На правах рукописи
КИСЕЛЁВ Алексей Витальевич
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ ФСБ РОССИИ ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва — 2010
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, доцент Савин Юрий Викторович |
Официальные оппоненты: | Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Сергеева Валентина Павловна |
| кандидат педагогических наук, доцент Георгадзе Михаил Суликович |
| |
Ведущая организация: | ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» |
Защита состоится «14» октября 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, 2А, аудитория 206.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте МГППУ.
Автореферат разослан 13 сентября 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | О. Г. Федоров |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в военном образовании Российской Федерации на современном этапе, предъявляют новые требования к учебно-воспитательному процессу в высших учебных заведениях ФСБ России пограничного профиля, отражая потребность в преподавателях с высоким уровнем теоретических знаний и практических умений, способных к профессиональному росту. В связи с этим, проблема компетентности преподавателей приобретает глубокий общественно значимый смысл, в которой наиболее важным составляющим является его методическая компетентность.
Анализ современной научной литературы показывает, что вопросы методической компетентности преподавателя рассматриваются: в общетеоретическом анализе профессиональной компетентности педагога (А. Г. Асмолов, Р. Х. Гильмеева); в методологической компетентности и методологической культуре (Т. Б. Алексеева, П. А. Баранов, Р. У. Богданова, А. И. Кочетов, С. В. Кульневич, О. Е. Лебедев); в методическом мышлении (Н. Е. Кузовлева, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская); в методической рефлексии (О. С. Анисимов, Н. Ю. Посталюк); в компетентности и компетенции (О. А. Абдуллина, М. В. Аверина, И. А. Ильин, И. И. Лейман, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Матусевич, Г. В. Мухаметзянова, В. Г. Онушкин, Ю. И. Саенко, М. Н. Скаткин и др.).
Проведенный анализ исследований различных научных подходов показал, что проблема формирования методической компетентности начинающих преподавателей с учетом социально-педагогических условий до сих пор не являлась предметом специального социально-педагогического исследования. Кроме того, нет единого подхода к определению понятий «методическая компетентность преподавателя», «методическая компетенция преподавателя» и «методическое мастерство преподавателя».
Состояние образовательной практики военно-специальных учебных заведений свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
• потребностью в квалифицированных педагогах и отсутствием образовательных учреждений, в которых происходит целенаправленная профессиональная подготовка преподавателей для военно-специальных учебных заведений;
• организацией процесса становления молодого педагога и не использованием возможностей социума учебного заведения;
• требованием к повышению уровня педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и слабым знанием молодыми педагогами традиций ведомства и учебного заведения.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и практическая значимость ее разрешения послужили основой для выбора темы диссертационного
2исследования «Социально-педагогические условия формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля».
Научная задача исследования представляет собой выявление социально-педагогических условий, позволяющих обеспечить повышение эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений, для успешного решения ими педагогических задач.
Объект исследования: процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
Предмет исследования: социально-педагогические условия, влияющие на процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать социально-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений, и на этой основе разработать и обосновать модель процесса формирования методической компетентности у начинающих педагогов, а также подготовить практические рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность и содержание методической компетентности педагога.
2. Выявить социально-педагогические предпосылки формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
3. Обосновать социально-педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования методической компетентности у начинающих педагогов.
4. Определить критерии и показатели методической компетентности преподавателя военно-специального учебного заведения.
5. Разработать и апробировать модель процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей.
Гипотеза исследования: процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений будет успешным, если:
• организовать взаимодействие субъектов учебно-профессиональной среды военно-специального учебного заведения, направленное на оказание социальной поддержки начинающему педагогу;
• включить начинающих преподавателей в социально значимую деятельность в учебном заведении;
3• соблюдать и использовать в своей педагогической деятельности традиции ведомства и учебного заведения.
Методологической основой исследования являются социально-педагогические идеи: о личности как субъекте социальной обусловленности развития человека и общества; о социальных институтах педагогического характера как устойчивых формах профессионального развития педагога, функционирующих на уровне военного социума; о социальном взаимодействии как процессе непосредственного или опосредованного циклического воздействия социальных объектов друг на друга; концепции социально-педагогического подхода к исследованию социальных явлений, личностно-ориентированного подхода к обучению и профессиональной деятельности педагогов, а также ведущие идеи отечественных специалистов в области теории и практики организации методической работы с преподавателями; представления о военно-специальном учебном заведении, как о социальном институте и воспитывающем коллективе.
