АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
институт психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Д. Б. ЭЛЬКОНИН
ТВОРЧЕСКИЕ
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Москва 1957
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Эльконин. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
институт психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Д. Б. ЭЛЬКОНИН
ТВОРЧЕСКИЕ
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Москва 1957
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
Академии педагогических наук РСФСР
Ребенок-дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет много времени проводит в игре.
Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка в дошкольный период.
Замечательный советский педагог Антон Семенович Макаренко указывал на большое значение игры для развития ребенка, для того, каким будет ребенок, когда вырастет. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». «Воспитание будущего деятеля, — продолжает А. С. Макаренко, — должно заключаться не в устранении игры, а в такой ее организации, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина».
В воспитательной работе дошкольных детских учреждений игра занимает одно из ведущих мест, и воспитатели детских садов специально работают над тем, чтобы дети много и хорошо играли. Они заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один, знакомят детей с доступными их пониманию явлениями нашей советской действительности и, обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли только в такие
игры, которые помогают формированию черт личности будущего строителя коммунистического общества.
Конечно, в детском саду легче создать соответствующую обстановку для игр детей, организовать игру. А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Как нужно руководить детскими играми в условиях семьи?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего необходимо знать, что такое игра и какое значение она имеет для развития ребенка.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая груша — это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т. д. В таких играх есть правила, которым должны подчиняться все играющие. Подвижные игры имеют очень большое значение для развития ребенка. Они являются прекрасным средством физического воспитания дошкольников; в процессе игр дети учатся подчиняться правилам и у них воспитываются навыки поведения в коллективе.
Ко второй группе относятся игры в лото, в «бирюльки», в разноцветные пирамиды и т. д. Каждая такая игра имеет свою образовательную задачу. В этих играх дети знакомятся с различными предметами и явлениями действительности, у детей формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают взрослых людей, деятельность которых почему-либо привлекает их.
Подражая в игре жизни и труду взрослых, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Об этих играх и будет идти речь.
Как возникает творческая ролевая игра? Ответ на этот вопрос очень важен для понимания природы игры в дошкольном возрасте и ее значения для развития ребенка.
С самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.
Общаясь со взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами.
Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию — умению самостоятельно одеваться, умываться, кушать.
Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т. п.; затем ребенок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, в повозке, готовить для них пищу и т. д. Иногда кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. На самом деле это не так. Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или иное действие, и ребенок быстро это усваивает. Наблюдения показали, что в раннем детстве нет ни одного действия, которым бы ребенок овладел без помощи взрослых, без их руководства.
Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающую его действительность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делают дворник, каменщик, стекольщик, водопроводчик, шофер, милиционер, кондуктор трамвая; он узнает о работе доктора, продавца и т. д. Играя, ребенок воспроизводит действия взрослых людей, сначала самых близких ему — отца, матери, няни. К концу третьего года жизни он начинает в своих действиях узнавать действия окружающих его взрослых людей, а затем и называть себя именем того, кому он подражает. Маленький мальчик берет газету с отцовского стола, садится на свой стульчик и смотрит в нее (читает). Производя эти действия, он заявляет: «Боря — папа» (Боря — имя мальчика). Девочка двух с половиной лет, укладывая куклу спать, называет себя «мамой»: «Оля — мама».
Одновременно с воспроизведением и узнаванием в своих действиях действий взрослых людей ребенок начинает и некоторые свои игрушки отождествлять с настоящими предметами. Кукла превращается в ребенка, кусочки материи, которыми ее укутывают, — в одеяло и простынку;
кубики становятся кирпичами, а маленький игрушечный автомобильчик — настоящим автомобилем. Такое воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослых людей, отождествление своих игрушек с предметами деятельности взрослых является предпосылкой для возникновения ролевой игры.
Однако, для того чтобы ролевая игра возникла, одних этих предпосылок недостаточно. Для этого нужны некоторые дополнительные условия.
Мы уже говорили о том, что в раннем детстве ребенок тесно связан со взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывающие ребенка, рано начинают предъявлять к нему требования все большей и большей самостоятельности. Они требуют, чтобы ребенок самостоятельно ходил, ел, одевался, умывался и, наконец, умел самостоятельно играть: строить, рисовать, рассматривать картинки и т. д. У ребенка довольно рано появляется стремление все делать самому. Многие дети в возрасте 2½—3 лет отказываются от помощи взрослого, заявляют: «Я сам». Это стремление детей дошкольного возраста имеет большое значение для возникновения и развития ролевой игры. К сожалению, некоторые чрезмерно заботливые родители, предупреждая малейшие желания ребенка, опекая его во всем, задерживают у него развитие самостоятельности. Ребенок делает попытки самостоятельно кушать, но родители, боясь, что он разольет суп, уколется вилкой, предпочитают сами накормить его; ребенок делает попытки сам надеть ботинки и зашнуровать их, а чрезмерно заботливые родители убеждают его, что ему это еще не под силу, и предпочитают сделать это сами. Не помогая ребенку, а делая все за него, тщательно опекая ребенка, устраняя даже небольшие трудности, которые он вполне мог преодолеть, такие родители мешают развитию у него самостоятельности. Нет ничего удивительного в том, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, ничего не умеют делать сами. При малейшей трудности они ищут помощи у взрослых, не умея, да и не желая действовать самостоятельно.
Наблюдения показывают, что дети, у которых благодаря неправильному воспитанию стремление к самостоятельной деятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют мало и плохо.
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Детская психология → Психология игры