Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

115

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ СЛЕПЫХ И ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

П. П. ПОЧАПИН

I. ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧРЕЖДЕНИЯМИ

В 1924 году II Всероссийский с’езд работников социально-правовой охраны несовершеннолетних особенно подчеркнул, что воспитание слепых и глухонемых детей находится в крайне тяжелом и неудовлетворительном состоянии как в материальном и организационном, так и в педагогическом отношении.

При определении причин создавшегося положения было установлено, что вопросы первоочередные отодвигали заботы об этих учреждениях на задний план, и поэтому большая часть специальных учреждений оказалась оторванной или связанной лишь механически с общей системой народного образования РСФСР и занимающейся скорее социальным призрением, чем социальным воспитанием.

Этот с’езд указал на необходимость решительного проведения коренной, фундаментальной перестройки всего дела воспитания и обучения глухонемых и слепых детей на новых началах. В основу перестройки были положены следующие три педагогические задачи:

1) органическая увязка педагогики дефективного детства с педагогикой детства нормального;

2) необходимость подготовки физически-дефективных детей к общественно-полезной трудовой деятельности;

3) окончательное и решительное устранение филантропически-инвалидного воспитания среди способных к трудовой деятельности физически-дефективных детей и подростков.

Эти три задачи составляют нераздельное органическое единство и каждый педагог-дефектолог обязан проводить работу в указанном направлении.

Со времени II с’езда прошло уже два года, в течение которых ведется работа по намеченной линии, и при всех недостатках в проводимой

116

работе, опыт доказал, что линия была правильна: слепые и глухонемые воспитанники начинают быть уверенными в том, что они могут войти в настоящую жизнь, что они нужны и для общественной деятельности, и выходят в жизнь, становясь полезными, ценными работниками. Это подтверждают сами воспитанники и их педагоги, а также II Всероссийский с’езд слепых и I Всероссийский с’езд глухонемых.

С самого начала работы в новом разрезе было обнаружено, что основных положений достаточно для работы только на первых порах, но их недостаточно для продолжения, углубления и расширения дела.

Потребовались уточнения методов работы в деталях.

В центре — вопросы в новом разрезе практически не могли быть в полной мере проработаны, ибо вопрос требовал не только научного и общественного освещения, но непосредственного опыта самих учреждений на местах.

Творческая работа ряда детских специальных учреждений дала возможность учесть и проверить опыт работы, собрать и восполнить пригодные результаты.

Произведенный учет обнаружил, что в настоящее время в учреждениях для глухонемых и слепых детей идет работа по перестройке на новых началах, — однако, ее успешному проведению мешает целый ряд препятствий, среди которых одним из самых значительных является отсутствие определенности и единства в организационной структуре специальных учреждений, а в связи с этим и учебно-воспитательной работы в них.

В организационной структуре учреждений наблюдается разнобой: одни детские учреждения, например, для глухонемых, рассчитаны на восьмилетний курс обучения, другие — на семилетний, шестилетний и т. д., несмотря на то, что большинство из них имеет своей целью дать глухонемому об’ем знаний не ниже об’ема массовой школы I ступени. Не в лучших условиях находятся и учреждения для слепых детей.

Таким образом, на основе фактов опыта, а не на общих соображениях, поскольку позволяет размер нашей статьи, пользуясь существующим законодательством об учреждениях для слепых и глухонемых детей, мы ставим себе задачей определить условия оформления и уточнения организационной структуры специальных учреждений и учебно-воспитательной работы в них.

117

II. ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ СЛЕПЫХ И ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для того, чтобы дать необходимое воспитание и образование слепому и глухонемому (хорошую речь и произношение, знания в об’еме, соответствующем нормальной школе первой ступени и профессиональную подготовку), учреждения должны охватывать слепых в возрасте от 3 до 18 лет, а глухонемых — с 2 до 18 лет.

С этой точки зрения мы имеем необходимость в учреждениях трех типов: дошкольном доме, школе первой ступени и школе профессионально-технической. Способные к дальнейшему обучению идут в школу II ступени.

Все три типа детских учреждений для физически-дефективных могут существовать или совершенно отдельно, или представлять собою одно учреждение с соответствующими более или менее изолированными отделениями, в особенности в отношении дошкольного возраста.

Специфической особенностью работы в школах глухонемых является развитие устной речи, а у слепых — ориентировка в окружающей действительности. Развитие устной речи у глухонемого в дошкольном и школьном возрасте — обязательное правило. Поскольку речь есть средство общения, широко развернутое социальное воспитание является необходимой базой для развития устной речи. Устная речь для глухонемых должна быть потребностью — лишь тогда может быть достигнут успех в развитии устной речи.

Ориентировка в окружающей жизни — условие работы со слепыми, которая будет иметь место тогда, когда слепой расширит круг своих физических возможностей в пространстве, а этим будет обусловлено развитие его умственного кругозора, построенного на жизненном опыте, а не на отвлечении. А это достигается только при условии социального воспитания.

А. Дошкольный детский дом

Для детей дошкольного возраста организуются специальные учреждения, детские дома-интернаты, охватывающие слепых от 3—8 лет, а глухонемых с 2—8 лет (для младшего и старшего возраста).

118

В дошкольных садах для слепых и глухонемых (само собой разумеется, что слепые не должны соединяться с глухонемыми в одном доме), работа гораздо труднее, чем в детских садах для зрячих, так как воспитание физически-дефективного ребенка несравненно сложнее воспитания нормального, и пробелы и первоначальном воспитании слепых и глухонемых детей особенно сильно отражаются на успешности всего дальнейшего их воспитания и обучения и на всей их жизни.

