Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Е. О. СМИРНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
И ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ

Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов педагогических
училищ и колледжей, обучающихся по специальности
0313 «Дошкольное образование»

Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ЦЕНТР

 
 

ВЛАДОС


2005

2

УДК
ББК

373.2.02
74.10
С50


 

Смирнова Е. О.

С50

Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.

ISBN 5-691-01417-X.

Агентство CIP РГБ.

В учебном пособии представлены наиболее важные системы и программы дошкольного воспитания — как классические, так и современные. Автор достаточно полно, в доступной форме описывает главные их аспекты, раскрывая философский фундамент, ценностные ориентиры и специфические формы организации педагогического процесса. В пособии дается анализ классических систем дошкольного воспитания (системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, Вальдорфский детский сад, советская система дошкольного воспитания), а также излагаются наиболее популярные современные программы дошкольного воспитания: «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «РОСИНКА» и др.

Пособие не только знакомит с разными образовательными системами, но и дает возможность проследить развитие основных педагогических идей и образовательных тенденций.

Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений, педагогам дошкольных учреждений, родителям, выбирающим детский сад для своих детей.

УДК 373.2.02
ББК 74.10

 

© Смирнова Е.О., 2005

 

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

 

© Серия «Для средних специальных учебных заведений» и серийное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

ISBN 5-691-01417-X

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

3

◄ Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

Философские основания и цели дошкольной педагогики

4

Психологические особенности детей дошкольного возраста

6

Вида деятельности дошкольника

8

ЧАСТЬ 1. КЛАССИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

15

Система дидактических игр Фридриха Фребеля

15

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори

21

Вальдорфский детский сад

30

Советская система дошкольного воспитания
(традиционный детский сад)

43

ЧАСТЬ 2. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ
ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

58

Обновление дошкольного образования в 90-х годах XX в.

58

Комплексные программы дошкольного воспитания

61

Программа «Радуга»

61

Программа «Развитие»

65

Программа «Золотой ключик»

70

Программа «Детский сад — дом радости»

73

Программа «Детство»

75

Программа «Истоки»

79

Программа «Содружество»

85

Парциальные программы дошкольного воспитания

88

Система «РОСИНКА»

88

В мире прекрасного

90

Расту здоровым

92

В мире природы

94

Программа ТРИЗ «Умка»

98

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

102

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»

104

Программа «Дружные ребята»

108

Программа «Я — Ты — Мы»

112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Новые подходы к оценке качества
Дошкольного образования

115

Литература

119

4

Введение

 

◄ Философские основания и цели
дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это отношение имеет несколько аспектов: философский, идеологический, психолого-педагогический, социально-экономический. Остановимся на данных аспектах подробнее.

В основе любой педагогической системы всегда лежат определенные философские представления о человеке, та или иная философская антропология. В этих представлениях в самых общих чертах находят отражение такие важные вопросы, как место человека в мире, его сущность, истоки его способностей, его «строение», уровни его функционирования и т. д. Все это задает направление в развитии человека, определяет закономерности его формирования, которые становятся ориентирами для педагогики. Особую важность философские основания имеют для начальных этапов становления человека, когда складываются наиболее фундаментальные личностные качества, определяющие дальнейший ход его развития. Философские основания той или иной педагогической системы могут быть представлены более или менее развернуто или могут даже не упоминаться, но в осознанной или неосознанной форме они всегда присутствуют и задают стратегию педагогического процесса. Так, в одних педагогических системах главные человеческие способности и индивидуальность человека рассматриваются как изначально заложенные природой или Богом; соответственно задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот изначальный потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребенком существующих в обществе норм и правил поведения.

5

С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который задает его цели и ценности. Каждая педагогическая система всегда основана на тех или иных ценностных установках, которые приняты в обществе и определяют конечные цели образования. Например, в западных демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на воспитание независимости и ответственности за свои действия, воспитание способности работать самостоятельно и индивидуально. В восточных странах на первый план выходят такие ценности, как общность, умение работать в коллективе, ориентироваться на общие цели.

Образование человека — процесс сложный и многоаспектный, включающий такие линии развития, как умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, нравственное, коммуникативное и др. Какие из этих линий являются наиболее важными и ценными? Что составляет главную цель педагогического процесса, а что считается второстепенным? Все это определяется идеологией общества или идеологическими установками конкретного автора той или иной педагогической системы. Однако даже в тех случаях, когда целью воспитания провозглашается всестороннее и гармоничное развитие личности (как, например, было в государственной программе советского дошкольного образования), какие-то определенные линии развития превалируют. В советской системе явный приоритет отдавался умственному воспитанию (по методической оснащенности, по проработанности, по времени и вниманию, которое уделялось этой линии развития). В последние годы, когда в нашей стране произошла смена идеологических установок, в дошкольном образовании предпочтение отдается личностно-ориентированной педагогике. Первостепенными становятся гуманизация и гуманитаризация образования, уважение к личности ребенка, организация общения с детьми, вариативность педагогических систем и пр. В то же время каждая программа дошкольного воспитания формулирует и обосновывает свои цели и задачи образования, которые определяют приоритетные направления в образовании и конкретные психолого-педагогические методы.

Если целевые идеологические установки программы образования задают ценностные ориентиры, т. е. определяют, что необходимо формировать и воспитывать, то педагогические

6

принципы обусловливают методы достижения этих целей, т. е. определяют, как именно данные цели могут быть реализованы. В этой области дошкольная педагогика имеет ярко выраженную специфику, обусловленную своеобразием дошкольного возраста. Ребенок до шести – семи лет не может целенаправленно и сознательно учиться, поскольку учебная деятельность складывается за пределами дошкольного возраста. Вместе с тем доказано, что маленькие дети нуждаются в определенных педагогических воздействиях, которые должны быть адекватны их возрастным особенностям. Учет возрастных особенностей и ориентация на возможности каждого возраста — совершенно необходимое условие при разработке любых педагогических методов. Возрастные особенности дошкольников изучает детская психология, поэтому дошкольная педагогика тесно связана с этой наукой.

◄ Психологические особенности детей
дошкольного возраста

Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций, в центре которой формируется внутренний план действий. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно постепенно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями,

7

которые не дает непосредственно чувственный опыт. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Конструируя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований в психике детей дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях ребенок использует образы и представления. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Однако, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем детстве, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном возрасте.

Еще одно важнейшее новообразование в психике детей этого периода — возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. У ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Так формируется осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Постепенно ребенок начинает понимать, что он умеет, а что — нет, понимать свое место в системе отношений с другими людьми, осознавать не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования не возникают сами по себе, просто по мере роста ребенка; они зарождаются и первоначально развиваются в специфичных для дошкольника

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/SmPS/SPS-001.HTM