Теоретическую базу исследования составляют: фундаментальные и общепедагогические исследования (Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). Ведущими принципами исследования стали: концептуальные основы компетентностного подхода (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, Е. П. Тонконогая, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.); положения личностно-деятельностного подхода в педагогике высшей военной школы (А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов и др.); научные подходы к структуре педагогической деятельности (Г. М. Коджаспирова, В. Г. Крысько, Н. В. Кузьмина и др.); подходы к формированию и развитию педагогического мастерства (А. К. Быков, В. А. Скакун, И. Ф. Харламов и др.); основы реализации социально-педагогических технологий (Л. В. Мардахаев, О. Г. Прохорова, Ю. В. Савин, В. С. Торохтий и др.); положения об оценке качества педагогической деятельности (В. П. Беспалько, Г. И. Хозяинов, Р. Х. Шакуров и др.); о методах экспертной оценки и педагогических измерений (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов и др.); научные подходы к профессиональному самоопределению личности с активной жизненной позицией и ее взаимосвязь с окружающей средой (Н. С. Дежникова, М. В. Дорн, Ю. Л. Еремкин, Т. Е. Ефимова, Д. А. Коноплянский, Е. В. Предеина, С. Н. Чистякова и др.); подходы влияния профильного обучения на профессиональную и социальную деятельность (А. Н. Вербичева, В. Г. Гунашев, А. Р. Демченко, И. С. Идилова, Л. Е. Ильина, В. И. Лях, Е. В. Сазонова, О. В. Хаказова); социально-педагогические идеи социализации личности (В. Г. Бочарова, З. И. Васильева, М. П. Гурьянова, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, В. С. Торохтий, Г. Н. Филонов).
В основу диссертационного исследования положен комплекс взаимодополняющих общефилософских, педагогических, психологических методов исследования, включающих: теоретические (анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический
4эксперимент, изучение документов, анкетирование, опрос и др.); математической статистики (U-тест Манна-Уитни, тест Уилкоксона). Перечисленные методы обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами и стали основой опытно-экспериментальной работы.
Этапы исследования:
Первый этап (2003—2006 гг.) — поисково-констатирующий: предварительный отбор, изучение научной литературы по исследуемой проблеме. Были определены объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования. На данном этапе разрабатывались замысел и методика работы, изучалась практика формирования методической компетентности у начинающих преподавателей в военно-специальных учебных заведениях, выявлялось содержание, методика и организация процесса формирования методической компетентности, обобщался передовой опыт, устанавливались основные противоречия исследуемого процесса.
Второй этап (2007—2009 гг.) — формирующий: уточнение гипотезы исследования, обоснование и проверка разработанной модели процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей, разработка критериев и показателей методической компетентности преподавателя, проведение опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2009—2010 гг.) — заключительно-обобщающий: проверка, обработка, анализ и обобщение полученных результатов; обсуждение их на заседаниях Ученого совета учебного заведения, кафедр и методических секций, в индивидуальных беседах с руководством кафедр, преподавателями и экспертами, выполнявшими педагогическую диагностику; формулирование основных выводов и практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в процесс становления начинающих преподавателей; подготовка и издание публикаций по исследуемой проблеме, оформление диссертации.
Базу исследования составили начинающие преподаватели Голицынского пограничного института ФСБ России, Московского пограничного института ФСБ России, Хабаровского пограничного института ФСБ России и Московского областного филиала Московского университета МВД России. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 227 человек. Из них: руководящий состав вузов — 7; начальники и заместители начальников кафедр — 32, преподаватели-методисты учебно-методических подразделений вузов — 17, ведущие педагоги кафедр — 92, начинающие преподаватели — 79, 38 из которых были включены в экспериментальную и контрольную группы.
Научная новизна исследования заключается:
• в определении социально-педагогических предпосылок, влияющих на формирование методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений;
• в уточнении сущности и содержания методической компетентности преподавателя военно-специального учебного заведения как интегративного качества личности педагога, проявляющегося в его социально-педагогических
5потребностях, которое выражается в способности эффективно воздействовать на обучаемых на основе владения совокупностью психолого-педагогических и предметных знаний, умений, навыков и развития профессиональных качеств;
• в обосновании процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей, на основе использования социума военно-специального учебного заведения;
• в разработке и экспериментальном обосновании модели процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений;
• в выявлении факторов, влияющих на личность начинающего преподавателя: стимулирующих и сдерживающих процесс формирования методической компетентности;
• в обосновании зависимости повышения эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений от социально-педагогических условий: создание для начинающих преподавателей в военно-специальных учебных заведениях сети социального партнерства; включение начинающих преподавателей в социально значимую деятельность; соблюдение и использование начинающими педагогами воинских традиций в педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит:
• в обосновании социально-педагогического подхода к реализации процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений, заключающегося в опоре на потенциал социума;
• в выявлении социально-педагогических предпосылок формирования методической компетентности у начинающих преподавателей: включение их в различные виды социальной деятельности; готовность наставников предоставить свой педагогический и методический опыт, для формирования методической компетентности; особая развитость социальных отношений в среде военно-специального учебного заведения; заметное повышение уровня развития социальной активности у современных начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений в совместной с курсантами учебно-воспитательной деятельности;
• в уточнении понятия «методическая компетентность преподавателя», как интегративного качества личности педагога;
• в установлении зависимости процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей от потенциала социума учебного заведения;
• в выявлении социально-педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений;