Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1a

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

____

Факультет психологии

 

На правах рукописи
УДК 37.153.42(725)


НЕЧАЕВ Николай Николаевич

ПРОЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(психологические основы высшего архитектурного образования)

 

Специальность № 19.00.07 —

педагогическая и возрастная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук

Москва — 1987

1b

Работа выполнена на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 

Официальные оппоненты:

действительный член АНН СССР, доктор
психологических наук, профессор В. В. Давыдов;

доктор психологических наук, профессор М. В. Гамезо;

доктор психологических наук А. А. Деркач


 

 

Ведущая организация —

Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР.

Защита состоится " " ____________198 г. в 15 часов на заседании Специализированного совета Д.053.05.62. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, К-5, проспект Маркса, д. 18, корп. 5, ауд. 310.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета психологии МГУ.

Реферат разослан " "_________198 г.

 

Ученый секретарь
Специализированного совета,
доктор психологических наук

Л. А. Петровская

1

Актуальность исследования. Необходимость совершенствования подготовки специалистов на основе интенсификации учебно-воспитательного процесса, сформулированная XXVII съездом КПСС как важнейшая задача высшей школы, требует разработки психологического обеспечения перестройки высшего образования. Особенно актуальна такая разработка для специальностей, связанных с проектной деятельностью, определяющей направления социально-экономического и научно-технического развития общества.

Одной из таких форм специализированной проектной подготовки является высшее архитектурное образование,которое по целому ряду характеристик выпукло представляет основные проблемы высшей школы. Следует специально подчеркнуть,что ввиду особой значимости деятельности архитектора в создании "второй" природы, развитию архитектурного образования уделяется постоянное внимание партии и правительства.

Расширяется сеть архитектурных школ, увеличиваются сроки подготовки, создаются необходимые условия для повышения квалификации и профессионального развития. Однако специфика и интегративная сущность деятельности архитектора, являющейся одновременно и инженерным, и научным, и художественным творчеством, существенно затрудняют ее психологическое исследование. Поэтому несмотря на то, что профессия архитектора в настоящее время приобрела массовый характер, ни в отечественной, ни в зарубежной психологии не было проведено разработок психологических основ высшего архитектурного образования.

В то же время в советской психологии на базе деятельностного подхода проведен комплекс исследований многих других форм профессиональной умственной деятельности. Сделан существенный вклад в раскрытие психологических механизмов системогенеза профессиональной деятельности в целом, ее отдельных компонентов и системообразующих характеристик (Д. Н. Завалишина, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, В. А. Моляко, Б. М. Теплов, Э. А. Фарапонова, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.). В рамках педагогической психологии сформулированы основные закономерности формирования умственных действий и понятий, выявлено строение базовых типов ориентировки, намечены направления психолого-педагогических исследований высшего специального образования (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, А. М. Матюшкин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). В области психологии творчества накоплен существенный материал, конкретизирующий представления о механизмах принятия решений, уровневом строении творческой деятельности, закономерностях развития замысла, основных условиях и факторах интенсификации творчества (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Л. Зинченко, Ю. H. Кулюткин, В. Н. Пушкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов, О. К. Тихомиров, М. Г. Ярошевский и др.).

На наш взгляд, в настоящее время имеются необходимые теоретические

2

предпосылки, организации комплексных, системно-ориентированных психолого-педагогических исследований целостного становления профессиональной творческой деятельности в рамках вузовской подготовки специалистов. Обстоятельства практической работы в качестве руководителя психолого-педагогической подготовки преподавателей на факультете повышения квалификации Московского архитектурного института позволили нам осуществить такое комплексное исследование психологических механизмов формирования проектной деятельности архитектора.

В диссертации обобщаются результаты выполненных нами исследований, а также проведенного под нашим руководством цикла работ слушателей ФПК и аспирантов МАрхИ, диссертационных исследований И. М. Ариевича, Г. Н. Веслополовой, Я. П. Виноградова, А. А. Дембича, Г. И. Ивановой, А. Д. Куликова, Г. И. Лернер, С. А. Малахова, С. Л. Малова, Н. Ф. Метленкова, В. К. Моора, Е. П. Постниковой, А. И. Рудя, В. Р. Усова, Н. П. Чуваргиной, Л. В. Шибаевой, дипломных работ студентов факультета психологии Т. А. Бочкаревой, Н. Л. Водовозовой, В. Л. Даниловой, О. А. Карабановой, Е. В. Козловой, А. Б. Леоновой, Т. Н. Мельничук, В. А. Назюты, Н. Р. Осиповой, В. И. Палий и др. Положения и выводы диссертации опираются также на материалы натурного обследования процесса подготовки архитекторов в Московском и Свердловском архитектурных институтах, на ряде архитектурных факультетов инженерно-строительных вузов (КИСИ, КуИСИ, РИСИ, ХИСИ и т. д.).

