156УДК 159.9.072; 376.6
В. В. Ковров©
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматриваются результаты исследования психологической безопасности образовательной среды образовательных учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
In the present article the results of the study of educational environment psychological safety for children in difficult life situation are presented.
Ключевые слова: образовательная среда, сфера образования, психологическая безопасность образовательной среды, дети в трудной жизненной ситуации.
Keywords: educational environment, the sphere of education, psychological safety of the educational environment, children in difficult life situation.
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы все чаще приходится сталкиваться с детской безнадзорностью, жертвами насилия, мигрантами и т. д. Поэтому сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы становится немыслимым без квалифицировано организованного психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудные жизненные ситуации, основанного на научно обоснованных организационных и методических формах деятельности, позволяющего создать безопасную образовательную среду.
Для того чтобы понять, как в рамках образовательного процесса обеспечена безопасность среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, надо иметь объемную многофакторную информацию об этой среде. Такую информацию можно получить, если комплексно оценивать состояние образовательной среды по многим показателям. Потребность в такой информации у органов управления достаточно высока, и её можно получить, если разработать мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, — это комплексная система исследования, позволяющая оперативно предоставлять информацию по научно обоснованным параметрам, характеризующим состояние образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы.
С психологической точки зрения безопасность определяется как состояние, при котором возможно устойчивое существование и функционирование человека, удовлетворение и реализация необходимых для него потребностей и интересов, предотвращение (устранение) различного рода обстоятельств — угроз своей жизнедеятельности и личностного саморазвития.
Психологическая безопасность реализуется через определенные формы социальных взаимодействий — совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними. Окружающая человека социальная среда может и должна способствовать выработке адаптивных форм поведения, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения человека в социуме (И. А. Баева).
Одной из таких социальных сред, способствующих обеспечению психологической безопасности в процессе взросления человека, является образовательное учреждение, в рамках которого осуществляется процесс развития и социализации ребёнка.
Модель психолого-педагогического мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, была апробирована на базе образовательных учреждений разного вида и типа в четырех административных округах города Москвы, включенных в экспериментальную деятельность научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета.
Предметом мониторинга явились факторы, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом под «психологической безопасностью образовательной среды» понималась смысловая нагрузка этой категории в определении И. А. Баевой «как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников».
В построении модели мониторинга были выделены четыре основных фактора безопасной образовательной среды, представленные на рисунке.
В исследовании приняли участие педагоги и учащиеся средних общеобразовательных учреждений, детских домой и школ-интернатов. Количество
157детей-респондентов составило 338 человек. Возрастная выборка детей — участников мониторингового исследования составляла от 12 до 14 лет.
Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, проводился в форме анкетирования. Анкета для учащихся включала 24 вопроса, раскрывающих параметры, которые, по нашему мнению, являются условиями, обеспечивающими безопасность образовательной среды для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях: межличностные отношения, защищенность ребенка в образовательной среде школы, эмоциональная комфортность, удовлетворенность образовательной средой.
В анкете использовались следующие индикаторы:
— межличностные отношения: кому ученик доверяет в школе, является ли ученик свидетелем или участником конфликтных ситуаций, может ли свободно высказывать свое мнение;
— защищенность ребенка в образовательной среде школы: был ли ученик свидетелем или объектом агрессивных действий с чьей-либо стороны, был ли свидетелем унижающих действий с чьей-либо стороны, ощущает ли поддержку со стороны взрослых, насколько дружным является класс, в котором он учится, ощущает ли уважение со стороны взрослых;
— эмоциональная комфортность: доминирующее настроение в школе, чувство собственного достоинства;
— удовлетворенность образовательной средой: возможность иметь свою позицию, образование, как ресурс личностного развития; авторитарность педагогов, насыщенность образовательной среды.

Опрос проводился школьным психологом, заполнение анкет проходило в групповой форме.
