Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
АПН СССР

На правах рукописи

ГУРУЖАПОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

УДК 37:15

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

19.00.07 — педагогическая, детская и возрастная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на Соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва 1983

Работа выполнена в ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии АПН СССР.

Научный руководитель —

действительный член АПН СССР,
доктор психологических наук,
профессор В. В. Давыдов.

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор К. М. Гуревич,

кандидат психологических наук, доцент И. И. Ильясов.

Ведущее учреждение:

Кафедра истории искусств Московского Государственного ордена Ленина в ордена Трудового Красного Знамени педагогического института им. В. И. Ленина.

Защита состоится "12" апреля 1983 г. в "14" часов на заседании специализированного Совета К-018.03.01 ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Адрес: 103009, Москва, К-9, проспект Маркса, 20, корпус "В".

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан "5" марта 1983 г.

 

Ученый секретарь Совета
кандидат психологических наук

 

Т. Н. Боркова

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Перед психологами и педагогами стоит задача изучить, как подготавливается подрастающее поколение к пониманию выдающихся художественных произведений. Актуальность этой задачи определяется тем, что советское "государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности".1 В настоящее время в нашей стране школа, печать, телевидение, кино, музеи и специально созданная сеть культурно-просветительных учреждений знакомят детей с искусством. Эффективность этих мероприятий станет более значительной, если обучение на уроках по предметам эстетического цикла будет подготавливать детей к пониманию искусства. Особое место в такой подготовке должно занимать обучение в начальной школе, так как именно в учебной деятельности у младших школьников происходят главные изменения в психологических процессах и особенностях личности (В. В. Давыдов, 1972; Д. Б. Эльконин, 1971).

Цель исследования. Известно, что к концу дошкольного возраста у детей складываются благоприятные предпосылки для освоения выразительности художественной формы (А. В. Запорожец, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина и другие). Анализ исследований об отношении школьников к искусству показывает, что слабое развитие этих предпосылок в начальной школе во многом зависит от недостаточного развития способностей детей младшего школьного возраста к обобщениям (Л. В. Благонадежина, Н. Н. Киященко и другие). Вместе с тем в исследованиях В. В. Давыдова и его сотрудников было показано, что развитие способности к обобщениям у младших школьников прямо связано с типом обучения. Экспериментальное обучение детей по программам математики и русского языка, построенным на основе принципа содержательного обобщения, продемонстрировало, что младшие школьники способны к теоретическим обобщениям (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Л. И. Айдарова, Г. Г. Микулина и другие). Применительно к предметам эстетического цикла этот принцип обучения был реализован и теоретически обоснован в экспериментальной программе "Изобразительное искусство" (Ю. А. Полуянов). При экспериментальной

2

проверке этой программы была поставлена задача изучить возможности и психологические особенности развития у младших школьников понимания произведений искусства, которая и стала целью нашего исследования.

В соответствии с этой целью решались следующие задачи:

1) на основе анализа исследований художественного восприятия разработать критерии уровней понимания искусства и методы их выявления у детей;

2) по отношению к этим уровням выявить возрастные возможности понимания младшими школьниками искусства;

3) определить, какие условия обучения формируют у детей развитые формы понимания искусства;

4) дать содержательную характеристику типов восприятия произведений живописи и графики у детей, обучающихся изобразительному искусству по разным программам (экспериментальной и общепринятой).

Методы исследования. При решении этих задач применялся метод формирующего эксперимента и методики (специально разработанные и модифицированные) лабораторного обследования детей.

Научная новизна и теоретическая значимость полученных в ходе экспериментального исследования данных заключается в следующем: 1) получены новые данные о возрастных возможностях младших школьников понимать произведения так называемого "серьезного" (специально не предназначенного для детей) искусства; 2) выявлено, что способность понимать образное содержание таких произведений прямо зависит от типа обучения; 3) выделены и описаны ранее не изученные формы художественного восприятия у детей младшего школьного возраста и показано, что становление этих форм связано с развитием способности к целостному восприятию.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть непосредственно использованы при определении как содержания, так и методов обучения детей изобразительному искусству в школе. Кроме того, разработана и апробирована оригинальная методика диагностики уровней понимания детьми произведений изобразительного искусства, которая поможет определить эффективность организации учебной работы с произведениями искусства и при их отборе.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования и полученные выводы обсуждались на совместном семинаре аспирантов

3

и молодых ученых Академий педагогических наук ГДР и СССР в 1980 году, на конференции аспирантов НИИ общей и педагогической психологии, посвященной XXVI съезду КПСС, и на заседании Лаборатории психологии детей младшего школьного возраста НИИ общей и педагогической психологии в 1981 году. Результаты исследования использованы при подготовке материалов курса "Изобразительное искусство" при выполнении Лабораторией психологии детей младшего школьного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР плана-заказа Министерства просвещения СССР.