Родители же вследствие сложности и трудности работы, в особенности с глухонемым ребенком, не умеют справиться с этой задачей.

Они, желая общаться со своим ребенком, естественно, прибегают к жестам, которые скоро становятся условными, и «таким образом уже в раннем детстве закладывается и создается враг устного живого слова — мимика» (Н. А. Рау).

Чем моложе глухонемой ребенок, тем больше он походит на нормального и тем легче выработать у него навыки общения с говорящими посредством устного слова; кроме того, чем раньше у глухонемого ребенка будет развита устная речь, тем она будет звучнее и останется такой же до глубокой его старости, в противоположность речи глухонемого, у которого речь развивают с одиннадцати-двенадцати лет: у него речь глухая и часто с трудом понимаемая.

Поэтому в дошкольных детучреждениях необходимо делить ребят на младшую и старшую группы, так как даже общение старших дошкольников с младшими, не прошедшими еще специального воспитания, отвлекает внимание младших от устной речи и очень быстро приучает их к мимике.

Разделение глухонемых дошкольников по степени глухонемоты также очень важно. Степень глухоты, остатки и зачатки слуха, остатки речи создают различные типы детей, которых никак нельзя смешивать с врожденными глухими.

Поэтому в целях проведения правильного воспитания и обучения глухих детей должны создаваться особые школы или отдельные группы для тугоухих или поздно-оглохших как дошкольного, так и школьного возраста.

Что касается слепых детей, то родители, особенно в деревне, часто по своему незнанию или из ложного сострадания лишают их самой элементарной самостоятельности: оберегают от всякого движения, боятся, когда ребенок натыкается на препятствия, кормят

119

из рук, одевают, водят за руку, а иногда даже завязывают слепого до плеч в мешок и подвешивают на стену. В таких условиях ребенок, естественно, развивается крайне слабо, он шагу не может сделать без посторонней помощи, и если школа его не выправит, что достигается с большим трудом, в будущем подобный ребенок явится надежным кандидатом на социальное призрение.

Детский сад должен явиться необходимым условием для правильного проведения сенсомоторного воспитания слепого и развития речи у глухонемого, построенных на играх, специальных упражнениях, связанных с детскими интересами, трудом и бытом ребенка.

Детские сады должны быть небольшими, так как индивидуальный подход к каждому ребенку требует пристального внимания со стороны педагогов1.

Заканчивая этот раздел, следует остановить внимание на литературе по данному вопросу. К сожалению, литературы по специальным вопросам почти нет, за исключением работ Н. А. Рау3 и незначительных указаний Недлер3, Цеха и Скребицкого о слепых; однако, для более обстоятельного ознакомления с этим вопросом, мы отсылаем читателя к следующему списку литературы, трактующей работу с нормальными дошкольниками; основы работы остаются теми же и для дошкольного воспитания глухонемых и слепых.

  1. Прушицкая. — Дошкольное воспитание и современность. 2 изд., 1924 г.

  2. Третий Всероссийский с’езд по дошкольному воспитанию. Изд. ГВС, 1924 г.

  3. Моложавый. — Учет среды и работы детучреждения. 1925 г.

  4. Аркин. — Дошкольный возраст. 2 изд., 1925 г.

  5. Шацкий. — Среда — воспитатель. 1926 г.

  6. Яновская. — Нужна ли сказка пролетарскому ребенку. 2 изд., 1925 г.

  7. Резолюция Третьей Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. 1925 г. Москва.

120

  8. Серия методических писем по вопросам дошкольной работы: а) Методическое письмо о дошкольной работе в деревне (письмо 1-е). 1926 г. Издание «Работник Просвещения». б) Методическое письмо по работе с пионерами в дошкольном учреждении (письмо 3-е). 1926 г. Изд. «Раб. Просв.». в) Методические письма: по грамоте в дошкольном учреждении, по обществ. работе, по планированию работы в дошкольном учр. (письма 2-е, 4-е, 5-е). 1926 г. Изд. «Раб. Просв.».

Б. Специальные школы 1-й ступени

Преимущественным типом учреждений для слепых и глухонемых является школа-интернат, представляющая собою обычный тип школы-интерната 1-й ступени, рассчитанной на пять лет для слепых и на семь лет для глухонемых, если дети прошли через дошкольные учреждения.

При отсутствии дошкольного воспитания, курс школы 1-й ступени для слепых определяется в 6 лет, а для глухонемых — в 8 лет. Как будто этот срок более, чем достаточен, однако, если вспомнить, что у слепого отсутствуют зрительные представления, которые необходимо восполнить через упражнения других анализаторов, а у глухонемых отсутствует устная речь, то будет ясно, что первые годы уходят, главным образом, на сенсомоторное воспитание и ознакомление с грамотой у слепых и на специальные упражнения по обучению устной речи у глухонемых (чтение с губ, произношение, письмо и чтение).

Содержание учебного материала в работе подготовительных групп берется из программы ГУС’а для того, чтобы слепой и глухонемой могли быть подготовленными к получению навыков и знаний, предусмотренных программой ГУС’а для школ 1-й ступени.

Воспитательская и учебная работа в школах 1-й ступени для слепых и для глухонемых должна быть поставлена так, чтобы слепой и глухонемой, способные к дальнейшему образованию, могли наравне с нормальными обучаться в школе повышенного типа. Что касается тех, которые не способны продолжать образование в школах повышенного типа, то и они должны получить навыки и знания не меньше, чем в нормальной школе 1-й ступени.

Считаясь со специфическими особенностями обучения глухонемых (сравнительно позднее развитие словесной речи, восприятие ее зрительным путем, воспроизведение и контроль ее посредством

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/GUo-1927/GUo-1151.htm