Модель была апробирована на разных категориях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные результаты были учтены при обработке данных в целом по выборке респондентов, а для шести групп детей (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи) — достаточно численно представленных — был проведен сравнительный анализ данных.
Анализ данных мониторингового опроса учащихся (в целом по группе респондентов)
Ключевой вопрос диагностического исследования и последующего анализа полученных результатов анкет учащихся формулировался следующим образом: в какой мере учащиеся, составившие выборку данного мониторингового исследования, оценивают образовательную среду (далее — ОС) как безопасную?
Анализировались четыре параметра безопасной образовательной среды (далее — БОС): качество межличностных отношений ребенка; защищенность ребенка в ОС школы; эмоциональная комфортность ребенка в ОС; удовлетворенность ребенка образовательной средой.
Качество межличностных отношений ребенка как критерий безопасной образовательной среды
Для оценки качества межличностных отношений изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 1. Качественными маркёрами этого параметра выступили оценочные суждения учащихся по вопросам доверительности, конфликтности и принятия в отношениях со сверстниками и учителями образовательного учреждения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «доверие», представлены в табл. 2. Преобладающие ответы выделены цветом.
Анализ показывает, что учащиеся высоко оценивают уровень доверия, существующий между учениками в школе: они готовы поделиться с другими детьми и радостными событиями (74%) и огорчениями (44%).
Не столь однозначно оценивают учащиеся доверительность своих отношений с педагогами. Так, значительное число учащихся готовы обратиться к учителю за помощью, если что-то не получается
158Таблица 1
№ | Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка |
1 | Качество межличностных отношений (МЛО) |
1.1 | 1.1.1. Доверие в отношениях со сверстниками | № 1 | Если у тебя радостное событие, расскажешь ли ты о нем кому-то из ребят? |
№ 2 | Если тебе плохо, ты расскажешь кому-то из ребят? |
1.1.2. Доверие в отношениях с педагогами | № 16 | Если тебе плохо, поделишься ли ты этим с учителем? |
№ 11 | Если у тебя что-то не получается, ты попросишь помощи у учителя? |
№ 12 | Если у тебя радостное событие, расскажешь ли ты о нем кому-то из учителей или взрослых? |
1.2 | 1.2.1. Конфликтность в отношениях со сверстниками | № 3 | Тебе приходилось видеть, что кого-то из ребят в вашей школе били другие ученики? |
№ 4 | Обычно ребята в вашей школе не уступают друг другу, стараются добиться своего? |
1.2.2. Конфликтность в отношениях с педагогами | № 13 | Бывает, что учитель придирается к тебе? |
1.3 | 1.3.1. Принятие в отношениях со сверстниками | № 5 | В вашей школе ребята уважают друг друга? |
1.3.2. Принятие в отношениях с педагогами | № 14 | В вашей школе можно говорить при учителях то, что думаешь? |
Таблица 2 | | Таблица 3 |
Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «доверие» | Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «конфликтность» |
| |
№ вопроса | Да | Бывает | Нет | № вопроса | Да | Бывает | Нет |
2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
1 | 251/74,3% | 55/16,3% | 32/9,4% | 3 | 182/53,8% | 101/29,9% | 55/16,35% |
2 | 150/44,4% | 103/30,5% | 85/25,1% | 4 | 126/37,3% | 172/50,9% | 40/11,8% |
11 | 207/61,2% | 82/24,3% | 49/14,5% | 13 | 139/41,1% | 113/33,4% | 86/25,5% |
12 | 95/29,1% | 130/38,5% | 113/33,4% | | | | |
16 | 72/21,3% | 109/32,2% | 157/46,5% |
Таблица 4
Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «принятие»
№ вопроса | Да | Бывает | Нет |
2 | 1 | 0 |
5 | 95 | 180 | 63 |
14 | 61 | 124 | 153 |
Таблица 5
№ | Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка |
