Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

16

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ ИГРУШЕК*

Е. О. СМИРНОВА, Н. Г. САЛМИНА,
Е. А. АБДУЛАЕВА, И. В. ФИЛИППОВА, Е. Г. ШЕИНА

Представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры — от младенческого до семилетнего возраста и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Ключевые слова: игра, игрушка, психолого-педагогическая экспертиза, возраст.

Игрушка — наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки являются той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться, познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно отличаются от традиционных, чрезвычайно важно понимать их влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал конкретных игрушек.

Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр.). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка. Такая экспертиза должна опираться на объективные, научно обоснованные критерий оценки развивающего значения игрушек. Изложение научной концепции экспертизы игрушек1 составляет задачу настоящей статьи.

Теоретической основой концепции является культурно-исторический и деятельностный подход к психическому развитию ребенка. Согласно этому подходу сущностью онтогенетического развития является присвоение культурно-исторического опыта в совместной жизнедеятельности ребенка со взрослым [1]. Адекватной формой присвоения этого опыта является культуросообразная деятельность ребенка, в которой осуществляется переход от интер- к интрапсихической форме и происходит становление индивидуальных

17

психических и личностных новообразований. Каждый тип детской деятельности предполагает определенные средства ее реализации, помогающие организовать овладение различными аспектами культурного опыта — первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка. Игрушки — единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задает зону ближайшего развития, т. е. обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной.

Самостоятельную деятельность ребенка с игрушкой принято называть игрой. Кроме того, в психологии выделяется специфический вид детской игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра. Таким образом, говоря об игрушках, мы имеем в виду два значения термина игра. В широком смысле игра — это любая деятельность ребенка с игрушкой или игровым материалом, в соответствии с их назначением. В узком смысле игра — создание условного воображаемого пространства с помощью игрушек или без них.

Игровая деятельность ребенка рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Соответственно игрушка — особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психического и личностного развития в каждый возрастной период. Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т. е. решение возрастных задач развития. Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр.

Для каждого возрастного периода задачи психического и личностного развития, а значит, и обеспечивающие их средства, существенно различаются и имеют свою качественную специфику.

В то же время главная функция игрушек для всех этапов детского развития заключается в активизации адекватной возрасту деятельности ребенка. Следовательно, требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих и содержательных характеристик детской деятельности — игры (в широком смысле этого термина).

В соответствии с теорией А. Н. Леонтьева [3], деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, осуществляется через действия, которые имеют специфическое содержание и реализуются в конкретных операциях. Соответственно описание игровой деятельности предполагает определение ее мотива (предмета), содержательную характеристику игровых действий и операций. Данные структурные составляющие деятельности стали основой для определения критериев оценки развивающего потенциала игрушек.

Мотивация игровой деятельности лежит в самом ее процессе. Игра относится к непродуктивному типу деятельности, которая направлена не на какой-либо вещественный результат, а на сам процесс ее осуществления. Интерес к игровой деятельности и желание играть во многом определяется игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка.

Привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка —

18

важное требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка. Только в этом случае она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.

Привлекательность игрушки связана как с различными характеристиками самой игрушки, так и с общей социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.). Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами. Для образных игрушек важно прежде всего наличие яркого определенного образа — человека или животного. Узнаваемость этого образа вызывает определенное отношение и подсказывает его характер (как он ходит, разговаривает, что любит и пр.). Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой. Совершенно новые, незнакомые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не стимулируют к самостоятельным действиям, к желанию играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости — важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

В-третьих, привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Для ребенка привлекательно и то, что модно, что есть у всех, что он видит на экранах телевизоров. Игрушка имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе. Поэтому способность игрушки воплотить в себе «дух своего времени» и передать его детям должна учитываться при ее оценке. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре.

