Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

53

Исследование функций референтных
подростково-юношеских объединений

М. Е. Сачкова, Н. И. Новожилова

В жизни каждого человека особую роль играют те социальные общности, в которых происходит формирование и развитие его как личности. Как известно, группа становится необходимой для индивида только в том случае, когда с ней напрямую связана его направленность и мотивационная структура. Так, человек может стремиться просто принадлежать к какому-то сообществу, чтобы не испытывать чувства одиночества, либо он хочет быть признанным и принятым другими людьми, участвовать

54

в совместных делах и разделять общие эмоции, развиваться и самосовершенствоваться благодаря другим членам группы. В каждом отдельном случае группа может стать значимым объектом для личности в связи с тем, какая функция или набор функций в большей степени будут соответствовать ее потребностной сфере.

Выделяют следующие основные функции контактных сообществ [2]:

1. Функция социализация. Группа в любой своей форме оказывает сильное влияние на характер деятельности и личностные особенности каждого члена. Зачастую, именно малая группа поставляет информацию и помогает закреплению в психике индивида системы ценностных ориентации, норм поведения, установок и взглядов на себя и окружающий мир.

2. Аффективно-экспрессивная функция. Представленная функция связана, прежде всего, с удовлетворением потребности личности в социальном одобрении, уважении, доверии со стороны группы.

3. Психологическая поддержка. Группа способствует преодолению негативных эмоций, снятию напряженности, оказанию «психологической помощи» своим членам.

4. Инструментальная функция. Данная функция напрямую связана с выполнением совместной деятельности.

5. Упорядочение взаимодействия. Социальное объединение дифференцирует и перераспределяет полномочия в соответствии с особенностями своего внутреннего развития, ролью и статусом каждого члена группы.

Таким образом, именно малая группа становится той контактной общностью, в которой индивидуум обнаруживает ресурсы своей жизнедеятельности и развития, общается, взаимодействует, т. е. в итоге обретает источники самопознания и самореализации.

Необходимо также отметить, что в социальной психологии принято разделять все малые объединения на группы членства и референтные сообщества. Группа членства — это такое объединение, в которое человек реально включен. Референтная группа отличается тем, что индивид может реально входить или не входить в нее, но обязательно при этом он принимает ее нормы и ценности. Безусловно, именно второй тип малой группы оказывает наибольшее влияние на личность.

История изучения референтных групп началась в американской социальной психологии в начале 40-х годов. Г. Хаймен был первым из социальных психологов исследователем, который использовал термин «референтная группа». Он обнаружил, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками объединения, членом которой он является, так и от других групп. М. Шериф, с именем которого связано окончательное утверждение термина «референтная группа» в американской социальной психологии, отмечал, что данное понятие — психологическое, так как

55

для него самым характерным является «личностная отнесенность» индивида к группе, идентификация индивида с этой группой. Ориентация на ценности группы заставляет человека выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него особенно существенны. Эти люди выступают в качестве своего рода «призмы», благодаря которой индивид стремится осуществлять акты социальной перцепции — видеть и оценивать значимые для него объекты, цели, задачи и способы деятельности, других людей.

Большой вклад в развитие теории референтных групп внес Г. Келли. Он выделил 2 основные функции референтной группы [7]:

1) нормативная функция служит для обеспечения стандартов поведения и групповых норм индивида;

2) сравнительная функция проявляет себя в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей.

Е. В. Щедрина позже добавила также оценочную функцию референтной группы. В своих работах Е. В. Щедрина пишет, что для того, чтобы нормы и стандарты референтной группы были ориентиром для поведения индивида, он должен постоянно соотносить с ними свое реальное поведение, а это можно сделать, только узнавая, как его оценивает собственная референтная группа, или, в ситуации, когда индивид и его референтная группа не вступают в реальное взаимодействие, предполагая за группой те или иные оценки себя как личности [4].

Таким образом, исследователи выделяют два основных признака любой референтной группы — это значимость и избирательность. Значимость связана с той или иной индивидуальной потребностью человека. Избирательность же подразумевает то, что личность оказывается не просто ориентированной на некие стандарты и нормы, но занимает определенную позицию по отношению к носителям этих стандартов и норм, выражающуюся в предпочтении именно данного круга лиц перед другими.

