53 Исследование функций референтных
подростково-юношеских объединений
М. Е. Сачкова, Н. И. Новожилова
В жизни каждого человека особую роль играют те социальные общности, в которых происходит формирование и развитие его как личности. Как известно, группа становится необходимой для индивида только в том случае, когда с ней напрямую связана его направленность и мотивационная структура. Так, человек может стремиться просто принадлежать к какому-то сообществу, чтобы не испытывать чувства одиночества, либо он хочет быть признанным и принятым другими людьми, участвовать
54в совместных делах и разделять общие эмоции, развиваться и самосовершенствоваться благодаря другим членам группы. В каждом отдельном случае группа может стать значимым объектом для личности в связи с тем, какая функция или набор функций в большей степени будут соответствовать ее потребностной сфере.
Выделяют следующие основные функции контактных сообществ [2]:
1. Функция социализация. Группа в любой своей форме оказывает сильное влияние на характер деятельности и личностные особенности каждого члена. Зачастую, именно малая группа поставляет информацию и помогает закреплению в психике индивида системы ценностных ориентации, норм поведения, установок и взглядов на себя и окружающий мир.
2. Аффективно-экспрессивная функция. Представленная функция связана, прежде всего, с удовлетворением потребности личности в социальном одобрении, уважении, доверии со стороны группы.
3. Психологическая поддержка. Группа способствует преодолению негативных эмоций, снятию напряженности, оказанию «психологической помощи» своим членам.
4. Инструментальная функция. Данная функция напрямую связана с выполнением совместной деятельности.
5. Упорядочение взаимодействия. Социальное объединение дифференцирует и перераспределяет полномочия в соответствии с особенностями своего внутреннего развития, ролью и статусом каждого члена группы.
Таким образом, именно малая группа становится той контактной общностью, в которой индивидуум обнаруживает ресурсы своей жизнедеятельности и развития, общается, взаимодействует, т. е. в итоге обретает источники самопознания и самореализации.
Необходимо также отметить, что в социальной психологии принято разделять все малые объединения на группы членства и референтные сообщества. Группа членства — это такое объединение, в которое человек реально включен. Референтная группа отличается тем, что индивид может реально входить или не входить в нее, но обязательно при этом он принимает ее нормы и ценности. Безусловно, именно второй тип малой группы оказывает наибольшее влияние на личность.
История изучения референтных групп началась в американской социальной психологии в начале 40-х годов. Г. Хаймен был первым из социальных психологов исследователем, который использовал термин «референтная группа». Он обнаружил, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками объединения, членом которой он является, так и от других групп. М. Шериф, с именем которого связано окончательное утверждение термина «референтная группа» в американской социальной психологии, отмечал, что данное понятие — психологическое, так как
55для него самым характерным является «личностная отнесенность» индивида к группе, идентификация индивида с этой группой. Ориентация на ценности группы заставляет человека выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него особенно существенны. Эти люди выступают в качестве своего рода «призмы», благодаря которой индивид стремится осуществлять акты социальной перцепции — видеть и оценивать значимые для него объекты, цели, задачи и способы деятельности, других людей.
Большой вклад в развитие теории референтных групп внес Г. Келли. Он выделил 2 основные функции референтной группы [7]:
1) нормативная функция служит для обеспечения стандартов поведения и групповых норм индивида;
2) сравнительная функция проявляет себя в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей.
Е. В. Щедрина позже добавила также оценочную функцию референтной группы. В своих работах Е. В. Щедрина пишет, что для того, чтобы нормы и стандарты референтной группы были ориентиром для поведения индивида, он должен постоянно соотносить с ними свое реальное поведение, а это можно сделать, только узнавая, как его оценивает собственная референтная группа, или, в ситуации, когда индивид и его референтная группа не вступают в реальное взаимодействие, предполагая за группой те или иные оценки себя как личности [4].
Таким образом, исследователи выделяют два основных признака любой референтной группы — это значимость и избирательность. Значимость связана с той или иной индивидуальной потребностью человека. Избирательность же подразумевает то, что личность оказывается не просто ориентированной на некие стандарты и нормы, но занимает определенную позицию по отношению к носителям этих стандартов и норм, выражающуюся в предпочтении именно данного круга лиц перед другими.
До настоящего времени существовали разные подходы к изучению особенностей референтных сообществ. Нам бы хотелось заострить внимание на одном из современных направлений изучения данного феномена. Так, группа исследователей из Болонского университета (Италия) анализировали социально-психологические механизмы, лежащие в основе формирования и функционирования подростковых и молодежных групп [6]. Авторами была выявлена фундаментальная роль объединений сверстников в развитии личностной и социальной идентичности ее членов. Так было установлено, что группы сверстников помогают, прежде всего, в решении задач сравнения подростком себя с другими и способствуют возможности оценивания своих способностей, ценностей и взглядов. Во-вторых, группы сверстников разделяют схожие проблемы и трудности, поэтому они оказывают эмоциональную и психологическую поддержку подросткам. Наконец, такие группы обеспечивают своих членов новыми ролями и
56тренируют определенные способы поведения в контактном сообществе. В исследовании А. Грациани, М. Рубини и А. Палмонари принимали участие 575 подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет, которые состояли в 59 группах. По своему виду изучаемые группы были формальными (политические, религиозные, спортивные) и неформальные («дворовые» компании, группы по интересам). В исследовании применялся опросник «Функции группы», направленный на определение того, какие функции контактного сообщества для ее участника являются наиболее важными, какие потребности он реализует в результате включения его в данную группу [5, 6, 7, 9]. В ходе заполнения опросника испытуемый должен был оценить свое отношение к значимости той или иной функции для него по 7-бальной шкале Лайкерта (от «1» - «совершенно не согласен» до «7» — «абсолютно согласен»).
