На правах рукописи
НИКИТИНА Инна Яновна
Влияние театрализованной деятельности на возникновение
позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма
у детей старшего дошкольного возраста
19.00.13 — психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва, 2006 г.
1Диссертация выполнена в Московском городском
психолого-педагогическом университете
| |
Научный руководитель: | кандидат психологических наук, доцент Эльконинова Людмила Иосифовна |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук Венгер Александр Леонидович |
| кандидат психологических наук Бугрименко Елена Александровна |
Ведущее учреждение: | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
Защита состоится ___________________в________ часов ________на заседании диссертационного совета К-850.013.01 в Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, д.29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан _____________________________________________
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат психологических наук
Кулагина И. Ю.
2 Актуальность темы обусловлена новой социальной ситуацией — сдвигом начала школьного обучения с 7 лет к 6 годам. В указанной ситуации перед психологами стоит задача открыть новые ресурсы типичных и естественных для дошкольников форм деятельности, эффективно способствующих готовности детей к школе и преодолению познавательного эгоцентризма. В данном исследовании показано, что занятия детским кукольным театром помогают ребенку перейти от эгоцентрического к позиционному, децентрированному действию.
Проблема исследования коренится в недостаточном изучении механизма перехода от игрового действия к позиционному. С одной стороны, коллективная сюжетно-ролевая игра, согласно Д. Б. Эльконину, является источником позиции. С другой стороны, поскольку в сюжетно-ролевой игре позиции нет, в цикле работ, проведенных учениками Д. Б. Эльконина (В. А. Недоспасова, Е. В. Филиппова, В. П. Белоус и др.), использовалась не живая ролевая игра, а лишь её специальная модель, искусственная форма, в которой общим с игрой было использование условных персонажей. Перед нами возник вопрос о том, в какой естественной детской деятельности, близкой к сюжетно-ролевой игре, созданы наиболее благоприятные условия для возникновения и развития позиционного, децентрированного действия.
Гипотеза: театрализованная деятельность (детский кукольный театр) является «генетической клеточкой» позиционного, децентрированного действия. Экспериментальное формирование сценического действия окажет влияние не только на преодоление познавательного эгоцентризма (решение детьми задач на децентрацию), но и на их готовность к школе.
Гипотеза обусловила цель исследования: определить и экспериментально реализовать функцию детского кукольного театра в возникновении позиционного действия.
Объект исследования: процесс опосредствования позиционного действия.
Предмет: развитие позиционного (сценического) действия в кукольном театре старших дошкольников.
Задачи исследования:
31. Провести культурологический и психологический анализ сценического действия в кукольном театре с целью определить специфику его позиционности (децентрированности).
2. Провести с детьми 5—7 лет систематическую работу по программе «Развитие режиссерской игры и театрализованной деятельности», направленную на развитие позиционного сценического действия.
3. Описать картину возникновения и развития позиционного действия в двух типах театра (настольном театре и театре би-ба-бо), выделить ступени и критические точки при переходе от игрового к сценическому действию.
4. Определить, существует ли связь между уровнем позиционности сценического действия и результатами решения задач на децентрацию, а также уровнем готовности к школе.
Методологическую основу работы составляет культурно-историческая теория развития психики, представленная работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и А. В. Запорожца. В ней был использован экспериментально-генетический метод исследования, с помощью которого экспериментально строилось развитие позиционного сценического действия.
Достоверность результатов определялась адекватностью методики основным задачам исследования, системой взаимодополняющих экспериментов, а также сравнением выполнения контрольных задач детьми экспериментальной и контрольной групп.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:
1. Показана возможность опосредствования позиционного действия дошкольников путем формирования перехода от роли к позиции в детском кукольном театре.
2. Описан процесс развития позиционного действия как процесс возникновения новой формы действия — его двуплановости; выявлен переход от игры к показу спектакля и внутренние конфликты этого процесса.
3. Показаны формы прочувствования и опробования ребенком позиционного сценического действия (его внутренняя картина).
44. Установлена форма взаимодействия детей в театрализованной деятельности, способствующая осознанию ребенком как своей точки зрения (кукольника), так и точки зрения других детей (зрителей), а, следовательно, и децентрации.
Научная новизна исследования определяется следующими моментами:
1. Показано, что позиционное действие возникает и развивается не только в специальном лабораторном (искусственном) эксперименте, но и в реальной детской жизни в условиях детского кукольного театра. Описаны этапы возникновения позиционного (децентрированного) действия дошкольников в театрализованной деятельности (на материале настольного и перчаточного театра).
2. Показано, что планомерное формирование (выращивание) позиционности сценического действия сопряжено с улучшением решения детьми задач на децентрацию и повышением уровня их готовности к школе.
