ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ. | ||
(5 ноября 1896 г. — 11 июня 1934 г.) |
Лев Семенович не дожил до выхода в свет этого сборника, в котором вместе с его статьей, освещающей важнейшие проблемы умственной отсталости, помещены экспериментально-психологические исследования, осуществленные под его руководством.
Легочный туберкулез уже давно подтачивал его силы. Но, стремясь как можно быстрее осуществить исследования интересовавших его проблем, Лев Семенович не щадил себя и работал сверх своих сил.
Мы потеряли крупнейшего советского ученого, который работал в различных областях научного знания — в психологии, педологии, дефектологии, патопсихологии — и в каждой из этих областей продвигал вперед труднейшие проблемы.
Льва Семеновича отличала огромная эрудиция, прекрасное знание мировой научной литературы в тех областях, в которых он работал, и вместе с тем для него была характерна самостоятельность и оригинальность научного мышления. Экспериментальные клинические исследования Льва Семеновича велись на большой научной высоте и давали ответы на важнейшие теоретические вопросы.
Понять проблему во всей ее сложности, познать сложные, многообразные отношения, связи и опосредствования — вот та задача, которую всегда ставил перед собой в своих исследованиях Лев Семенович и которую он неоднократно блестяще разрешал. Вместе с тем в работах Льва Семеновича всегда было ясно выражено объективное, материалистическое изучение психики. Взять проблему во всей ее сложности и найти ее материалистическое решение — вот то, что характеризует творческий путь Льва Семеновича, то, что делает его исследования столь значительными, полными глубокого содержания.
Стая экспериментальные исследования высших психологических функций на нормальных детях и взрослых, Лев Семенович в то же время вел психологические исследования в нервных и психиатрических клиниках. В работах Льва Семеновича высшие психологические функции исследуются в их развитии и распаде. Вместе с тем основная психологическая теория, выдвинутая Львом Семеновичем, поднимается на высшую ступень. То, что
уже было заключено в теории высших психологических функций на предыдущем этапе, теперь находит свое оформление в понятии психологических систем.
Психологические теории, выдвинутые Львом Семеновичем, нашли свое выражение в исследованиях, принадлежащих Льву Семеновичу в области педологии трудного детства и дефектологии. В этих областях Лев Семенович начал исследовательскую и практическую работу с самых первых лет своей научной деятельности. В те годы, когда педагогика трудной воспитуемости и дефективности не имела под собой научной базы и была полна пережитков дореволюционной школы, Лев Семенович первым в Советском союзе выступил с новыми научными принципами воспитания трудных и дефективных детей и основными педагогическими положениями. Это было сделано им в докладе, прочитанном на II Всероссийском съезде по социально-правовой охране детей и подростков в 1924 г. Новые принципы воспитания и обучения аномальных детей, сформулированные Львом Семеновичем, были положены в основу строительства специальных школ в Советском Союзе.
На протяжении всей своей дальнейшей научной деятельности Лев Семенович продолжает исследования в области педологии трудного детства и дефектологии. Эти исследования всегда освещаются ярким светом общей психологической теории и вместе с тем дают большой материал для разработки, углубления и поднятия на высшую ступень психологической теории.
Льву Семеновичу целиком принадлежит заслуга создания педологической клиники трудного детства. В то время как прежде в исследовании трудных детей господствовал голый симптоматический подход, Лев Семенович положил в основу исследования трудных детей углубленный психологический и педологический анализ. Основной задачей исследования трудных детей для него было проникнуть глубже, за симптомы, и установить природу нарушений развитии. На этой базе Лев Семенович строил педологическую клинику трудного детства.
Лев Семенович умел сплотить вокруг себя коллектив сотрудников и прекрасно руководил исследовательской работой. Последние годы основным местом, где была сосредоточена исследовательская работа Льва Семеновича, был Экспериментальный дефектологический институт имени Эпштейна. В этом институте был сосредоточен коллектив, который под руководством Льва Семеновича разрабатывал проблемы педологической клиники трудного детства и осуществлял экспериментально-психологические исследования.
Научная деятельность Льва Семеновича была такой богатой и многосторонней, что здесь не только нельзя более или менее полно осветить ее, но мы не могли ничего сказать о ряде областей научного знания, в которые Лев Семенович внес ценнейшие вклады, — психологии, педологии, патопсихологии и др., а также о педагогической и административно-организационной деятельности Льва Семеновича. Нам хотелось еще только отметить общественную
деятельность Льва Семеновича. Лев Семенович был подлинным общественником. Он никогда не замыкался в стенах лаборатории и клиники, но делился результатами своих исследований и своими знаниями с широкой аудиторией студентов, педологов, педагогов, врачей. Его исследования были тесно связаны с практикой, в частности с педагогической практикой, и давали ценнейший материал для научного обоснования вопросов воспитания и обучения.
Обаяние Льва Семеновича как человека известно каждому, кому приходилось встречаться с ним. Он был необычайно отзывчив и внимателен, не щадил своего времени и сил, забывал о себе. Чуткий и ласковый, он всегда умел поддержать, ободрить, помочь.
Утрата Льва Семеновича бесконечно тяжела... Тяжесть этой утраты может быть несколько ослаблена тем, что начатое им дело будет продолжено, его идеи найдут дальнейшую разработку, и воспитанный им коллектив будет продолжать исследования в том направлении, которое указано Львом Семеновичем.