БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Управление школой»
Выпуск 19
В. К. Загвоздкин
ФИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ
Москва
Чистые пруды
2008
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Загвоздкин. Финская система образования: модель эффективных реформ | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Управление школой»
Выпуск 19
В. К. Загвоздкин
ФИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ
Москва
Чистые пруды
2008
УДК | 371 |
Общая редакция серии «Управление школой»: Я. А. Сартан
Загвоздкин В. К. | |
З-14 | Финская система образования: модель эффективных реформ / В. К. Загвоздкин — М. : Чистые пруды, 2008. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 19). ISBN 978-5-9667-0410-0 В брошюре представлена попытка комплексного анализа факторов эффективности финской системы образования, считающейся одной из лучших в мире. Автор показывает, что высокие результаты Финляндии являются следствием целенаправленных, системных реформ, и анализирует их суть в контексте развития всего общества и на уровне отдельной школы. УДК 371 ББК 74.204 |
Учебное издание
ЗАГВОЗДКИН Владимир Константинович
ФИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕФОРМ
Редактор Я. А. Сартан
Корректор М. О. Кособок
Компьютерная верстка О. В. Сухарева
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2005 г.
Подписано в печать 07.12.2007.
Формат 60×901/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.
Заказ № 81 Тираж 5800 экз.
ООО «Чистые пруды». ул. Киевская, д. 24. Москва. 121165
Тел.: (499) 249-28-77. http://www.1september.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале ГУП МО «КТ» «Раменская типография».
Сафоновский пр., д. 1, г. Раменское, МО, 140100
Тел.: (495) 377-07-83. E-mail: ramentip@mail.ru
ISBN 978-5-9667-0410-0 | © ООО «Чистые пруды», 2008 |
Мировой экономический форум в Давосе признал,
что Финляндия имеет
самую конкурентоспособную экономику в мире.
Почему? Маленькая северная страна
сделала ставку на образование — и победила...
Анатолий Гин, руководитель международной лаборатории
образовательных технологий
ВВЕДЕНИЕ
Международные исследования PISA — 2000 и PISA — 2003, проводившиеся в Финляндии, показали, что в Финляндии:
• у школьников очень высокий средний результат, в особенности в области чтения (понимания текстов);
• низкий социальный градиент (в немногих странах учебные достижения отдельного ученика в столь малой степени связаны с внешкольными факторами, например, экономическим, социальным и образовательным уровнем родительского дома);
• крайне мала разница между высокими и низкими достижениями учащихся по сравнению с другими странами-участниками;
• весьма незначительны региональные различия между разными частями страны;
• практически отсутствует разница между школами (нет школ богатых и бедных, плохих и хороших, и т. д.).
Иными словами, учебные результаты в Финляндии в гораздо меньшей степени, чем в других странах, зависят от того, в какую школу идет ребенок, где она находится, посещает ли ученик городскую или сельскую школу.
Результаты, полученные Финляндией, считаются образцовыми, и финский опыт анализируется мировой образовательной общественностью. Какие особенности финской системы образования явились значимыми факторами столь высоких результатов? Какие объективные условия и какие реформы способствовали их достижению?
Факторы высокой эффективности финской системы образования*
Анализ показывает, что успех Финляндии в области образования обусловлен двумя основными факторами: объективными социокультурными предпосылками (географическими, демографическими, историческими) и внутришкольными, т. е. особенностями школьной системы, вызванными целенаправленными реформами последних десятилетий. Эти преобразования необходимо рассмотреть на фоне более широких трансформаций общества, связанных с концепцией «государства благосостояния». Финскую систему образования и ее результаты невозможно понять в отрыве от этого общественно-политического контекста.
Необходимо заметить, что финская система образования исторически связана со шведской. Швеция — страна, также показавшая в PISA и других международных исследованиях высокие результаты. Поэтому ниже мы будем время от времени ссылаться и на шведскую систему образования.
Некоторые общие особенности финской системы образования
Теперь остановимся на тех особенностях финской системы образования, которые сложились на настоящий момент (см. схему на с. 16—17).
В Финляндии дети обязаны посещать школу с семи лет. По желанию родители имеют возможность отдать ребенка в дошкольное учреждение, где предусмотрен подготовительный год. После реформы дошкольного образования в 2000 г. местные органы управления образованием обязаны предоставить для каждого желающего место в дошкольном учреждении. Этот год подготовки к школе может осуществляться в рамках детского сада или специальных занятий при ОУ. 93% детей посещают подготовительные группы. Учебный год начинается в середине августа и оканчивается в июне, т. е. летние каникулы длятся 2,5 месяца. Выбор образовательного учреждения свободный. Никто не обязан посылать детей в школу по месту жительства.