Объектом исследования являлся процесс подготовки архитектора в системе высшего архитектурного образования.

Предмет исследования — психологическая специфика проектного творчества и закономерности его становления в качестве системообразующего элемента профессиональной деятельности архитектора.

Цель исследования заключается в раскрытии психологических особенностей проектной деятельности архитектора и выявлении психолого-педагогических закономерностей, условий и принципов планомерного формирования проектного творчества в процессе вузовской подготовки.

Ключевая проблема исследования — определение методологических оснований рассмотрения моделирования как творческой деятельности, что позволяет, с одной стороны, использовать результаты теоретических и экспериментальных исследований моделирования в реализации цели исследования, а с другой, — дает возможность осуществить конкретизацию представлений о функциях моделирования не только как средства, но и как содержания творчества.

Цель исследования, с одной стороны, и методологический характер его проблемы, с другой, определили постановку следующих основных гипотез. Согласно первой — проектирование необходимо рассматривать

3

как специфическую форму моделирования, направленного не столько на познание отображаемых в модели фрагментов действительности, сколько на созидание новых элементов действительности. Проектное моделирование необходимо понимать как развитие самой действительности. Согласно второй гипотезе — профессиональное творчество как объективный процесс созидания действительности необходимо ведет к преобразованию самого субъекта деятельности, является процессом развития деятельности, в ходе которого преодолеваются сложившиеся в опыте способы решения проектных задач. Профессиональное творчество есть процесс сознательного преодоления своих способов деятельности, самопреодоление.

Третья гипотеза, рассматривавшаяся нами в ходе исследования, заключается в том, что процесс становления профессионального творчества есть процесс формирования профессионального сознания, которое "не только отражает объективный мир, но и творит его" (В. И. Ленин) и поэтому наиболее полно и определенно выражает психологическую специфику "общественного бытия" специалиста в системе разделения труда.

Данные гипотезы носят общий характер и в ходе исследования последовательно конкретизировались в ряде частных гипотез и предположений.

Характер работы, проводимой на стыке проблематики методологии науки и теории моделирования, психологии профессионального творчества и планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий, потребовал использования комплекса разнообразных методов исследования: методологического анализа основных концептуальных подходов и трактовок моделирования; логико-психологического анализа генезиса профессиональной деятельности; системного анализа в построении модели деятельности и программы формирования проектного творчества, диагностического и формирующего эксперимента в лабораторных и естественных условиях; методов наблюдения, анализа продуктов деятельности, опроса и анкетирования и т. п.

В соответствии с целью исследования, его ключевой проблемой и ведущими гипотезами формулируются следующие основные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследований в области психологии и методологии моделирования,выявить основные подходы к пониманию роли и функций моделирования в различных видах человеческой деятельности.

2. Сформулировать сущностную характеристику моделирования как диалектического единства познавательных и созидательных моментов творчества.

3. Рассмотреть проектную деятельность архитектора как специфическую

4

форму моделирования и раскрыть ее основные психологические характеристики.

4. На основании деятельностного подхода проанализировать предмет и средства проектной деятельности с учетом исторического развития представлений о содержании профессиональной деятельности и основных ее целях и задачах.

5. Рассмотреть проектное творчество с позиций современных данных психологии о механизмах творческой деятельности и сформулировать его основные особенности, структуру и содержание.

6. На основании полученных результатов построить теоретическую концепцию профессиональной деятельности архитектора как проектную модель процесса его подготовки.

7. Проанализировать сложившиеся формы проектной подготовки архитектора и, опираясь на разработанную модель, сформулировать программу формирования проектного творчества в системе начальной подготовки архитектора и экспериментально апробировать ее.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основании теоретического анализа существующих точек зрения на сущность моделирования можно констатировать, что модель рассматривается как ведущее средство познавательной деятельности. При этом в тени остается реально осуществляющаяся функция моделирования — создания новой действительности. Построение заместителя оригинала, в чем большинство авторов видит ведущую роль моделирования, есть одновременно процесс развития моделируемой действительности через создание модели. Тем самым моделирование не только опосредует процесс познания действительности, но и непосредственно является созиданием действительности.

2. Проектное моделирование выступает как наиболее рельефное воплощение творческого содержания моделирования, осуществляющегося в сферах практически-духовной деятельности. Создание модели будущего сооружения с помощью средств объемного и плоскостного моделирования предполагает постоянное развитие профессиональной деятельности архитектора, "отторжение" накопленного опыта, преодоление сложившихся способов решения проектной задачи. "Профессионализм" проектного творчества как формы профессиональной деятельности заключается в осознании объективной потребности в развитии собственной деятельности и в формировании установки на "самопреодоление" процедур деятельности в ходе все более углубленного анализа проектной ситуации.

3. Развитые формы профессиональной деятельности можно характеризовать

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/NPm-1987/NPm-1987.htm