Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ОПЕЧАТКИ ИСПРАВЛЕНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. Н. КОСЫГИНА»

На правах рукописи

КОТЕНЁВА АННА ВАЛЕНТИНОВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА С ПОЗИЦИЙ
ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Диссертация на соискание ученой степени
доктора психологических наук

Москва — 2010

2

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА»

28

1.1. История развития представлений о психологической защите в зарубежной психологии

28

1.2. Исследование психологической защиты в отечественной психологии

38

1.3. Основные компоненты психологической защиты

46

1.4. Феноменология механизмов психологической защиты

63

1.4.1. Защитные механизмы личности

63

1.4.2. Архетипические защиты, компенсаторные механизмы и механизмы совладания

98

1.5. Защитные механизмы и смыслообразование

112

1.6. Заключение

116

ГЛАВА 2. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

120

2.1. Понятие духовности личности в гуманитарных науках

120

2.2. Духовно-нравственные факторы психологической защиты

136

2.3. Взаимосвязь психологической защиты с эмоциями и страстями

145

2.4. Психологическая защита и ее связь с характером человека и его болезнями

163

2.5. Заключение

173

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

174

3.1. Понятие здоровья. Эволюция представлений о здоровье личности в психологии

174

3.2. Христианская модель здоровья

188

3

 

3.3. Психологическая защита и здоровье личности

205

3.4. Психическая травма и защитные механизмы личности

214

3.5. Заключение

226

ГЛАВА 4. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

229

4.1. «Сила Я» и психологическая защита

229

4.2. Личностный рост: задачи и методы современной психотерапии и психологии

247

4.3. Духовность как путь к интеграции личности

276

4.4. Природа, компоненты и сила духовного Я

283

4.5. Заключение

301

ГЛАВА 5. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ И СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

304

5.1. Христианский идеал личности и цели христианской жизни

304

5.2. Духовно-нравственные ценности — вера, надежда и любовь

326

5.3. Бесстрастие и подсознательная психологическая защита

353

5.4. Духовно-нравственная защита

359

5.5. Теория психологической защиты личности

381

5.6. Заключение

396

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

398

ЛИТЕРАТУРА

404

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тип жизненных ситуаций и стрессовые расстройства у студентов

440

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Гендерные и типологические особенности защитных механизмов личности

449

4

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Проблема психологической защиты была поставлена в начале XX века в психоанализе, и с тех пор она находится в центре психотерапевтической практики, теоретических и эмпирических исследований в разных школах и направлениях зарубежной и отечественной психологии (З. Фрейд, А. Фрейд, О. Fenichel, Р. Symonds, Р. Гринсон, А. Адлер, А. Маслоу, В. Франкл, R. Plutchik, Н. Kellerman, H. R. Conte, К. Роджерс, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, Л. Р. Гребенников, А. И. Еремеева, Е. И. Киршбаум, И. М. Никольская, Е. С. Романова, Е. Д. Соколова, Л. Ю. Субботина, Т. В. Тулупьева и др.).

Психологическая защита — совокупность психологических механизмов, действий и способов, направленных на уменьшение или устранение причин, угрожающих целостности и устойчивости человека, его Я, и на сохранение гармоничности и уравновешенности структуры его личности1. Однако в ряде случаев психологическая защита, предназначенная для стабилизации личности, приводит к противоположному результату в виде различных психосоматических заболеваний, деформаций характера, трудностей в адаптации к внешней среде и личностном развитии2. В современных условиях исследование психологической защиты личности, причин, лежащих в основе возникновения деструктивной защиты (лат. destruction — разрушение нормальной структуры), и путей преодоления ее негативных последствий, является актуальной социально значимой проблемой психологической науки.

Сегодня человек все больше подвергается разрушающему воздействию экономических, социальных, политических, национальных, экологических, техногенных и межличностных стрессовых факторов, часто носящих глобальный

5

характер и представляющих внешнюю угрозу для личности человека. Оказывая сильное негативное воздействие на психику человека, они не только провоцируют состояния тревоги, одиночества, неуверенности в себе и своем будущем, приводят к потере смысла жизни, но и вызывают постстрессовые расстройства, практически необратимые деструктивные изменения личности и ее поведения3. За последние годы увеличилось количество людей, прибегающих к неконструктивным психологическим защитам в стрессовых ситуациях, наблюдается рост социальных болезней, пограничных психических состояний, суицидов4.

Потенциальной угрозой для личности могут быть и внутренние факторы — психические состояния, вызванные конфликтами, утрата основополагающих духовных ценностей, неправильная расстановка жизненных приоритетов, сужение горизонтов сознания человека и его восприятия мира, нежелание или неспособность увидеть в себе глубинный источник собственных проблем. В настоящее время ряд ученых отмечают отсутствие необходимой психологической культуры в современном российском обществе, его крайне негативное нравственное состояние, моральную деградацию и неудовлетворительное психологическое состояние5. В условиях кризиса советской цивилизации конца XX века, охватившего все сферы бытия человека, неизбежным следствием стало разрушение

6

или размывание привычных мировоззренческих основ его самоопределения. Сегодня наблюдается всем очевидный антропологический кризис, который проявляется не только в личном бытии человека, но и в общественной жизни6.

Многие люди пытаются противостоять этим тенденциям и сохранить самобытность, уникальность, целостность своей личности на основе обретения утраченных религиозных духовно-нравственных ценностей и идеалов7. Как свидетельствуют социологические опросы, значительное большинство нашего общества идентифицирует себя с ортодоксальным христианством8. Религиозная вера для этих людей становится значимой сферой экзистенциального бытия, в которой они пытаются найти смыслообразующие мотивы, ценности, душевные силы, необходимые для совладания со стрессами. Таким образом, социальная необходимость исследования обусловлена важностью изучения психологической защиты как верующего, так и неверующего человека.

Теоретико-методологическая актуальность исследования обусловлена рядом объективных научных тенденций и проблемных ситуаций, сложившихся в психологии. В современном научном сообществе постепенно меняются представления о науке и критериях научности. В своем развитии западноевропейская наука прошла три качественно различных этапа: классический, неклассический и постнеклассический, каждому из которых соответствует конкретный тип научной рациональности9. К настоящему времени научное сознание располагает тремя разными структурами организации интеллектуальной

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/KotenevaAV/KPz-d-455.htm