Рассмотрим теперь сказанное выше несколько подробнее.
Первая форма школы — это младшая ступень, продолжающаяся шесть лет. Таких младших школ по всей стране существует около 3000. Все
предметы, кроме иностранных языков, преподает один учитель. Вторая форма школы — трехлетняя «старшая школа» (7—9-й год обучения). Их насчитывается по всей стране порядка 600. Преподают в них учителя-предметники.
Эти две формы школы институционально разделены. Под одной крышей их можно встретить только в регионах с высокой плотностью населения, да и там это встречается столь редко, что они статистически незначимы. Вместе они называются перускоулу, что в дословном переводе означает «основная школа».
Как правило, перускоулу переводят на немецкий как общая школа (Gesammtschule), а на русский как общеобразовательная школа. Такие переводы вызывают многочисленные недоразумения. Немецкая «общая школа» охватывает 5—13-й годы обучения, т. е. туда попадают самые слабые учащиеся, которым не удалось попасть в гимназию или реальную школу. Перускоулу подразумевает 1—9-й классы и включает всех. Кроме того, немецкая школа имеет более 1000 учеников и 100 учителей, что с точки зрения финской педагогики, чистое варварство. Финская перускоулу настолько отличается от общей школы Германии, что переводить перускоула как «общая школа», неверно, так как это вызывает неправильные ассоциации.
Что касается российской системы образования, то здесь параллели провести еще сложнее. Конечно, у нас есть деление на младшую, среднюю и старшую школу, но, как мы уже сказали, финская младшая школа (1—6-й классы) не только более продолжительна, но представляет собой выделенную особую форму школы, существующую отдельно институционально и по своей концепции кардинально отличающуюся от того, что имеет место в нашей стране.
Третья форма школы — это лукио. Их насчитывается в Финляндии около 400. Там нет классов по годам, она работает по системе курсов. В зависимости от одаренности, старания, желаемых отметок в аттестате обучение может продолжаться в ней от 2-х до 4-х лет. Средний аттестационный балл — решающий фактор для тех, кто хочет продолжать обучение в университете. Выпускной экзамен носит централизованный характер. Учащиеся выполняют задания, получаемые из центрального института, который затем проверяет, исправляет работы и ставит отметки. Учителя не имеют на этот процесс никакого влияния.
Сам по себе экзамен не дает права на обучение в университете. Если у выпускника хороший средний балл, то он может подать заявку на поступление.
А уж каков будет результат — решает приемная комиссия. Число поступающих на тот или иной факультет зависит от его преподавательского состава. Идея увеличить нагрузку на преподавателей никем не обсуждается: это понизит качество обучения.
Факты | ||
В Финляндии существует 4000 общеобразовательных школ (1—8 классы). Каждую осень в них приходят в среднем около 60 тыс. детей. В общеобразовательной, т. е. основной школе, преподаются родной и второй язык страны (шведский или финский), иностранные языки, математика, физика, химия, история, спорт, музыка, искусства, ручной труд, домашнее хозяйство, религия (сообщение моральных ценностей и норм), биология, экология и география. Кроме того, школьники могут посещать курсы по свободному выбору. |
Социокультурные условия как фактор успеха
Многие считают (особенно это мнение распространено в нашей стране), что основными факторами успешности финского образования являются социокультурные и географические условия. Они действительно присутствуют и играют существенную роль. Перечислим их.
1. В Финляндии долгие, холодные, темные зимы. По этой причине здесь уже давно сформировалась традиция чтения, которой нет аналогов в других европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века процент безграмотных в Финляндии был самым низким в мире (3,8% взрослого населения). Здесь просто больше читают, чем в других странах. Высокая ценность чтения, распространенная у населения, передается детям и молодежи, влияя на мотивацию.
2. Особые свойства финского языка. Финская орфография абсолютно точно соответствует фонетике. То есть, расхождений между написанием и произношением, как во многих других языках, в финском нет. Каждому звуку соответствует одна и та же буква. Также и буква не может в одном случае читаться так, а в другом — иначе. Конечно, пятнадцатилетнему подростку несовпадение написания и произнесения не мешает, но в процессе обучения письму и чтению такое расхождение играет существенную
• Педагогика, образование → Социальная педагогика, этнопедагогика