Опросник «Функции группы» состоит из ряда шкал:
1. Самопонимание и социальное понимание (например, «С помощью членов моей группы я лучше понимаю все происходящее со мной и другими людьми»).
2. Межгрупповая конкуренция и сравнение («Я оцениваю, лучше или хуже выступала моя группа на различных играх и соревнованиях, по сравнению с выступлениями других групп»).
3. Развлечения и веселье («Я с радостью отдыхаю, провожу свободное время вместе с членами моей группы»).
4. Романтические отношения. («Есть несколько (или один) участников) группы, с которым(и) у меня могли бы быть романтические взаимоотношения»).
5. Внутригрупповая кооперация и сплоченность («Члены группы помогают друг другу»).
6. Коллективная самооценка («Я чувствую пользу от своего участия в группе»).
7. Внутригрупповое (нисходящее) сравнение («У меня получается лучше выполнять какие-либо действия по сравнению с некоторыми другими членами группы»).
8. Лидерство и социальное влияние («Некоторые члены группы оказывают на меня большое влияние»).
9. Самовыражение («Участники группы прислушиваются к моему мнению»).
10. Социальное взаимодействие («Как участник группы я включен во взаимодействие с остальными членами моей группы»).
Итальянские ученые в своей работе использовали первые 8 шкал. В результате исследования психологи пришли к выводу, что наиболее значимой для старших подростков оказалась функция «Коллективная самооценка» (см. Табл. 1). При этом по шкалам «Коллективная самооценка» и «Внутригрупповая кооперация и сплоченность» различия в группах разного типа оказались статистически не значимыми.
57Таблица 1
Данные о среднем значении (М) и квадратическом отклонении (SD) по функциям группы, представленные в исследовании А. Грациани, М. Рубини, А. Палмонари [6].
№ | Функция группы | Спортивны е | Религиозны е | Политическ ие | Неформала» ные |
| | М | SD | М | SD | М | SD | М | SD |
1 | Самопонимание и социальное понимание. | 4,47 | 1,04 | 5,24 | 1,00 | 4,67 | 1,08 | 4,60 | 1,14 |
2 | Межгрупповая конкуренция и сравнение. | 3,66 | 1,66 | 3,12 | 1,32 | 4,70 | 1,38 | 3,36 | 1,61 |
3 | Развлечения и веселье | 5,37 | 1,01 | 4,16 | 1,22 | 4,25 | 1,18 | 5,59 | 0,99 |
4 | Романтические отношения. | 4,72 | 1,50 | 4,09 | 1,73 | 4,46 | 2,07 | 3,99 | 2,06 |
5 | Внутригрупповая кооперация и сплоченность | 5,15 | 1,09 | 5,23 | 1,00 | 5,24 | 1,01 | 5,07 | 1,21 |
6 | Коллективная самооценка | 6,20 | 0,77 | 6,19 | 0,74 | 6,03 | 0,95 | 6,01 | 0,99 |
7 | Внутршрупповое (нисходящее) сравнение | 3,73 | 1,69 | 3,52 | 1,47 | 3,81 | 1,65 | 4,39 | 1,65 |
8 | Лидерство и социальное влияние. | 3,85 | 1,22 | 3,68 | 1,30 | 4,65 | 1,31 | 4,22 | 1,19 |
По остальным шкалам все значения различны на статистически значимом уровне (при р<0,001). Так, видно, что группа в большей степени необходима для лучшего понимания себя и других представителям религиозных объединений, а на романтические отношения чаще настроены члены спортивных объединений. Сильнее стремятся конкурировать с другими группами и активнее проявлять лидерское влияние политические организации. Сравнивать себя с другими и проявлять свою индивидуальность чаще пытаются подростки в неформальных, дружеских компаниях.