До настоящего времени существовали разные подходы к изучению особенностей референтных сообществ. Нам бы хотелось заострить внимание на одном из современных направлений изучения данного феномена. Так, группа исследователей из Болонского университета (Италия) анализировали социально-психологические механизмы, лежащие в основе формирования и функционирования подростковых и молодежных групп [6]. Авторами была выявлена фундаментальная роль объединений сверстников в развитии личностной и социальной идентичности ее членов. Так было установлено, что группы сверстников помогают, прежде всего, в решении задач сравнения подростком себя с другими и способствуют возможности оценивания своих способностей, ценностей и взглядов. Во-вторых, группы сверстников разделяют схожие проблемы и трудности, поэтому они оказывают эмоциональную и психологическую поддержку подросткам. Наконец, такие группы обеспечивают своих членов новыми ролями и

56

тренируют определенные способы поведения в контактном сообществе. В исследовании А. Грациани, М. Рубини и А. Палмонари принимали участие 575 подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет, которые состояли в 59 группах. По своему виду изучаемые группы были формальными (политические, религиозные, спортивные) и неформальные («дворовые» компании, группы по интересам). В исследовании применялся опросник «Функции группы», направленный на определение того, какие функции контактного сообщества для ее участника являются наиболее важными, какие потребности он реализует в результате включения его в данную группу [5, 6, 7, 9]. В ходе заполнения опросника испытуемый должен был оценить свое отношение к значимости той или иной функции для него по 7-бальной шкале Лайкерта (от «1» - «совершенно не согласен» до «7» — «абсолютно согласен»).

Опросник «Функции группы» состоит из ряда шкал:

1. Самопонимание и социальное понимание (например, «С помощью членов моей группы я лучше понимаю все происходящее со мной и другими людьми»).

2. Межгрупповая конкуренция и сравнение («Я оцениваю, лучше или хуже выступала моя группа на различных играх и соревнованиях, по сравнению с выступлениями других групп»).

3. Развлечения и веселье («Я с радостью отдыхаю, провожу свободное время вместе с членами моей группы»).

4. Романтические отношения. («Есть несколько (или один) участников) группы, с которым(и) у меня могли бы быть романтические взаимоотношения»).

5. Внутригрупповая кооперация и сплоченность («Члены группы помогают друг другу»).

6. Коллективная самооценка («Я чувствую пользу от своего участия в группе»).

7. Внутригрупповое (нисходящее) сравнение («У меня получается лучше выполнять какие-либо действия по сравнению с некоторыми другими членами группы»).

8. Лидерство и социальное влияние («Некоторые члены группы оказывают на меня большое влияние»).

9. Самовыражение («Участники группы прислушиваются к моему мнению»).

10. Социальное взаимодействие («Как участник группы я включен во взаимодействие с остальными членами моей группы»).

Итальянские ученые в своей работе использовали первые 8 шкал. В результате исследования психологи пришли к выводу, что наиболее значимой для старших подростков оказалась функция «Коллективная самооценка» (см. Табл. 1). При этом по шкалам «Коллективная самооценка» и «Внутригрупповая кооперация и сплоченность» различия в группах разного типа оказались статистически не значимыми.

57

Таблица 1

Данные о среднем значении (М) и квадратическом отклонении (SD) по функциям группы, представленные в исследовании А. Грациани, М. Рубини, А. Палмонари [6].

 

Функция группы

Спортивны

е

Религиозны е

Политическ ие

Неформала» ные

   

М

SD

М

SD

М

SD

М

SD

1

Самопонимание и

социальное

понимание.

4,47

1,04

5,24

1,00

4,67

1,08

4,60

1,14

2

Межгрупповая конкуренция и сравнение.

3,66

1,66

3,12

1,32

4,70

1,38

3,36

1,61

3

Развлечения и

веселье

5,37

1,01

4,16

1,22

4,25

1,18

5,59

0,99

4

Романтические отношения.

4,72

1,50

4,09

1,73

4,46

2,07

3,99

2,06

5

Внутригрупповая кооперация и сплоченность

5,15

1,09

5,23

1,00

5,24

1,01

5,07

1,21

6

Коллективная самооценка

6,20

0,77

6,19

0,74

6,03

0,95

6,01

0,99

7

Внутршрупповое

(нисходящее)

сравнение

3,73

1,69

3,52

1,47

3,81

1,65

4,39

1,65

8

Лидерство и

социальное

влияние.

3,85

1,22

3,68

1,30

4,65

1,31

4,22

1,19

По остальным шкалам все значения различны на статистически значимом уровне (при р<0,001). Так, видно, что группа в большей степени необходима для лучшего понимания себя и других представителям религиозных объединений, а на романтические отношения чаще настроены члены спортивных объединений. Сильнее стремятся конкурировать с другими группами и активнее проявлять лидерское влияние политические организации. Сравнивать себя с другими и проявлять свою индивидуальность чаще пытаются подростки в неформальных, дружеских компаниях.