2 | Защищенность |
2.1 | 2.1.1. Агрессия в отношениях со сверстниками | № 6 | Часто ли ты видишь, как в твоей школе ученики задирают других ребят, портят или отбирают их вещи? |
2.1.2. Агрессия в отношениях с педагогами | № 15 | Часто ли ты видишь в школе, что взрослые кричат, отнимают вещи у учеников? |
2.2 | 2.2.1. Унижение в отношениях со сверстниками | № 7 | Часто ли ты видишь, как в твоей школе ученики обижают, унижают, дразнят других ребят? |
2.2.2. Унижение в отношениях с педагогами | № 17 | Часто ли ты слышишь, что учителя твоей школы говорят обидные слова об учениках, их вещах, одежде? |
2.3 | 2.3.1. Поддержка детской группы | № 8 | Можно ли сказать про тебя и твоих одноклассников: «Мы дружный класс»? |
2.4 | 2.4.1. Поддержка взрослого (взрослый — гарант безопасности) | № 18 | Можешь ли ты сказать про большинство взрослых вашей школы: «Взрослые не позволят другим ребятам меня обидеть»? |
2.5 | 2.5.1. Безопасность личностных границ | № 19 | Можно ли сказать, про учителей твоей школы: «Взрослые меня уважают, они не лезут мне в душу»? |
159(62%), значительно меньшее число детей готовы поделиться с учителем радостью (29%) и еще меньше — обратиться к взрослому в школе, когда плохо (21%). То есть отношения со взрослыми доверительны в сфере деловых отношений и характеризуются низкой доверительностью в сфере человеческих, межличностных отношений.
В целом по показателю «доверие» преобладают высокие и средние значения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «конфликтность», представлены в табл. 3. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Анализ показывает, что по всем вопросам, раскрывающим БОС через показатели конфликтности, преобладают высокие или средние значения. Конфликтные отношения существуют также между педагогами и учащимися. Отметим, что в целом отношения между педагогами и учащимися чуть менее конфликтны, чем отношения между самими детьми (25,5% респондентов охарактеризовали их как неконфликтные).
В целом по показателю «конфликтность» преобладают высокие значения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «принятие», представлены в табл. 4. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Анализ показывает, что отношения между детьми характеризуются средней степенью принятия и уважения. В целом, большая часть респондентов оценила степень уважительности отношений между учащимися как высокую и среднюю.
Отношения с педагогами характеризуются низкой степенью принятия. Преобладающее большинство учащихся отметили, что не могут в присутствии педагогов открыто выражать свое мнение или не уверены в том, что смогли бы это сделать.
В целом результаты ответов на вопросы параметра «Качество межличностных отношений» дают разнородную, неоднозначную оценку БОС. Отношения со сверстниками дают хорошие положительные оценки по показателям доверия и принятия и довольно низкие — по показателю конфликтности. Отношения с педагогами дают низкие или положительные средние оценки по всем трем показателям параметра. Исключение — высокие показатели доверия к педагогам по вопросам, касающимся деятельности учащихся, деловых отношений.
Защищенность ребенка в образовательной среде школы
Для оценки защищенности ребенка в образовательной среде школы изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 5. Маркёрами выступили показатели агрессивности и унижения в отношениях со сверстниками и с учителями, а также субъективная оценка детьми личной безопасности в её психологическом аспекте.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «агрессия», представлены в табл. 6. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Таким образом, агрессивность отношений между учащимися может быть оценена как средняя — 48%, примерное равное число учащихся оценили ее как высокую и низкую (24% и 28%).
