Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

На правах рукописи

Леонова Олеся Игоревна

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКОВ

19.00.13 — Психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2011

Работа выполнена на кафедре возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор
Забродин Юрий Михайлович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор,заведующий лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ
Прихожан Анна Михайловна

 

кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи ГОУ ВПО МГППУ
Вихристюк Ольга Валентиновна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита состоится 24 марта 2011 года в 12—0 0 на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан «21»февраля 2011 года

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

1

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска — и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена на государственном уровне: в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в городской целевой программе развития образования г. Москвы «Столичное образование — 5» на 2009 — 2011 гг. Эта задача особенно актуальна, поскольку подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия.

Важнейшей практической задачей учреждений образования становится создание такой социальной среды, которая выступает как развивающий и поддерживающий ресурс для личностного потенциала её субъектов. В этом контексте психологическую безопасность следует рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер и создать состояние психологической защищенности школьников, которое будет способствовать эффективному отражению ее неблагоприятных воздействий на подростков.

В настоящее время в области проблем психологической безопасности образовательной среды школы проводится множество исследований (В. В. Рубцов, Ю. М. Забродин, 2008; И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, 2009; В. В. Ковров, О. В. Вихристюк, 2009; J. Bluestein, 2001; S. Brand, 2003; M. R. Randazzo, 2006 и др.). Однако понятийный аппарат для анализа рисков, связанных с обеспечением психологической безопасности еще не сложился,

2

отсутствует систематизация подходов, порождающая неопределенность в понимании и интерпретации феноменов психологической безопасности. Наименее изученным является вопрос влияния психологических рисков образовательной среды школы на личность подростков.

Цель исследования — рассмотреть особенности влияния психологических рисков образовательной среды школы на эмоционально-личностную сферу подростков.

Объект исследования — показатели психологической безопасности образовательной среды средней школы и эмоционально-личностная сфера подростков.

Предмет исследования — психологические риски, нарушающие психологическую безопасность образовательной среды, влияние которых может негативно сказаться на эмоционально-личностной сфере подростков.

Гипотезы исследования:

Психологические риски, характеризующие среднюю степень психологической безопасности образовательной среды, нарушают эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, способствуют развитию отрицательного самоотношения, тревожности, страхов и фрустрации.

Личностные эффекты, обусловленные наличием психологических рисков в образовательной среде, в свою очередь, формируют негативное отношение подростков к этой среде, что может проявляться в отрицательном эмоциональном отношении к учению и нарушении поведенческих компонентов личностной адаптации.

Задачи исследования:

1.        На основании анализа имеющейся литературы и обобщения результатов исследования выявить значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков.

3

2.        В ходе пилотного исследования с помощью методов экспертной оценки психологической безопасности выявить психологические риски образовательной среды.

3.        В ходе эмпирического исследования провести проверку гипотез об отрицательном влиянии рисков на эмоционально-личностную сферу подростков.

4.        Путем обобщения результатов эмпирического исследования определить рамки влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков.

Методологическую основу исследования составляют представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина; подход к психологической безопасности образовательной среды и системы её экспертизы И. А. Баевой, В. В. Рубцова; современные технологии исследования характеристик образовательной среды в работах О. В. Вихристюк, Ю. М. Забродина, В. В. Коврова; социокультурное направление развития психологической службы в образовании И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан.

Научная новизна и теоретическая значимость работы

1.        Предложена классификация психологических рисков в основе которых находится комплекс межличностных отношений системы «личность — образовательная среда». С помощью метода экспертных оценок (включающего опрос всех участников образовательного процесса) выявлены три группы психологических рисков образовательной среды, оказывающие влияние на эмоционально-личностную сферу подростков.

2.        Расширены представления о критериях оценки психологического здоровья подростков. К предложенным критериям отнесены значимые параметры эмоционально-личностной сферы: во-первых, влияние образовательной среды на подростка, отражающееся на состоянии таких компонентов эмоционально-личностного благополучия как самоотношение,

4

показатели тревожности, страхов и фрустрации; и, во-вторых, отношение подростка к образовательной среде, в частности, поведенческие компоненты личностной адаптации, эмоциональное отношение к учению.

3.        Описаны новые феномены, показывающие характер и степень влияния психологических рисков образовательной среды на значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, в частности, на эмоционально-личностное благополучие (самоотношение, тревожность, страхи, фрустрации), а также на отношение подростков к данной среде (эмоциональное отношению к учению, поведенческие компоненты личностной адаптации).

Практическое значение.

В исследовании получены факты, которые раскрывают роль психологических рисков образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков, обучающихся в основной школе; это позволяет составлять программы повышения психологической безопасности образовательной среды с целью профилактики и купирования отрицательных эффектов воздействия среды, а также сохранения и восстановления психологического здоровья учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1.        Предложена классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды всеми участниками образовательного процесса. Первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образуют риски психологического насилия.

5

2.        Эмоционально-личностная сфера подростков может быть описана схематической моделью, включающей влияние образовательной среды на подростка и отношение подростка к образовательной среде. При этом первое можно охарактеризовать через самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, а второе — особенностями эмоционального отношения к учению и уровнем личностной адаптации. Психологические риски образовательной среды школы оказывают негативное влияние на эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, приводят к развитию отрицательного самоотношения, росту школьной тревожности, страхов и фрустрации.

3.       Психологические риски, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на отношение подростков к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием схемы построения эмпирического исследования теоретическим позициям, обоснованным выбором методического инструментария, адекватного исследовательским задачам; репрезентативной выборкой испытуемых, а также корректным использованием статистической программы SPSS 17.0, с помощью которой совершена обработка результатов эмпирического исследования.

Характеристика обследованных групп. Эмпирическое исследование проведено на базах средней общеобразовательной школы Северо-Восточного округа г. Москвы в феврале — мае 2009 г. (условное название — первая школа) и Центра образования Юго-Западного округа г. Москвы в декабре 2009 — марте 2010 гг. (условное название — вторая школа). Выборку исследования составили учащиеся 5—8 -х классов (в возрасте от 10 до 15 лет) в количестве 333 человек. К исследованию психологической безопасности образовательной среды школы привлечен институт экспертов — все участники образовательного

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Lvp-001/Lvp-a001.htm