При характеристике игрового действия нужно различать действие ребенка и действия (качества, способности), которые он осваивает в игре. Например, собирая пирамидку (игровое действие), ребенок осваивает умственную операцию сериации предметов по размеру. Игровые действия являются смысловым содержанием игры для самого ребенка. Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий (или способностей), осваиваемых в игре. Соответственно, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка, и в то же время должна задавать возможность инициативного осмысленного игрового действия.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных, культуросообразных действий ребенка, т. е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять его на осуществление заложенных в ней возможностей. Ориентиры для самостоятельного действия ребенка и их понятность для него — необходимое качество развивающей игрушки. При этом, чтобы игрушка могла реализовать заложенный в ней развивающий и воспитательный потенциал, ориентиры игрового действия должны быть адекватными соответствующему виду игровой деятельности. Они должны не сводить игру к стереотипным действиям, не уводить ее в направлении ложных деструктивных ценностей, а стимулировать полноценное

19

развитие деятельности и личности ребенка.

Однако наличие ориентиров не должно препятствовать осуществлению инициативных действий ребенка. Игра — это свободная и самостоятельная деятельность. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Она должна допускать широкие возможности вариативных действий. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к стереотипным манипуляциям. Более простой и менее определенный игровой материал допускает широкий спектр игровых действий. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для развивающей игрушки.

Таким образом, для реализации развивающего игрового действия необходимо сочетание ориентиров, направляющих деятельность ребенка, и ориентиров, определяющих открытость игрушки для его собственной активности. Данные требования для каждого возрастного этапа и каждого вида игры (и соответственно игрушек) должны быть различными: в одних случаях ориентировочная основа должна быть более развернутой и определенной, в других — открытость игрушки приобретает большое значение для инициативности самого ребенка. Однако адекватность ориентировочной основы и определенная степень открытости — необходимые требования ко всем игрушкам, обеспечивающие развивающий потенциал игрового действия.

Реализация данного потенциала обеспечивается также операциональными возможностями игрушки. Поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих практических игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом признаков. Прежде всего это прочность игрушки и качество ее изготовления. Данные характеристики нельзя рассматривать как чисто технические или экономические, поскольку они, безусловно, влияют на реализацию игрового действия, возможность играть с ней. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением — если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка.

Для игрового материала важны соответствующие технические характеристики, обеспечивающие легкую возможность действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень, мозаика — легко собираться и разбираться и пр.). Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

• привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры,

• полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия,

• операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Для каждого возрастного этапа существует специфический ведущий тип деятельности, в котором складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования возраста. Следовательно,

20

игрушки, адресованные детям разного возраста, должны стимулировать полноценную реализацию прежде всего соответствующей возрасту ведущей деятельности и подготавливать становление следующей. Требования к игрушкам и критерии их оценки во многом определяются характером той деятельности, которую они обслуживают, и ее содержанием. Рассмотрим логику развития детской деятельности, начиная с первого года жизни, делая акцент на соответствующих возрасту игрушках.

В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым. Такое общение является непосредственным, т. е. не предполагает никаких специальных средств (предметов), его стимулирующих. Главным мотивом и стимулом непосредственного общения является эмоциональное отношение взрослого человека. В то же время исследования показывают, что кукла вызывает у младенца яркие положительные эмоции, оживляя образ взрослого. Известно, что уже в первом полугодии младенцы могут подолгу рассматривать лицо куклы, и такое рассматривание вызывает интенсивный комплекс оживления. Соответственно в первом полугодии для стимулирования общей активности и положительных эмоций младенцам нужны реалистические куклы, актуализирующие образ человека.

Начиная с третьего месяца жизни подготавливается следующий вид ведущей деятельности. Предпосылками к развитию манипулятивной деятельности является становление сенсомоторных структур (координации руки и глаза) и возникновение акта хватания. Формированию данных предпосылок способствуют игрушки, стимулирующие зрительное и слуховое сосредоточение и целенаправленное схватывание. Разнообразные погремушки выполняют именно эту функцию. Кроме того, визуальный и слуховой эффект, производимый погремушкой, помогает младенцу получить обратную связь и ощутить свою активность. Сенсорная привлекательность погремушки и создаваемый ею зрительный и звуковой эффект стимулируют манипулятивную активность младенца и дают ориентиры для соответствующих действий с игрушкой.

