Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

На правах рукописи

ГУСЬКОВА Татьяна Викторовна

УДК 159:97

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

19.00.07 — педагогическая и возрастная психология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 1988

Работа выполнена в ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии АПН СССР.

Научные руководители

доктор психологических наук,
профессор М. И. Лисина

кандидат психологических наук
М. Г. Елагина

Официальные оппоненты

доктор психологических наук,
профессор В. С. Мухина

кандидат психологических наук
А. М. Прихожан

Ведущая организация

Научно-исследовательский институт
дошкольного воспитания АПН СССР

Защита состоится "___" 1988 г. в ___ часов на заседании специализированного Ученого Совета К 018.02.01 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (г. Москва, пр. К. Маркса, 20, кор. В, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан "___" ___ 1988 г.

 

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат психологических наук

 

 
 
Т. Н. Боркова

1

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости (Л. С. Выготский).

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Существующие представления о критических возрастах во многом противоречивы. Это связано с определенными теоретическими разногласиями во взглядах исследователей, с недостатком конкретных знаний об особенностях развития детей в эти периоды и с методическими трудностями при изучении детей в критических возрастах. Поэтому так важны новые исследования в этой области. В последнее время предметом изучения стали подростковый и юношеский кризисы (Д. И. Фельдштейн, И. В. Дубровина), кризис 7 лет (А. Л. Венгер, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Сапогова и др.). Наименее изученными оказались кризисы, возникающие на ранних этапах онтогенеза, и, в частности, кризис 3 лет. Он был выбран в качестве предмета нашего исследования.

Кризис 3 лет традиционно связывают с семизвездием симптомов, куда входят негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест-бунт и обесценивание взрослых. Все они располагаются вокруг оси социальных отношений. Тяжесть течения кризиса зависит от характера общения ребенка с окружающими.

Кризис 3 лет раскрывается не только со стороны тех изменений, которые обуславливают трудновоспитуемость ребенка, но и позитивных преобразований, консолидирующихся в психологических новообразованиях. Новообразованиями кризиса 3 лет называют личное действие и сознание "я сам" (Д. Б. Эльконин), систему Я (Л. И. Божович), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон). Кризис 3 лет через их призму предстает как своеобразный и чрезвычайно

2

важный период в развитии личности ребенка.

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Теоретической основой работы является концепция возраста, предложенная Л. С. Выготским и развиваемая его последователями (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), и концепция генезиса общения, которая раскрывает его как фактор, определяющий психическое развитие ребенка в первые 7 лет его жизни, и, прежде всего, становление его личности и самосознания (М. И. Лисина). Мы исходили также из разработанных рядом советских психологов представлений о личности как системе отношений человека к предметному миру, к другим людям и к себе (В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме "гордости за достижение", б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.

2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.

3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления.

3

4. Изучение путей влияния общения и воображения на становление центрального новообразования критического периода.

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981—83 годах в детских садах-яслях № 132 г. Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.

2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих Проявлений, названный "гордостью за достижение" и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.

3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит "культурно-значимое достижение" и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.

4. Раскрыть роль общения в становлении центрального новообразования как задающего "зону ближайшего развития" и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней — оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение и обучает его деловой оценке себя. Способность взрослого в общении задавать эту зону определяет течение кризиса 3 лет.

5. Определить роль воображения в становлении новообразования кризиса 3 лет как внутреннего условия, обеспечивающего целеполагание.

Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широким контексте

4

концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным; 3) вдавлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательных стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

Апробация исследования. Результаты работы были представлены на конференции, посвященной 80-летию А. В. Запорожца, обсуждались на научной сессии НИИ АПН СССР, а также на заседаниях лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе этого института. Материалы и выводы диссертационной работы используются при чтении лекций в Московском областном институте усовершенствования учителей Министерства Просвещения РСФСР, а также в работе с воспитателями и методистами г. Москвы.

Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения. Библиография насчитывает 120 названий, из них 34 на иностранных языках. Текст диссертации содержит 5 таблиц и иллюстрирован 1 графиком и 1 рисунком.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

в I главе "Роль и значение возрастных кризисов в процессах психического развития" дан теоретический анализ состояния проблемы возрастных кризисов и кризиса 3 лет.

В ходе анализа вскрылось, что в настоящее время в психологии

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Gpa-001/aGpa-001.htm