Агрессивность отношения педагогов по отношению к учащимся большинство учащихся рассматривают как низкую (45%) или среднюю (30%). Однако, учитывая важность и серьезность вопроса, вызывает тревогу значительное число ответов «да» на 15-й вопрос анкеты — 25%. Иначе говоря, 85 учеников из 338 ответивших на этот вопрос утверждают, что были свидетелями открытого агрессивного поведения взрослых по отношению к учащимся. В целом, по показателю «агрессия» преобладают средние показатели.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «унижение», представлены в табл. 7. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Таблица 6 | | Таблица 7 |
Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «агрессия» | Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «унижение» |
| |
№ вопроса | Да | Бывает | Нет | № вопроса | Да | Бывает | Нет |
2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
6 | 81/24% | 161/48% | 96/28% | 7 | 142/42% | 155/46% | 41/12% |
15 | 85/25% | 100/30% | 153/45% | 17 | 81/24% | 115/43% | 142/33% |
Анализ ответов показывает, что учащиеся фиксируют большое число актов унижения со стороны своих сверстников и значительно меньше — со стороны педагогов. Однако количество ответов «да» и «бывает» достаточно велико и составляет в сумме 67%. В целом, образовательную среду образовательных учреждений, в которых проводилось исследование, нельзя оценить как безопасную по показателю «унижение».
Данные по вопросам, раскрывающим показатели «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ»,
160представлены в табл. 8. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Анализ ответов показывает, что в целом учащиеся высоко оценивают такой показатель БОС, как «поддержка детской группы». Они также высоко оценивают проявление уважения к ним со стороны взрослых. В меньшей степени они видят ресурсность взрослого как гаранта их безопасности в отношениях с другими ребятами. 26% учеников ответили «нет» на вопрос, защитят ли их взрослые от других ребят, 46% не уверены в том, что это произойдет.
Таким образом, по параметру «Защищенность» можно констатировать неоднородность показателей безопасности образовательной среды. Настораживают высокие значения показателей «агрессивность» и «унижение» как в отношениях между детьми, так и в отношениях детей и взрослых. Отметим также, что взрослые лишь в некоторой степени выполняют функцию «сдерживателей» опасных ситуаций взаимодействия в школе.
Дополнительную информацию дает выведение средних значений для каждого респондента по показателям, измеряемым с помощью нескольких вопросов, и перевод средних значений в уровни. Низкий уровень — значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8—1,3, высокий уровень — 1,31 и выше среднее значение по показателю. Данные представлены в табл. 9.
Низкий уровень — значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8—1,3, высокий уровень — 1,31 и выше среднее значение по показателю.
Мы видим, что в целом безопасность образовательной среды подтверждается по отношению к такому показателю, как «доверие», и не подтверждается по отношению к показателям «конфликтность», «принятие», «агрессия». По показателю «унижение» получены амбивалентные оценки: для 33% учащихся ОС характеризируется низкими показателями, для 39% — высокими.
Таблица 8 | | Таблица 9 |
Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ» | Распределение ответов респондентов по уровням на основании средних значений показателей «доверие», «конфликтность», «принятие», «агрессия» и «унижение» |
№ вопроса | Да | Не уверен | Нет | Уровни | Доверие | Конфликтность | Принятие | Агрессия | Унижение |
2 | 1 | 0 |
8 | 112 | 156 | 70 | Низкий | 45 | 76 | 133 | 156 | 110 |
18 | 92 | 157 | 89 | Средний | 141 | 139 | 120 | 97 | 96 |
19 | 139 | 129 | 70 | Высокий | 152 | 123 | 85 | 85 | 132 |
Эмоциональная комфортность ребенка в образовательной среде
Для оценки эмоциональной комфортности ребенка в образовательной среде школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 10.
Таблица 10
№ | Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка |
3 | Эмоциональная комфортность |
3.1 | 3.1.1. Настроение | № 9 | У вас в школе хорошо? |
3.2 | 3.2.1. Человеческое достоинство | № 10 | В школе ты чувствуешь себя человеком? |
Данные по этим показателям представлены ниже в табл. 11. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Таблица 11
Распределение ответов респондентов по вопросам параметра «эмоциональная комфортность»
№ вопроса | Да | Не уверен | Нет |
2 | 1 | 0 |
9 | 208 | 90 | 40 |
10 | 235 | 62 | 41 |
Анализ показывает, что преобладающее большинство учащихся высоко оценивают образовательную среду школы с точки зрения комфортности. Между тем нельзя сбрасывать со счетов мнение 130 учеников, которые не считают, что у них «в школе хорошо» или не уверены в этом, а также мнение 103 учеников, которые не «чувствуют себя в школе человеком» или не уверены в этом. Это, соответственно, 38 и 30% респондентов. В целом, образовательную среду школ, в которых проходило исследование, нельзя назвать
161безопасной по параметру эмоциональной комфортности для весьма многочисленной группы учащихся.