Во втором полугодии манипулятивная деятельность выходит на положение ведущей. Посредством неспецифических манипуляций младенец познает свойства предметов и свои возможности действий с ними. Необходимыми для младенца являются игрушки, позволяющие осуществить разнообразные и вариативные действия (вращать, передвигать, открывать, прятать, вкладывать и вынимать и пр.). В процессе подобных манипуляций развиваются сенсорная и моторная сферы ребенка, совершенствуется восприятие, закладывается познавательная активность. Все это подготавливает переход к следующему типу ведущей деятельности.

После года складывается предметная деятельность, которая осваивается на протяжении всего раннего возраста (от одного до трех лет). Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а овладение культурно-нормированными способами действий с предметами. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и осуществлять разнообразные действия, предусмотренные игрушками. Смысловым центром этой деятельности является интерес ребенка к предметам и действиям с ними. Осуществляя действия (вкладывание предметов различного размера и формы, нанизывание, открывание/закрывание, соединение и пр.), ребенок выделяет основные признаки предметов (форму, размер, цвет), что способствует развитию восприятия и наглядно-действенного мышления.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного

21

и наглядно-образного мышления.

Действуя с игровым материалом, ребенок не только становится самостоятельным, независимым, но и начинает осознавать свои возможности, приобретает уверенность в своих силах, что способствует развитию его личности.

Очевидно, что для осуществления предметной деятельности нужны специальные игрушки. Такие игрушки должны направлять ребенка на реализацию правильного, культурно заданного способа действия и на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера). Они должны давать ориентиры для осуществления адекватных игрушке действий — как способов выполнения, так и последовательности операций. К таким игрушкам относятся известные составные игрушки, включающие несколько элементов, которые различаются по одному признаку (пирамидки, вкладыши, матрешки, коробки форм и пр.) Все эти игрушки относятся к автодидактическим: они сами подсказывают, что с ними нужно делать, т. е. имеют развернутую ориентировочную основу. Важнейшее качество игрушек, обеспечивающих предметную игру, — наличие четких ориентиров для действий с ними. Помимо ориентиров важно, чтобы осваиваемое в игре действие было задано с полным и адекватным набором операций. Важно отметить, что предметная игра, зарождаясь в раннем детстве, не исчезает в следующих возрастах, а становится более сложной по набору тех действий, которые ребенку необходимо в ней освоить. В дошкольном возрасте появляются различного рода пазлы, головоломки и т. д.

Развернутость ориентиров, однако, не означает, что игрушка предполагает единственный или строго однозначный способ действия. Средство игры должно содержать возможности для вариативных действий. Например, колечки пирамидки можно собрать «наоборот» — от меньшего к большему, можно выложить дорожкой, или цветочком и пр. К тому же их можно использовать не только в предметной, но и в других видах игры (например, в режиссерской игре в качестве тарелочек для кукол, или в игре с правилами — соревноваться, чье колечко будет дольше крутиться). Таким образом, та или иная степень открытости к разным действиям должна присутствовать в игрушке. Однако в игрушках, предназначенных для предметной игры детей раннего возраста, особое значение имеет ориентировочная основа, задающая определенные культурно-нормированные действия. Такие игрушки особенно важны для маленького ребенка, еще не способного создать свой игровой замысел. Наличие ориентиров подсказывает, что́ нужно делать с игрушкой, и придает игровым действиям развивающее значение.

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Первоначально ребенок воспроизводит на реалистических игрушках те же действия, которые взрослые осуществляют с ним (кормит кукол, купает, одевает их и пр.) Такая игра является продолжением предметной деятельности и в то же время «предтечей» ролевой и режиссерской игры. Л. С. Выготский называл такую игру ребенка квазиигрой, поскольку по виду это уже игра, но для самого ребенка она еще не стала игрой, а представляет собой воспроизведение действий взрослого. На третьем году жизни возникает возможность игровых замещений, а в конце раннего возраста складывается и выходит на положение ведущей специфический вид деятельности ребенка — сюжетная игра, которая собственно и является игрой в строгом научном смысле. К этому виду игры относятся режиссерская, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и различные их вариации.

Главной характеристикой всех вариантов сюжетных игр является расхождение реальной и мнимой ситуации. Ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации (Л. С. Выготский [2], Д. Б. Эльконин [5]). Благодаря этим качествам

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012008/SPo-016.htm