3. Выявлено, что внутренняя картина сценического действия строится ребенком как внутреннее проигрывание реакции зрителей.
4. Выявлена специфика процесса преодоления игровой роли в продуктивном действии.
Практическая значимость связана с найденными в исследовании организационными формами работы, которые соответствуют детским интересам и способствуют как возникновению позиционного сценического действия, так и познавательной децентрации дошкольников, а также их готовности к школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Театрализованная деятельность (детский кукольный театр) является естественной и привлекательной для дошкольников деятельностью, в которой возникает и развивается позиционное (децентрированное) действие.
2. Возникновение позиционного действия возможно в результате специального формирования, направленного на развитие двунаправленного сценического действия.
3. Формирование позиционного сценического действия оказывает положительное влияние на решение детьми задач на децентрацию, а также на уровень их готовности к школе.
Апробация работы и внедрение результатов. Материалы исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии МГППУ,
5лаборатории теоретических и прикладных проблем психологии развития ПИ РАО, научных семинарах и конференциях. Результаты исследования внедрены в образовательную работу ГОУ д/с № 505 ЮЗОУО.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложения; содержит 19 таблиц.
Основное содержание исследования.
В первой главе «Изучение возникновения позиционного действия. Преодоление познавательного эгоцентризма» определяется подход к исследованию позиционности (децентрированности) действия, дан анализ работ по проблеме преодоления центрации в дошкольном возрасте, выделен предмет исследования и намечен собственный вариант решения этой проблемы.
Учение Ж. Пиаже о центральной особенности детского мышления — познавательном эгоцентризме — является важнейшим достижением мировой психологии. Вслед за Ж. Пиаже под эгоцентризмом понимается скрытая умственная позиция ребенка. Ее специфика состоит в том, что ребенок недостаточно осознает свою точку зрения, не отличает ее от других точек зрения и не может координировать ее с другими возможными. По мнению Ж. Пиаже, смена умственных позиций происходит только благодаря качественному развитию детского ума, и переход к новой позиции должен основываться на собственной активности ребенка, его экспериментировании, а не форсироваться взрослым.
Теория Пиаже об эгоцентризме подтолкнула многих зарубежных и отечественных исследователей к изучению механизма его преодоления, исследованию перехода к более высокой умственной позиции. Так, М. Дональдсон (1985) указала на то, что дети решают задачи Пиаже лучше, если материал задач заранее адаптирован взрослым к жизненному опыту ребенка. А.-Н. Перре-Клермон (1991) и другие зарубежные исследователи обращали внимание на важную роль когнитивного конфликта, порожденного социальным взаимодействием.
Отечественные детские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории, акцентируют важную роль взрослого в преодолении ребенком познавательного эгоцентризма. Здесь можно выделить две линии исследований.
6Первая линия связана с развивающим обучением, с работами П. Я. Гальперина (1969, 1967) и его методом поэтапного формирования действий и умственных процессов. Л. Ф. Обухова (1972; 1981), c помощью этого метода формировала переход к более высокому уровню развития мышления. Ребенок учился использовать общественное средство оценки и анализа вещей — меру. В результате формирования дети перешли от эгоцентрической, непосредственной оценке вещей к орудийно-опосредствованной оценке. Они могли отличить то, что кажется от того, что есть на самом деле. Такое формирование привело не только к развитию мышления, но вызвало глубокие изменения в других формах психической деятельности (Г. В. Бурменская; 1978). Если в первой линии переход к децентрации изучался на отношении ребенка к предмету, то вторая линия исследования децентрации базируется на идее Д. Б. Эльконина о том, что проблема центрации и децентрации — это «проблема двух человек в одном», следовательно, возникновение позиции (децентрации) сопряжено с системой отношений между людьми. Д. Б. Эльконин предположил, что сюжетно-ролевая игра в её развёрнутой форме содержит в себе необходимость децентрации, поскольку в ней дети постоянно меняют позицию (переходят от организационно-деловых к собственно игровым отношениям). Опираясь на это предположение, В. А. Недоспасова (1972), Е. В. Филиппова (1977), В. А. Белоус (1978) в специально разработанной экспериментальной игре поэтапно формировали у дошкольников условно-динамическую позицию. Ребенок последовательно брал на себя роль персонажей — участников условной ситуации. Через отношения условных персонажей моделировались лежащие в основе задач Пиаже логические отношения. Овладение условно-динамической позицией строилось посредством противопоставления реально видимого и условно предположенного. В результате формирования дети 5—6 лет достигали очень высоких результатов в решении задач на децентрацию. В приведенных исследованиях было показано, что принятие роли условного персонажа было необходимым условием успешного формирования, однако дети часто увлекались игровой атрибутикой, разыгрывали свою игровую ситуацию, а не ту, которая была необходима для эксперимента. Экспериментатор старался