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы в виде следующих тезисов.

1. Уровень понимания искусства может быть определен соответствием структуры субъективного образа целостной структуре художественного образа. При этом степень соответствия может быть выявлена по характеру действий ребенка с целым и частями произведения.

2. Уровень понимания младшими школьниками искусства непосредственно зависит от условий воспитания и обучения и в нашем случае от типа обучения изобразительному искусству в школе.

3. Если обучение построено на основе принципа содержательного обобщения, при котором восприятие произведений искусства и практическая изобразительная деятельность направлены на формирование у детей способности к целостному восприятию, то при этом условии способность понимать образный строй выдающихся произведений живописи и графики может быть сформирована у детей в период младшего возраста.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дана общая характеристика работы.

В первой главе анализируются психологические основы художественного восприятия, предлагаются критерии понимания искусства, формулируется гипотеза исследования.

Принципиальную теоретическую позицию о значении искусства в онтогенезе способностей человека разработал Э. В. Ильенков. Согласно этой концепции в искусстве совершенствуется такая всеобщая форма человеческой чувственности, как продуктивное, творческое воображение, основу которого составляет "способность видеть

4

целое раньше его частей и видеть правильно".1 Эта способность позволяет человеку сначала воспринимать предмет в возможных отношениях к нему других людей как конкретный образ, а затем уже анализировать составные части этого образа. Такая способность развивается в деятельности с предметами, созданными человеком для человека, в том числе — и особенно — с произведениями искусства.

В каждом виде искусства развиваются присущие ему способы композиции, позволяющие удерживать в восприятии многообразие художественного материала и организовывать его в живой целостный образ. Композиция порождает определенную структуру произведений и требует соответствующих действий при их восприятии. Для понимания содержания произведений искусства необходимо видеть взаимосвязи частей в структуре целостного образа (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, П. М. Якобсон и другие). Поэтому критерием понимания искусства может быть отношение зрителя (читателя, слушателя) художественного произведения к целому как смыслообразующему, подчиняющему себе части.

В станковой живописи и графике целостная структура образа основана на взаимодействии элементов художественной формы (цвет, очертания и т. д.) внутри рамок произведения. Поэтому для понимания этих произведений видеть целое означает прежде всего видеть всю картину целиком, то есть одновременно всю поверхность картины (Н. Н. Волков). Это доступно каждому нормальному человеку на короткое время при соответствующих угловых размерах произведения и дивергенции глаз. Однако, надо еще уметь удерживать целенаправленно целостное впечатление и строить образ по смыслу изобразительных связей внутри картины. Это умение является своего рода эталонным способом восприятия произведений живописи и графики и позволяет художнику и зрителю ориентироваться на значимые для других людей выразительные свойства художественной формы. Устойчивое проявление этого способа при восприятии индивидом различных объектов является необходимым условием способности к целостному восприятию.

5

Образ, созданный выдающимся художником, всегда не только цельный, но и многоплановый. Анализ структурно-семантических определений символа в искусстве (А. Ф. Лосев, 1976) и исследования становления качественно новых художественных форм (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев) позволяют предполагать, что в художественном образе жизненные явления обобщены в отношение, которое содержит в себе возможность бесконечной конкретизации в развивающейся культуре. Попытка охарактеризовать это отношение в терминах обыденных понятий вынуждает человека сопоставлять и противопоставлять значения деталей, частей образа с общим эмоциональным впечатлением от восприятия всего произведения (Ю. М. Лотман, 1970). Такой способ анализа характерен для развитого художественного восприятия произведений различных видов искусства и, следовательно, может быть положен как высшая точка отсчета для определения уровней понимания искусства.

С точки зрения теории деятельности развитие восприятия человека, как и развитие психики в целом, связано с присвоением общественно выработанных способностей в процессе деятельности, адекватной этим способностям (А. Н. Леонтьев). Ряд экспериментальных исследований (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская, 1967) показал, что чувственный образ формируется в результате перцептивных действий, как бы сличающих предмет восприятия с системой общественно выработанных сенсорных эталонов. Тем самым в акте восприятия объект предстает субъекту в своем общественном значении. Активность как необходимый фактор восприятия подчеркивается в исследованиях многих советских (Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. Ф. Ломов, А. Л. Ярбус и другие) и зарубежных (Дж. Брунер, Дж. Гибсон, У. Найссер, Ж. Пиаже) психологов. Данные этих исследований необходимо учитывать при анализе психологических механизмов целостного восприятия человеком не только объектов действительности, но и произведений искусства.

В отличие от "эффектов поля", определяемых предустановленными врожденными структурами (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка), образ целостного восприятия основан на выделении в объекте исходного отношения, соответствующего цели восприятия и культурной точке зрения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие). В картине эта точка зрения выражена в целостности образа, что требует от зрителя соответствующего построения образа.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Grp-001/Grp-a001.htm