского пола по сравнению с женским выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение и другие качества, "приближающие к среде", что обеспечивает преимущественное получение экологической информации. В стабильной (оптимальной) среде сильны консервативные (женские) тенденции и минимальна эволюционная пластичность. В движущейся (экстремальной и новой) среде, когда требуется повысить пластичность, усиливаются оперативные (мужские) тенденции. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях, благодаря широкой норме реакции женский пол приспосабливается к ситуации за счет обучаемости, конформности, а мужчины находят новое решение. Исследователи выделяют характерные для женщин психофизиологические особенности "эмоциональность социальная" и "эмоциональность предметная" — отражающие выраженную чувствительность к неудачам на работе, в общении. У них чаще наблюдаются беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы и в ситуациях взаимодействия с другими людьми, праксическая и когнитивная ригидность в экстремальных условиях, большая социабельность — готовность к сотрудничеству, компромиссам, податливости, перевоплощению, переключению полоролевых установок [8]. Исходя из этого, вышеуказанные психофизиологические особенности женщин (пассивность, консервативность, социальная пластичность, комформность) можно обобщить и объединить термином психофизиологическая фемининность, которая отвечает базисному психофизиологическому уровню единой системы психической адаптации.
Специфику возрастной и социальной ситуации, в которой находились исследуемые нами девушки, можно назвать кризисной, так как ситуация выпускного класса является новой и неопределенной, стрессогенным периодом, актуализирующим общепсихологический уровень адаптации и требующим активного поиска и переработки информации (рис. 4).
Рис 4. Механизмы регуляции депрессивности девушек-старшеклассниц в системе психической адаптации;
вертикальными стрелками показано направление онто- и социогенеза; пунктирные линии указывают на стадию формирования; М и Ф — маскулинность и фемининность полоролевой идентичности
Исходящая из социальной среды "деградирующая" информация, требующая мобилизации и активности действий (маскулинные требования социума) вынуждает девушек-старшеклассниц повышать пластичность поведения в ситуации. Некоторые "отзываются" на требования социальной среды, пытаются обрести социально желаемые (активные) образцы поведения и действуют оперативным (мужским) способом — проявляют активность, наращивают маскулинные качества. Таким образом, на социально-психологическом уровне адаптации девушки оказываются с маскулинным типом полоролевой идентичности, повышенная активность которого вступает в противоречие с психофизиологическими особенностями старшеклассниц. Понятно, что пребывание в таком диссонансе невозможно длительное время, и организм защищается от перенапряжения и дезадаптации в охранительном торможении, в биологической пассивности, в депрессии. Иными
словами, используется защитный механизм регрессии на более ранний уровень адаптации (биофизиологический), где депрессивность выступает гиперкомпенсацией искажения полоролевых качеств на социально-психологическом уровне — происходят "гиперфеминизация" и увеличение биологической пассивности, которая гиперактивирует консервативную функцию женского пола, направленную на сохранение и передачу спектра исходных генотипов, необходимых для обеспечения воспроизводства и выживаемости вида.
Список литературы
1. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. — 1991 — № 8. — С. 60—69.
2. Грошев И. В. Психология половых различий. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — 683 с.
3. Дворянчиков Н. В., Герасимов А. В., Ткаченко А. А. Психологические особенности лиц с парафилиями // Аномальное сексуальное поведение'' / Под ред. д. м. н. А. А. Ткаченко — М.: РИО ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 1997. Гл. 4.
4. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 3. — С. 100—115.
5. Жмуров В. А. Патопсихология. — М.: Медицинская книга, 2002. — 608 с.
6. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М.: УРАО, 1999. — 176 с.
8. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14, № 6. — С. 55—64.
9. Angold A. The effects of age on depression ratings in children and adolescents // J. of American Academy of Childs and Adolescent Psychiatry. — 1991. — Vol. 30. — P. 67—74.
10. Aube J., Norcliffe H., Craig J., Koestner R. Gender characteristics and adjusment-related autcomes: questioning masculinity model // Pers. And Soc. Psychology. Bull. — 1995. — Vol. 21. — P. 285—295.
11. Basoff E. S., Glass G. V. The relationship between sex-roles and mental health: A meta-analysis of twenty-six studies // Counselling Psychologist. — 1982. — Vol. 10. — P. 105—112.
12. Ingram R. E., Cruet D., Johnson B. R., Wisnicki K. S. Self-focused attention, gender, gender role, and vulnerability to negative affect // J. Pers. Soc. Psychol. — 1988. — Vol. 55. — P. 967—978.
13. OўHeron C. A., Orlofsky J. L. Stereotypic and nonstereotypic sex role trait and behavior orientations, gender identiti, and psychological adjustment // J. Pers. Soc. Psychol. — 1990. — Vol. 58. — P. 134—143.
14. Sanfilipo M. P. Masculinity, femininity and subjective experiences of depression // J. Clin. Psychol. — 1994. — Vol. 50. — P. 144—157.
15. Tailor M. S., Hall J. A. Psychological androgyny: Theories, methods and conclusions // Psychol. Bull. — 1982. — Vol. 92. — P. 347—366.
16. Vredenberg K., Krames L., Flett G. L. Sex differences in the clinical expression of depression // Sex Roles, 1986, Vol. 14, P. 37—49.
17. Whitley B. Sex-role orientation and psychological well-being. Two meta-analyses // Sex-roles. — 1984. — Vol. 12. — P. 207—220.
SEX-ROLE IDENTITY OF SCHOOL GIRLS AND DEPRESSION
NOSOV S. S.
DVORYANCHIKOV N. V.
Research of features sex-role identity and specificity of emotional infringements is actual in a number of research problems, is especial in researches of processes of psychological adaptation. It was surveyed 52 females (middle age of 16,5 years) which were schoolgirls of 11 classes of high school. During research of features of gender identity examinees were shared into 3 groups on the basis of dominant type sex-role identity: 1) group with domination androgyny qualities in gender identity (21 person); 2) group with domination masculine qualities (10 person); 3) group with domination feminine qualities in structure of gender identity (21 person). As a subject of the present research the basic has acted making gender identity — sex-role identity of girls influencing features of psychological health. The received results confirm the assumption that propensity of girls to depression is connected not only to biological sex differences, but also with features of gender identity. More subject to depression there were senior pupils with masculine type gender identity. Besides, the increase of depression of girls goes with increase masculine qualities.