1 Российская Академия образования
Психологический институт имени Л. Г. Щукиной
На правах рукописи
ГУРУЖАПОВ Виктор Александрович
СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВА
ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
(НА МАТЕРИАЛЕ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ)
19.00.13 — психология развития, акмеология
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени доктора психологических наук
Москва, 2002
2Работа выполнена в Психологическом институте имени Л. Г. Щукиной Российской Академии образования и Всероссийском музейном объединении «Государственная Третьяковская галерея» Министерства культуры РФ.
Официальные оппоненты:
Ф. Т. Михайлов, доктор философских наук, профессор, академик Российской Академии образования,
К. В. Тарасова, доктор психологических наук, профессор,
А. А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук.
Ведущее учреждение — Институт художественного образования Российской Академии образования.
Автореферат разослан «__»______2002 года
Защита состоится «__»______2002 года
на заседании диссертационного Совета Д 008.017.01 по присуждению ученой степени доктора психологических наук при Психологическом институте имени Л. Г. Щукиной Российской Академии образования по адресу: 103009 Москва, ул. Моховая, д. 9, корп. «В».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Ученый секретарь | | |
диссертационного Совета | | Н. Л. Морина |
3 ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования — изучение особенностей понимания изобразительного искусства детьми младшего школьного и подросткового возрастов.
Актуальность исследования определяется потребностями практики художественного образования в данных о психологических закономерностях познания искусства детьми. В первую очередь это связано с задачами проектирования дискуссионных форм работы с детьми в школе и в художественном музее. Давая возможность детям самостоятельно интерпретировать и оценивать произведения, учителя и музейные педагоги вынуждены учитывать особенности отношения юных зрителей к искусству. Суммы результатов классических исследований недостаточно, так как в связи с изменениями типа обучения и всей социокультурной ситуации развития детей существенно меняются способы ориентации их в мире искусства. Поэтому требуется заново осмысливать природу феноменов понимания искусства.
Проблема. Каждое произведение искусства состоит из множества элементов, имеющих в культуре общие для многих людей значения. При этом один и тот же элемент художественной формы может иметь несколько значений. Открытие зрителем определенных значений в сочетаниях, соответствующих личному опыту познания и переживаний явлений действительности и искусства, с эмоционально-оценочным отношением к произведению в целом есть интимный процесс порождения смысла этого произведения. Достижение понимания содержания произведения есть результат этого процесса. За «открытым» при восприятии произведения искусства смыслом стоят определенные образы, представления и идеи, которые складываются у человека в процессе познания жизни и искусства. Влияние их может быть самым различным. Вместе с тем, как мы утверждаем и попытаемся доказать, существуют комбинации образов, представлений и идей, которые достаточно жестко определяют возможный спектр интерпретаций изобразительной формы, то есть выбор значений, на основе которых порождается смысл произведения. Тем самым они оказывают генерализирующее влияние (то есть превышающее простую сумму влияния отдельных элементов) на характер осмысления ребенком содержания произведений. Такие комбинации мы называем смыслопорождающими системами понимания искусства (в тексте иногда смыслопорождающими системами или СПС).
Открытой является проблема: какие особенности смыслопорождающих систем понимания искусства и в каких условиях позволяют или мешают детям младшего школьного и подросткового возраста дать культурно обоснованные (то есть соответствующие замыслу автора) интерпретации и оценку образного содержания станковых произведений живописи и графики.
Объект исследования — смыслопорождающие системы понимания искусства как комбинации образов, представлений и идей, оказывающие генерализирующее влияние на интерпретацию и оценку детьми содержания произведений станковой живописи и графики.
4 Предмет исследования — содержание, структура и типы смыслопорождающих систем понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста, взятые в отношении к культурной норме интерпретации и оценки образного содержания произведений станковой живописи и графики.
Гипотезы исследования:
1. Содержанием СПС являются разнообразные образы, представления и идеи, которые складываются на основе обобщения ребенком своего опыта познания и переживаний отношений действительности и мира искусства. Они группируются вокруг идей о сущности искусства и в процессе анализа произведений живописи и графики проявляются как выражение концептуального и вместе с тем пристрастного взгляда на искусство.
2. СПС имеют иерархизированную двучленную структуру: ядро — оболочка. Содержание ядра определяется представлениями и идеями, которые отражают меру усвоения ребенком общезначимой природы искусства как деятельности, нацеленной на создание выразительных образов. Содержание оболочки составляют образы, представления и идеи, отражающие индивидуальный опыт познания ребенком явлений действительности и искусства и переживаний событий своей жизни.
3. Особенности функционирования СПС проявляются в характере связей между ядром и оболочкой, возникающих в процессе поиска ребенком идеи о сущности искусства, на основе которой он может интерпретировать всю ситуацию восприятия произведения.
4. Классифицировать СПС с точки зрения культурно нормированного отношения к искусству можно на основе того, как ребенок использует и преодолевает привычные ассоциации, вызванные устойчивыми, имеющими употребление в обыденной жизни значениями изобразительной формы.
5. Формирование культурных СПС происходит в процессе освоения (присвоения) детьми идей о сущности искусства и действий по анализу содержания произведений от целого к частям в условиях деятельности, адекватной условиям происхождения и существования искусства как формы общественного сознания и соответствующей возрастным особенностям детей.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику содержания и структуры различных типов СПС с точки зрения культурной нормы понимания изобразительного искусства.
2. Проанализировать возможные механизмы влияния СПС на интерпретацию и оценку произведений живописи и графики.
