На правах рукописи
Леонова Олеся Игоревна
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКОВ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2011
Работа выполнена на кафедре возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Забродин Юрий Михайлович |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор,заведующий лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Прихожан Анна Михайловна |
| кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи ГОУ ВПО МГППУ Вихристюк Ольга Валентиновна |
Ведущая организация: | ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» |
Защита состоится 24 марта 2011 года в 12—0 0 на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «21»февраля 2011 года
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
1 Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска — и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена на государственном уровне: в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в городской целевой программе развития образования г. Москвы «Столичное образование — 5» на 2009 — 2011 гг. Эта задача особенно актуальна, поскольку подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия.
Важнейшей практической задачей учреждений образования становится создание такой социальной среды, которая выступает как развивающий и поддерживающий ресурс для личностного потенциала её субъектов. В этом контексте психологическую безопасность следует рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер и создать состояние психологической защищенности школьников, которое будет способствовать эффективному отражению ее неблагоприятных воздействий на подростков.
В настоящее время в области проблем психологической безопасности образовательной среды школы проводится множество исследований (В. В. Рубцов, Ю. М. Забродин, 2008; И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, 2009; В. В. Ковров, О. В. Вихристюк, 2009; J. Bluestein, 2001; S. Brand, 2003; M. R. Randazzo, 2006 и др.). Однако понятийный аппарат для анализа рисков, связанных с обеспечением психологической безопасности еще не сложился,
2отсутствует систематизация подходов, порождающая неопределенность в понимании и интерпретации феноменов психологической безопасности. Наименее изученным является вопрос влияния психологических рисков образовательной среды школы на личность подростков.
Цель исследования — рассмотреть особенности влияния психологических рисков образовательной среды школы на эмоционально-личностную сферу подростков.
Объект исследования — показатели психологической безопасности образовательной среды средней школы и эмоционально-личностная сфера подростков.
Предмет исследования — психологические риски, нарушающие психологическую безопасность образовательной среды, влияние которых может негативно сказаться на эмоционально-личностной сфере подростков.
Гипотезы исследования:
Психологические риски, характеризующие среднюю степень психологической безопасности образовательной среды, нарушают эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, способствуют развитию отрицательного самоотношения, тревожности, страхов и фрустрации.
Личностные эффекты, обусловленные наличием психологических рисков в образовательной среде, в свою очередь, формируют негативное отношение подростков к этой среде, что может проявляться в отрицательном эмоциональном отношении к учению и нарушении поведенческих компонентов личностной адаптации.
Задачи исследования:
1. На основании анализа имеющейся литературы и обобщения результатов исследования выявить значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков.
32. В ходе пилотного исследования с помощью методов экспертной оценки психологической безопасности выявить психологические риски образовательной среды.
3. В ходе эмпирического исследования провести проверку гипотез об отрицательном влиянии рисков на эмоционально-личностную сферу подростков.
4. Путем обобщения результатов эмпирического исследования определить рамки влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков.
Методологическую основу исследования составляют представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина; подход к психологической безопасности образовательной среды и системы её экспертизы И. А. Баевой, В. В. Рубцова; современные технологии исследования характеристик образовательной среды в работах О. В. Вихристюк, Ю. М. Забродина, В. В. Коврова; социокультурное направление развития психологической службы в образовании И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан.
Научная новизна и теоретическая значимость работы
1. Предложена классификация психологических рисков в основе которых находится комплекс межличностных отношений системы «личность — образовательная среда». С помощью метода экспертных оценок (включающего опрос всех участников образовательного процесса) выявлены три группы психологических рисков образовательной среды, оказывающие влияние на эмоционально-личностную сферу подростков.
2. Расширены представления о критериях оценки психологического здоровья подростков. К предложенным критериям отнесены значимые параметры эмоционально-личностной сферы: во-первых, влияние образовательной среды на подростка, отражающееся на состоянии таких компонентов эмоционально-личностного благополучия как самоотношение,
4показатели тревожности, страхов и фрустрации; и, во-вторых, отношение подростка к образовательной среде, в частности, поведенческие компоненты личностной адаптации, эмоциональное отношение к учению.
3. Описаны новые феномены, показывающие характер и степень влияния психологических рисков образовательной среды на значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, в частности, на эмоционально-личностное благополучие (самоотношение, тревожность, страхи, фрустрации), а также на отношение подростков к данной среде (эмоциональное отношению к учению, поведенческие компоненты личностной адаптации).
Практическое значение.
В исследовании получены факты, которые раскрывают роль психологических рисков образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков, обучающихся в основной школе; это позволяет составлять программы повышения психологической безопасности образовательной среды с целью профилактики и купирования отрицательных эффектов воздействия среды, а также сохранения и восстановления психологического здоровья учащихся.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложена классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды всеми участниками образовательного процесса. Первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образуют риски психологического насилия.
52. Эмоционально-личностная сфера подростков может быть описана схематической моделью, включающей влияние образовательной среды на подростка и отношение подростка к образовательной среде. При этом первое можно охарактеризовать через самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, а второе — особенностями эмоционального отношения к учению и уровнем личностной адаптации. Психологические риски образовательной среды школы оказывают негативное влияние на эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, приводят к развитию отрицательного самоотношения, росту школьной тревожности, страхов и фрустрации.
3. Психологические риски, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на отношение подростков к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием схемы построения эмпирического исследования теоретическим позициям, обоснованным выбором методического инструментария, адекватного исследовательским задачам; репрезентативной выборкой испытуемых, а также корректным использованием статистической программы SPSS 17.0, с помощью которой совершена обработка результатов эмпирического исследования.
Характеристика обследованных групп. Эмпирическое исследование проведено на базах средней общеобразовательной школы Северо-Восточного округа г. Москвы в феврале — мае 2009 г. (условное название — первая школа) и Центра образования Юго-Западного округа г. Москвы в декабре 2009 — марте 2010 гг. (условное название — вторая школа). Выборку исследования составили учащиеся 5—8 -х классов (в возрасте от 10 до 15 лет) в количестве 333 человек. К исследованию психологической безопасности образовательной среды школы привлечен институт экспертов — все участники образовательного