Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Н. Н. Нечаев

Психолого-педагогические аспекты
подготовки специалистов в вузе

Издательство Московского университета

1985

2

Рецензенты:

Б. Ц. Бадмаев, доктор психологических наук

А. А. Вербицкий, кандидат психологических наук

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

В учебном пособии анализируется специфика деятельностного подхода к проблемам вузовской подготовки специалистов, показывается уровневое строение творчества, взаимосвязь познавательных и созидательных аспектов моделирования как ведущего средства профессионального творчества, намечаются психолого-педагогические принципы планомерного формирования учебной и профессиональной деятельности.

Для слушателей ФПК.

077(02)-85 — заказное

 

©

Издательство Московского
университета, 1985

3

ВВЕДЕНИЕ

В основу книги положен материал, полученный автором в результате ряда теоретических, экспериментальных и прикладных исследований проблем психологии и педагогики профессионального творчества. Думается, что эти проблемы выходят на первый план неслучайно. В эпоху НТР в основу подготовки специалистов высшей квалификации необходимо заложить такие принципы, которые закономерно (при их сознательном учете) позволяют практически приступить к формированию творческой деятельности наших студентов, к формированию, активному, целенаправленному и планомерному построению сознательного профессионального творчества как формы существования, "бытия" профессиональной деятельности специалиста. Результаты исследовательской работы, проводимой в рамках деятельностного подхода, убеждают, что творчеству можно и нужно учить. Сам по себе этот вывод звучит тривиально, если под творчеством понимать нечто весьма неопределенное. И с ним невозможно согласиться, если понимать обучение как процесс овладения определенными по своему конкретному содержанию конкретными способами деятельности. При этом уже неважно, рассматриваются ли эти способы как некоторые "шаблоны" работы или они трактуются как нечто обобщенное, гибкое. Творчество по заданной программе, творчество в рамках некой нормы справедливо рассматривается как нечто альтернативное действительному творчеству. Вот этот проблемный узел мы хотели бы обозначить в самом начале работы читателя над содержанием данной книги. Каждому автору хочется, чтобы его мысли были поняты читателем "адекватно", но... чтение — это и труд, и творчество.

4

Психология чтения заключается часто в том, чтобы преодолеть те представления, которые уже сложились и порой глубоко укоренились не только в сознании, но и "в подсознании". И, как правило, автор пытается изложить свой материал так, чтобы облегчить этот труд. Насколько это удалось, судить, конечно, будет читатель.

Автор благодарит коллег по кафедре, которые своими замечаниями и соображениями помогли осознанию объективных сложностей данной темы, и особую признательность выражает П. Я. Гальперину, которому автор обязан принципиальным подходом к проблемам планомерного формирования профессиональной деятельности.

5

I. ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Исследуя проблемы педагогики и психологии высшей школы, можно прийти к выводу, что само состояние этой комплексной, по сути своей междисциплинарной научной области является своеобразным отражением тех действительных и сложных процессов, в которых происходит развитие высшей школы как своеобразного и специфического звена системы народного образования. Имеющиеся здесь противоречия, а зачастую и новые, определяются тем, что у большинства непосредственных участников учебно-воспитательного процесса отсутствуют сознательные психолого-педагогические представления о сущности и закономерностях этого процесса. Мы уже знаем, что студент, безусловно, должен иметь представления о той деятельности, овладением которой он будет заниматься в течение 5—7 лет своего самого активного периода жизни. В течение семестра изучается курс "Введение в специальность". В ряде вузов студентам читают разнообразные курсы "Научной организации умственного труда", "Гигиены умственной деятельности", организуются отдельные беседа по психолого-педагогической проблематике и т. д. Студенту важно знать, "чему" и "как" он должен учиться. Однако, исторически сложившаяся ситуация такова, что, как правило, преподаватель высшей школы не проходит психолого-педагогической подготовки, без которой, например, немыслима деятельность будущего школьного учителя или воспитателя детского сада.

Именно поэтому в настоящее время такое большое внимание уделяется психолого-педагогической и методической подготовке, осуществляющейся в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы.

6

Чтобы полноценно и сознательно вести процесс преподавания, педагог высшей школы должен знать психолого-педагогические закономерности учебно-воспитательного процесса, учет которых во многом определяет и эффективность и качество педагогического труда. Это особенно актуально для советской высшей школы, являющейся самой массовой и самой масштабной по своим целям и задачам системой подготовки специалистов высшей квалификации.

I.1. Основные тенденции развития высшего образования

Высшее специальное образование у нас в стране — огромная отрасль народного хозяйства с миллиардными капиталовложениями. В настоящее время в СССР функционирует 891 высшее учебное заведение. Всего в СССР на сентябрь 1984 г. было около 5,3 млн. студентов. В этих цифрах наглядно выражается масштаб нашей высшей школы1). Прием студентов на первые курсы вузов составил в 1984 г. свыше одного миллиона человек. За годы одиннадцатой пятилетки необходимо подготовить около четырех миллионов специалистов с высшим образованием. Важно отметить, что это плановые показатели, выполнение которых является условием нормального функционирования развивающегося народного хозяйства. Не случайно поэтому особое внимание вузов уделяется сохранению контингента учащихся. И все это на фоне систематического снижения конкурсов при приеме в вуз. Наличие этой тенденции заставляет искать пути и средства оптимизации учебного процесса не только в формах и методах приема учащихся в вуз, но и в формах и методах

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NPp-1985/NPp-114.htm