52 1.7. Понятие «нормы» и «патологии» в развитии личности
(Н. Л. Карпова)
Задача теории личности состоит в объяснении как случаев нормального развития, ведущих в своей перспективе к гармоничному формированию личности, так и случаев аномалий, и особенно — примеров их преодоления (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев и др.). Соответственно встает вопрос критериев «нормы» человеческого развития и их измерения, а также определения уровней психического здоровья, что является серьезной социально-медицинской проблемой. Принимая данное Всемирной организацией здравоохранения определение здоровья как «состояния полного физического, психического и духовного благополучия» в качестве эталона, правомерно обратиться к философскому определению здоровья как такому качеству жизненного процесса, когда он становится оптимальным для каждого субъекта в социальном контексте (Сидоров, Ганжин, 1995). Соответственно, здоровье каждого отдельного человека и всего общества взаимосвязаны, как и мера ответственности по его сохранению и поддерживанию. Более дифференцированному подходу к проблеме исследования, диагностики и коррекции аномалий развития способствует концепция многоуровневой структуры психического здоровья Б. С. Братуся, А. Я. Розовского, В. Н. Цапкина (1988), где I — базовым — выделяется уровень физиологического здоровья, II — уровень индивидуально-психологического здоровья и III — высшим — уровень личностно-смыслового здоровья. Мы разделяем мнение Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, Е. Т. Соколовой о том, что для окончательного решения дихотомии «норма — аномалия» необходимо постоянное соотнесение поступков человека с пространством его духовного и нравственного бытия: высокий уровень духовного развития личности «снимает» значимость многих физических и психических недостатков.
Б. С. Братусь указывает на тот факт, что проекция понятия нормы только на одну какую-нибудь «плоскость» жизнедеятельности личности делает представление о человеке неполным, усеченным и, следовательно, искаженным, поскольку личность — системное образование, по-своему отражающееся в каждой из «плоскостей» существования. Психологическое выявление нормального и анормального должно идти от анализа общих механизмов личностного развития: необходимо
53различать не только активность «присвоения», но и активность «отдачи» — влияния на ценностно-смысловые уровни других людей (известны примеры выдающихся художников, поэтов и писателей, ученых, у которых наблюдались «отклонения от нормы»). Опыт работы многих специалистов доказал, что «патология проистекает не из-за того, что наряду с «нормальными» начинают действовать сугубо «аномальные» механизмы, а из-за того, что общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных, пагубных для них условиях. Формула — «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь» — полностью относима и к болезни психической, душевной и, соответственно, жизни душ» (Братусь, 1981, с. 81—82).
Рассматривая невроз как нервно-психическое расстройство, в основе которого лежит непродуктивное и нерационально решаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, психолог подчеркивает, что «найти соотношение идеального и реального — сложнейшее искусство жизни» и нужно особо говорить о самом «здоровье» механизма целеполагания, притязания и самооценки. Психологически невроз понимается как «срыв» личности в ее продвижении к намеченным или привычно устоявшимся целям своего развития. Срыв этот происходит почти всегда на фоне определенного изменения исходного психофизиологического уровня психического здоровья. По данным исследований, в отличие от психопатий, где возможные искажения этого уровня — постоянный фон, при неврозах эти искажения «благоприобретены», то есть являются продуктом «творчества» самой личности, поставленной волею обстоятельств в особо трудные условия. Причем зачастую суть тяжелого конфликтного состояния у больных неврозом — в парадоксальном сочетании высокого уровня самооценки с низким уровнем представлений о своих внутренних возможностях. И здесь мы с неизбежностью сталкиваемся с необходимостью «сопряжения чисто психологического подхода с подходом нравственным, с общими проблемами души человеческой», на чем настаивает Б. С. Братусь. Он пишет: «“Консервация” внутреннего конфликта ненормальна отнюдь не только потому, что затрудняет социальную адаптацию или достижение успеха. Во всей полноте, человеческой полноте, мы можем понять суть этой психологической ненормальности лишь соотнеся ее с общей нравственной задачей, реализуемой человеком» и приводит слова Л. Н. Толстого: «не бойся болезни, бойся лечения, и не в смысле горьких лекарств, а главное, лечения
54в смысле признания себя больным и потому освобожденным от нравственных требований» (Братусь, 1981, с. 85).
Таким образом, для окончательного решения дихотомии норма — аномалия необходимо постоянное соотнесение поступков человека с пространством его нравственного бытия. Вот почему нельзя довольствоваться «характеристиками ущерба», а необходимо понять, за счет чего человек может компенсировать те или иные нарушения своей психики. В психологии говорят: «личность снимает характер», что означает преимущество духовноностного развития личности, которое способно компенсировать, «снимать» недостатки конкретных характерологических особенностей. То есть дело не в самих по себе нарушениях характера, а в их соотнесениях с личностью; как говорит Б. С. Братусь, «основная жизненная драма развертывается в «пространстве души», все зависит в конечном счете от того, как, в какой плоскости социального и нравственного бытия найдут приложение одинаковые по своим клиническим характеристикам люди» (Братусь, 1981, с. 86). Следовательно, проблема нормы и патологии значима не только в контексте социореабилитации, а является фундаментальной общесоциальной и общепсихологической проблемой, относящейся к основаниям нашего социального и душевного благополучия.
В связи с вышесказанным и должна рассматриваться проблема нормального, затрудненного и нарушенного общения; ярким примером последнего выступает логоневроз, или заикание.