Целью предпринятого нами исследования стало изучение функций современных подростково-юношеских общественных объединений и сравнение полученных данных с результатами, выявленными в группах их сверстников в Италии. Актуальность нашей работы была обусловлена, прежде всего, тем, что данные общности, с одной стороны, зачастую осуществляют свою деятельность при финансовой поддержке правительства

58

и имеют в своей основе официальные образовательные программы, с другой стороны, отличаются по форме и содержанию от других государственных структур (например, школы). Основной задачей таких объединений является не получение юными гражданами базиса знаний в основных областях науки, а развитие инициативы юношества и молодежи в ситуациях, когда они сами выступают главным субъектом деятельности, реализуя свой творческий потенциал в интересующей их деятельности, имеющей общественно-полезный характер и направленной на благо общества. Через такую деятельность происходит приобщение к актуальным социальным проблемам, развивается гражданское самосознание и, вместе с тем, у подрастающего поколения появляется такой необходимый опыт проявления себя, который помогает формированию активной жизненной позиции, позитивной Я-концепции [1, 3].

Согласно официальной статистике, основными участниками детско-юношеских общественных организаций являются подростки. Как известно, в этом возрасте снижается интерес к учебной деятельности, значимым становится интимно-личностное общение со сверстниками на основе общих интересов, в то время как роль семьи, школы, класса в жизни подростка нивелируется. Так, согласно пилотажному исследованию по проблеме референтных групп старших подростков, проведенному нами в 2010 году среди учащихся 9—10 классов общеобразовательной школы, ни один из участников опроса не считает ученический класс самой значимой для себя группой. Наиболее референтными группами оказались дворовая компания, Интернет-сообщество, семья, спортивная команда, а также общественные молодежные объединения. Необходимо отметить, что именно в современных детско-юношеских общественных организациях созданы условия для конструктивного преодоления кризиса подросткового возраста. В ситуации взаимодействия группы сверстников, объединенных общим интересом к социально значимой деятельности, закладываются и формируются лидерские качества личности, проявляется инициативность, происходит социализация ребенка, интеграция его в систему норм и правил общества.

Вместе с тем, интересным представляется вопрос, какие функции детско-юношеских общественных организаций являются действительно значимыми для самих участников общностей, какие потребности реализуют подростки через участие в таких объединениях.

Исследование проводилось в трех детско-юношеских организациях спортивно-патриотической направленности г. Москвы («Рать», «ШАГ», «Прогмол») с помощью опросника «Функции группы» по 10 шкалам. В опросе участвовали 85 человек в возрасте от 13 до 22 лет.

В результате проведения исследования выяснилось, что основной функцией группы во всех экспериментальных орагнизациях является «Коллективная самооценка» (см. Табл. 2). Участники сообществ отмечают, прежде всего, ценность пребывания в своей детско-юношеской организации, считают, что занимаются стоящим делом.

59

Таблица 2

Данные о среднем значении (М) и квадратическом отклонении (SD) по функциям группы в экспериментальных группах

 

Функция группы

Рать

ШАГ

Прогмол

Общее

   

М

SD

М

SD

М

SD

М

SD

1

Самопонимание и

социальное

понимание

5,39

0,70

5,95

0,75

5,15

1,82

5,50

1,09

2

Межгрупповая конкуренция и сравнение

3,07

0,96

3,31

1,25

4,69

1,55

3,69

1,25

3

Развлечения и веселье

5,39

0,87

4,5

0,95

5,91

0,81

5,27

0,88

4

Романтические отношения

5,17

1,37

3,00

1,36

5,85

2,84

4,67

1,86

5

Внугригрупповая кооперация и сплоченность

3,96

1,00

4,00

0,87

4,98

1,18

4,49

1,02

6

Коллективная самооценка

5,97

1,17

6,35

1,17

6,64

0,67

6,32

1

7

Лидерство и

социальное

влияние

4,33

1,07

3,88

1,45

4,68

1,51

4,30

1,34

8

Внугригрупповое

(нисходящее)

сравнение

3,35

0,76

3,9

0,96

4,81

1,29

4,02

1

9

Социальное взаимодействие

5,44

1,12

3,3

1,24

5,80

1,25

4,85

1,2

10

Самовыражение

5,32

0,69

4,1

0,64

5,57

1,38

5,00

0,9

Высокими оказались также показатели по шкалам «Самопонимание и социальное понимание», «Развлечение и веселье» и, в двух организациях («Рать» и «Прогмол») — «Романтические отношения». Эти данные свидетельствуют, что участие в деятельности исследуемых общественных объединений способствует самореализации и самопониманию, подкреплению самооценки, получению положительной обратной связи о себе, формированию позитивной Я-концепции, развитию навыков общения. В состав участников этих групп входят эмоционально привлекательные друг для друга люди, которые доверяют друг другу и желают взаимодействовать, проводя свободное время вместе. Низкие показатели по шкале «Романтические отношения» в организации «ШАГ» связаны, на наш взгяд, с тем, что 80% участников данной организации составляют девушки, и, в связи с этим, объективно существует малая вероятность построения романических отношений.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/SIf-2011/SIf-2011.htm