Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

13

Ценностно-ориентированные конструкты во внутреннем мире человека и их значение для образовательного процесса

Фанталова Е. Б.1

(Московский городской психолого-педагогический университет)

Внутренний мир каждого человека связан с внутренними субъективными переживаниями, отражающими его ценностный выбор, личностные предпочтения и смыслы. В совокупности они отражают тот внутренний мир функционирования человеческого Я, который можно назвать экзистенциальным полем. Границы и содержание последнего всегда индивидуальны и раскрываются, в частности, благодаря таким философско-психологическим категориям как внутренне значимое и внутренне незначимое, внутренняя возможность и внутренняя невозможность действия, иррациональность и рациональность выбора, внутренняя свобода и внутренняя зависимость, внутренний конфликт и внутренний вакуум. Две последние категории — объект теоретико-методологического и эмпирического исследования в настоящей работе. Остановимся на этом подробнее. С помощью созданной автором Методики «Уровень Соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) [5, 6, 7, 8, 9, 10] были выделены следующие ценностно-ориентированные конструкты личности:индекс расхождения «Ценность – Доступность» (интегральный показатель методики УСЦД),Внутренний конфликт, Внутренний вакуум, Нейтральная зона. Прежде, чем перейти к их содержанию, остановимся сначала на раскрытии соотношения ценность – доступность, являющегося ключевым в плане перечисленных личностных конструктов.

Классически понятие «ценность» происходит от греческого «telos», что означает конечную цель, к которой стремится человек. Но

14

обретение этой цели, возможность достижения ее воспринимаются по-разному как в силу объективных обстоятельств, так и субъективных факторов. Поэтому само понятие ценности как высшей цели человеческого достижения предполагает и другое необходимое понятие, связанное с условиями такого достижения, а именно, понятие доступности. Последнее, как раз, и связано с процессом обретения человеком заданной ценности и реализации своих возможностей, своего «Я» в условиях такого обретения. В основу создания методики УСЦД легло гипотетическое предположение о том, что одной из существенных детерминант ценностно-мотивационной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя «плоскостями» сознания. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике. Следует сразу подчеркнуть, что Ц и Д не являются полярными характеристиками ценностно-мотивационной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как будет показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д. А именно:

1. Ц и Д полностью совпадают;

2. Ц и Д в значительной степени совпадают;

3. Ц и Д в значительной степени расходятся и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д >Д), и Д превышает Ц (Д>Ц);

4. Ц и Д полностью расходятся.

Эмпирическим путем, с помощью методики УСЦД, были выделены и обоснованы такие показатели (ценностно-ориентированные конструкты), как «внутренний конфликт» (ВК), «внутренний вакуум» (ВВ) и «нейтральная зона» (НЗ). Отмечалось, что состояние ВК — это, прежде всего, состояние «разрыва» в системе «сознание – бытие» [2], а именно, разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и возможностью такого достижения в реальности

15

[10]. Согласно терминологии параметров методики УСЦД, значительна превышение Ц над Д (более 4-х единиц) указывало на наличие ВК в той или иной жизненной сфере, а аналогичное превышение Д над Ц — на наличие ВВ, то есть на «избыточность» присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной ситуации. Кроме того, было введено еще понятие «нейтральной зоны» (НЗ), когда Ц и Д в достаточной степени совпадают (–3<Ц – Д<+3), при этом внутренней дисгармонии в соответствующих сферах не наблюдалось Дальнейшие исследования по методике УСЦД, проведенные за текущий период времени в различных областях общей и прикладной психологии, по существу сводились к выяснению соотношения между «Ценностью» (Ц) и «Доступностью» (Д) по совокупности жизненно важных сфер. Было показано, что интегральный показатель методики УСЦД, — индекс расхождения «Ц – Д», — в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в личностной сфере ценностно-смысловых образований и внутренних конфликтов, указывая на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

За последнее время были проведены психометрические исследование основных показателей методики УСЦД [5, 5, 7, 8; 1, 3—4]. С помощью корреляционного анализа была осуществлена проверка данной методики на наличие конструктной валидности и надежности как внутренней согласованности. Были получены достоверные корреляции основных психологических показателей методики (индекс расхождения «Ценность – Доступность», «внутренний конфликт», «внутренний вакуум», «нейтральная зона») с показателями методик MMPI, «16 личностных факторов» Р. Кеттелла, «Акцентуация характера» Шмишека – Леонгарда и «Уровень субъективного контроля» Бажина – Роттера. Исследование было проведено на выборке 274 кардиологических больных. Полученные результаты корреляционного анализа во многом подтвердили исходное психологическое значение показателей методики УСЦД, а также дали возможность раскрыть их дополнительное содержание [7].

В настоящее время все итоговые показатели методики УСЦД (совмещенные диаграммы ценности и доступности по 12-ти понятиям методики, общий индекс расхождения «Ценность – Доступность», показатели внутреннего конфликта, внутреннего вакуума и нейтральной зоны) нашли свое применение в различных аспектах образовательного процесса:

— лекционные, семинарские и практические занятия по общей и клинической психологии, психодиагностике и консультированию;

— курсовые, дипломные и диссертационные работы;

16

— психокоррекционная и психотерапевтическая работа в сфере образования, социальных и медицинских учреждений;

— научно-исследовательская деятельность.

Литература

1. Айсина Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации. (Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 2007.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. — С. 128—136.

3. Куприна О. А. Психологические детерминанты осмысленности жизни студентов-психологов. (Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Москва, 2010.

4. Лобов А. А. Социально-психологические детерминанты преодоления ценностно-смысловых конфликтов личности. (Специальность 19.00.05 — социальная психология). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Курск, 2009.

5. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG, — 2012. — 192 с.

6. Фанталова Е. Б. Внутренний конфликт, внутренний вакуум и нейтральная зона как ценностно-ориентированные личностные конструкты в экзистенциальном пространстве человека // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. — Краснодар, 2012. Книга 1. — Глава 1 «Человек и его внутренний мир». — С. 27—44.

7. Фанталова Е. Б. Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика. — Мир психологии. — 2011. — № 2. — С. 230—246.

8. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты у студентов // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Москва, 14—18 февраля 2012 года. — М., 2012. — Т 1. С. 334—335.

9. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.

10. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц). — Психол. журн., 1992. — Т. 13. — № 1. — С. 107—117.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FCk-2014/FCk-013.htm