Удовлетворенность ребенка образовательной средой
Для оценки удовлетворенности учащегося образовательной средой школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 12.
Данные по показателям этого параметра БОС представлены в табл. 13. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели — подчеркиванием.
Анализ данных показывает, что по большинству показателей образовательная среда удовлетворяет запросы и интересы учащихся. Наиболее низкие значения удовлетворенности по показателю «авторитетность педагогов»: многие учащиеся ответили, что «среди педагогов нет людей, на которых они хотели бы быть похожими», либо они не уверены в их существовании. Вызывают опасения результаты ответов на вопрос № 20 (показатель «возможность иметь свою позицию»). Большая часть учащихся заявили, что они «не могут свободно высказывать свою точку зрения» или не уверены в этом. Кроме того, значительное число учащихся «не удовлетворены теми возможностями, которые школа представляет для развития их способностей», и «характером проходящих в школе мероприятий и событий» — насыщенностью образовательной среды. Однако, в целом, по данному параметру образовательная среда может быть оценена как достаточно безопасная.
В завершение рассмотрим средние показатели по каждому из параметров БОС по выборке респондентов в целом (табл. 14).
Таблица 12
№ | Параметры и показатели | Суждения | Формулировка |
4 | Удовлетворенность образовательной средой |
4.1 | 4.1.1. Возможность иметь свою позицию | № 20 | В нашей школе я могу свободно высказывать свою точку зрения |
4.2 | 4.1.2. Образование как ресурс для жизни | № 21 | В нашей школе нас готовят к самостоятельной взрослой жизни |
4.3 | 4.1.3. Возможность развивать свои способности | № 22 | В школе есть интересные для меня занятия, кружки, факультативы |
4.4 | 4.1.4. Авторитетность педагогов | № 23 | Среди моих учителей есть люди, на которых я хочу быть похожим |
4.5 | 4.1.5. Насыщенность ОС | № 24 | В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий |
Таблица 13 | | Таблицы 14 |
Распределение ответов респондентов по вопросам № 20—24 | Средние значения ответов респондентов по четырем основным параметрам БОС |
| |
№ вопроса | Да | Не уверен | Нет | Параметры | Качество МЛО | Защищенность | Комфортность | Удовлетворенность |
2 | 1 | 0 |
20 | 165 | 104 | 69 | Среднее | 1,16 | 1,03 | 1,54 | 1,34 |
21 | 242 | 65 | 31 | | | | | |
22 | 216 | 46 | 76 |
23 | 122 | 84 | 132 |
24 | 198 | 86 | 54 |
Низкий уровень — значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8—1,3, высокий уровень — 1,31 и выше.
Анализ данных табл. 14 показывает, что по параметрам «Качество межличностных отношений» и «Защищенность» в целом по выборке фиксируются средние значения, близкие к 1,0. По параметрам «Эмоциональная комфортность» и «Удовлетворенность ОС» — значения высокого уровня. Можно говорить, что ОС удовлетворяет критериям безопасности по двум из четырех значимых параметров.
Выводы по результатам исследования
Анализ поученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Субъективно воспринимаемый детьми вклад педагогов в создание и поддержку их психологической безопасности гораздо ниже желаемого, возможного. Педагог является для ребенка гарантом безопасности, значимой фигурой, эмоциональным защитником преимущественно в ситуациях делового взаимодействия, в вопросах, касающихся деятельности ребенка. Что касается межличностных отношений, то в этой сфере педагог вносит незначительный вклад в обеспечение