Целью предпринятого нами исследования стало изучение функций современных подростково-юношеских общественных объединений и сравнение полученных данных с результатами, выявленными в группах их сверстников в Италии. Актуальность нашей работы была обусловлена, прежде всего, тем, что данные общности, с одной стороны, зачастую осуществляют свою деятельность при финансовой поддержке правительства
58и имеют в своей основе официальные образовательные программы, с другой стороны, отличаются по форме и содержанию от других государственных структур (например, школы). Основной задачей таких объединений является не получение юными гражданами базиса знаний в основных областях науки, а развитие инициативы юношества и молодежи в ситуациях, когда они сами выступают главным субъектом деятельности, реализуя свой творческий потенциал в интересующей их деятельности, имеющей общественно-полезный характер и направленной на благо общества. Через такую деятельность происходит приобщение к актуальным социальным проблемам, развивается гражданское самосознание и, вместе с тем, у подрастающего поколения появляется такой необходимый опыт проявления себя, который помогает формированию активной жизненной позиции, позитивной Я-концепции [1, 3].
Согласно официальной статистике, основными участниками детско-юношеских общественных организаций являются подростки. Как известно, в этом возрасте снижается интерес к учебной деятельности, значимым становится интимно-личностное общение со сверстниками на основе общих интересов, в то время как роль семьи, школы, класса в жизни подростка нивелируется. Так, согласно пилотажному исследованию по проблеме референтных групп старших подростков, проведенному нами в 2010 году среди учащихся 9—10 классов общеобразовательной школы, ни один из участников опроса не считает ученический класс самой значимой для себя группой. Наиболее референтными группами оказались дворовая компания, Интернет-сообщество, семья, спортивная команда, а также общественные молодежные объединения. Необходимо отметить, что именно в современных детско-юношеских общественных организациях созданы условия для конструктивного преодоления кризиса подросткового возраста. В ситуации взаимодействия группы сверстников, объединенных общим интересом к социально значимой деятельности, закладываются и формируются лидерские качества личности, проявляется инициативность, происходит социализация ребенка, интеграция его в систему норм и правил общества.
Вместе с тем, интересным представляется вопрос, какие функции детско-юношеских общественных организаций являются действительно значимыми для самих участников общностей, какие потребности реализуют подростки через участие в таких объединениях.
Исследование проводилось в трех детско-юношеских организациях спортивно-патриотической направленности г. Москвы («Рать», «ШАГ», «Прогмол») с помощью опросника «Функции группы» по 10 шкалам. В опросе участвовали 85 человек в возрасте от 13 до 22 лет.
В результате проведения исследования выяснилось, что основной функцией группы во всех экспериментальных орагнизациях является «Коллективная самооценка» (см. Табл. 2). Участники сообществ отмечают, прежде всего, ценность пребывания в своей детско-юношеской организации, считают, что занимаются стоящим делом.
59Таблица 2
Данные о среднем значении (М) и квадратическом отклонении (SD) по функциям группы в экспериментальных группах
№ | Функция группы | Рать | ШАГ | Прогмол | Общее |
| | М | SD | М | SD | М | SD | М | SD |
1 | Самопонимание и социальное понимание | 5,39 | 0,70 | 5,95 | 0,75 | 5,15 | 1,82 | 5,50 | 1,09 |
2 | Межгрупповая конкуренция и сравнение | 3,07 | 0,96 | 3,31 | 1,25 | 4,69 | 1,55 | 3,69 | 1,25 |
3 | Развлечения и веселье | 5,39 | 0,87 | 4,5 | 0,95 | 5,91 | 0,81 | 5,27 | 0,88 |
4 | Романтические отношения | 5,17 | 1,37 | 3,00 | 1,36 | 5,85 | 2,84 | 4,67 | 1,86 |
5 | Внугригрупповая кооперация и сплоченность | 3,96 | 1,00 | 4,00 | 0,87 | 4,98 | 1,18 | 4,49 | 1,02 |
6 | Коллективная самооценка | 5,97 | 1,17 | 6,35 | 1,17 | 6,64 | 0,67 | 6,32 | 1 |
7 | Лидерство и социальное влияние | 4,33 | 1,07 | 3,88 | 1,45 | 4,68 | 1,51 | 4,30 | 1,34 |
8 | Внугригрупповое (нисходящее) сравнение | 3,35 | 0,76 | 3,9 | 0,96 | 4,81 | 1,29 | 4,02 | 1 |
9 | Социальное взаимодействие | 5,44 | 1,12 | 3,3 | 1,24 | 5,80 | 1,25 | 4,85 | 1,2 |
10 | Самовыражение | 5,32 | 0,69 | 4,1 | 0,64 | 5,57 | 1,38 | 5,00 | 0,9 |
Высокими оказались также показатели по шкалам «Самопонимание и социальное понимание», «Развлечение и веселье» и, в двух организациях («Рать» и «Прогмол») — «Романтические отношения». Эти данные свидетельствуют, что участие в деятельности исследуемых общественных объединений способствует самореализации и самопониманию, подкреплению самооценки, получению положительной обратной связи о себе, формированию позитивной Я-концепции, развитию навыков общения. В состав участников этих групп входят эмоционально привлекательные друг для друга люди, которые доверяют друг другу и желают взаимодействовать, проводя свободное время вместе. Низкие показатели по шкале «Романтические отношения» в организации «ШАГ» связаны, на наш взгяд, с тем, что 80% участников данной организации составляют девушки, и, в связи с этим, объективно существует малая вероятность построения романических отношений.