3. Рассмотреть условия формирования и возрастную динамику становления смыслопорождающих систем понимания искусства детьми.
4. Определить возможные психологически обоснованные подходы к проектированию дискуссионных форм практики введения детей в образное содержание изобразительного искусства.
Методы исследования основаны на сочетании лабораторного и формирующего экспериментов с работой в области проектирования и анализа инновационной практики приобщения детей к искусству.
Новизна и теоретическая значимость исследования определяется назревшими в отечественной психологии, но в полной мере нерешенными вопросами
5изучения генерализованных структур сознания и роли субъектности в различных видах деятельности. В диссертации через введение понятия «смыслопорождающая система понимания искусства» предложен подход, позволяющий в обобщенном и вместе с тем достаточно структурированном виде описывать возрастные особенности интерпретации детьми содержания произведений живописи и графики. Тем самым удалось создать основы понятийного аппарата для анализа и обобщения достижений инновационной практики приобщения детей к искусству в современных социокультурных условиях, выйти на новый уровень постановки проблем исследования развития эстетического сознания детей. В работе заложены предпосылки расширения деятельностного подхода применительно к исследованию проблемы понимания искусства детьми.
Практическое значение исследования. На основе выявленных закономерностей становления творческих смыслопорождающих систем и механизмов их влияния на интерпретацию и оценку произведений живописи и графики можно проектировать психологически обоснованную практику дискуссионных форм введения детей в образное содержание изобразительного искусства. Разработаны конкретные методы работы с детьми на уроках в школе и в художественном музее. Создана концептуальная модель музейной поддержки образовательной области «Искусство». Сформулированы предложения по правовой защите культурной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Существуют образы, представления и идеи, которые оказывают генерализирующее влияние на интерпретацию и оценку людьми, и детьми в том числе, содержания многих произведений искусства. Это влияние происходит не само по себе, а в результате действий, посредством которых ребенок ищет меру соответствия различных образов, вызванных всей ситуацией восприятия произведения (в том числе образа самого произведения), своим представлениям и идеям об отношениях искусства и действительности. При этом могут актуализироваться образы, представления и идеи, либо адекватные культурно обоснованному контексту содержания произведения искусства, либо противоречащие ему.
2. В самом общем виде типологию СПС можно представить в виде деления на творческие, актуализация которых позволяет детям расширять свои представления о сущности искусства в результате восприятия и анализа новых произведений живописи и графики, и ригидные, актуализация которых вынуждает детей истолковывать и оценивать всякое новое для них произведение по уже готовым схемам и образцам на основе привычных ассоциаций.
3. В структуре СПС можно выделить два уровня: ядро и оболочку. Ядро определяет принципиальный подход ребенка к анализу произведения, а оболочка конкретный характер интерпретации его содержания. От содержания и взаимосвязей ядра и оболочки зависит порождаемый ребенком смысл произведения.
4. Художественное развитие детей, начиная с семи лет, можно рассматривать не только в логике движения от непонимания к пониманию искусства (с точки зрения культурной нормы отношения к искусству), но и как процесс развития эстетического сознания, в котором творческие и ригидные
6смыслопорождающие системы одновременно сосуществуют друг с другом. Содержание этих систем, характер их влияния на интерпретацию и оценку картин и рисунков и своеобразие условий, в которых может доминировать тот или иной тип систем, определяют качественные возрастные и индивидуальные характеристики понимания детьми искусства.
5. Формирование творческих смыслопорождающих систем происходит в условиях, когда дети осваивают идеи о принципиальных отношениях действительности и искусства в единстве с культурным способом анализа произведений (от целого к частям). У младших школьников это возможно в процессе взаимодействия детей в позициях «художников» и «зрителей» в специально организованной учебной деятельности по освоению выразительности формы, у подростков — в процессе познания искусства, организованного по типу поисково-исследовательской деятельности на основе широкого общения со сверстниками и взрослыми.
Апробация. Основные результаты исследования докладывались на международных, национальных и региональных семинарах и конференциях, в частности: на Международной конференции «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование» (Москва, 1996), Всесоюзной конференции по педагогической психологии (Волгоград, 1990), всероссийской конференции «Современная культура и молодежь» (Санкт-Петербург, 1997), научно-практической конференции «Художественный музей в образовательном процессе» (Санкт-Петербург, 1998), проектно-аналитическом семинаре «Проблемы правого обеспечения культурной деятельности в Бурятии» (Улан-Удэ, 1992) и других. Также результаты исследований докладывались на семинарах и конференциях, проводимых в ВМО «Государственная Третьяковская галерея».
Практическое внедрение. На основе данных исследования были подготовлены и внедрены рекомендации для лектория Государственной Третьяковской галереи. Выявленные закономерности развития смыслопорождающих систем понимания искусства детьми используются в проектировании образовательной среды средней школы № 32 и начальной школы-сада № 92 г. Улан-Удэ. Модель музейной поддержки образовательной области «Искусство» практически используется в учебном процессе школы № 1279 г. Москвы. Данные исследования учтены в концепции правовой защиты культурной деятельности Республики Бурятия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении охарактеризована актуальность, объект, предмет, цель, задачи, теоретическое и практическое значение исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе дан теоретический анализ психологической природы понимания искусства детьми. Уточнены цели и научные рамки исследования. Сформулированы основные гипотезы исследования.
Во второй главе описано опытно-экспериментальное исследование особенностей смыслопорождающих систем понимания искусства у детей младшего школьного и подросткового возрастов.