1 На правах рукописи
Михайлова Юлия Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | Иванов Валерий Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент |
Официальные оппоненты: | Ракитина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, научный редактор журнала "Вопросы современной науки и практики. Университет им В. И. Вернадского" Трубина Ирина Исааковна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва. |
Ведущая организация: | ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» |
Защита диссертации состоится «26» апреля 2012 г., в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская наб., д. 2-А, аудитория 206А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Автореферат диссертации разослан «24» марта 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | |
Федоров О. Г. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На сегодняшний день основной целью государственной социальной политики является повышение уровня социальной защищенности личности, совершенствование социальной сферы, что вызывает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, способных оказывать помощь и поддержку всем группам населения на должном уровне.
Концепция модернизации высшего образования ориентируется на потребность общества и государства в высоком качестве высшего профессионального образования и в подготовке специалиста, адаптированного к будущей профессиональной деятельности.
В рамках государственного социального заказа особое значение имеет формирование у студентов потребности и заинтересованности в профессиональном становлении, осуществление высокого профессионального уровня подготовки будущих социальных педагогов к общественно и личностно значимой профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их творческие возможности на основе удовлетворения интересов, склонностей и потребностей. Профессиональное образование должно не только обеспечивать студента знаниями, но и развивать, совершенствовать его как личность.
Однако на личность будущих профессионалов негативные влияния оказывает ситуация нестабильности высшего образования, обусловленная изменениями ценностных ориентаций, норм, моделей поведения, процессов социализации и адаптации. Низкий уровень готовности абитуриентов, снижение требований к их отбору, отставание материальной и технической базы, научно-методическая необеспеченность, а так же престиж вуза и получаемой специальности — все это влияет на способность специалиста адаптироваться к будущей профессиональной деятельности уже на этапе обучения в вузе.
Одним из основных условий качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Образовательный процесс в учреждениях высшего образования акцентирует внимание на формировании отдельных знаний, умений и навыков студентов при отсутствии комплексного педагогического воздействия, ориентации на формирование адаптивности личности будущих специалистов
В связи с этим возникает потребность в обосновании социально-педагогических условий оптимизации образовательного процесса в гуманитарном вузе, в частности — воспитательно-образовательного пространства вуза, способствующего формированию адаптивности студентов к профессиональной деятельности.
Проблема адаптивности социальных педагогов к профессиональной деятельности не была предметом специального исследования, однако в таких отраслях науки как философия, социология, психология, педагогика накоплен значительный опыт для более глубоко изучения данного аспекта.
4Методолого-теоретические основы этой проблемы представлены в работах: К. А. Абульхановой-Славской, Г. Ю. Айзенка, С. Я. Батышева, П. Я. Гальперина, А. А. Деркач, О. И. Жданова, Е. А. Климова, A. M. Новикова, Ж. Пиаже, Е. В. Таранова, Л. Филипса и др.
Исследования развития личности в процессе получения высшего образования можно найти в работах А. А. Вербицкого, Е. Л. Горбатюк, Т. Л. Журавлевой, В. Г. Михайловского.
Изучены многие теоретические аспекты: сущность, закономерности, механизмы, критерии, адаптации (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.).
Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной адаптации к педагогической деятельности вносят С. Г. Вершловский, О. И. Зотова, В. Т. Лисовский, А. Г. Мороз, С. В. Овдей, М. И. Скубий, В. А. Сластенин и др.
Профессиональное развитие личности будущего профессионала в социально-педагогической деятельности нашло отражение в трудах Н. М. Ахмеровой, В. Г. Бочаровой, Т. А. Макаренко, Л. И. Митиной. В работах Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова рассматривается влияние среды и других факторов на процесс социализации личности.
Проблемы развития профессионально важных качеств субъектов социально-педагогической деятельности рассмотрены в работах Н. Р. Битяновой, В. Н. Гурова, М. П. Гурьяновой. Различные вопросы воспитания в вузах разрабатывались в диссертационных исследованиях В. А. Андрощука, Л. Г. Лаптева, В. С. Новикова, И. А. Уварова и других ученых.
Анализ научных исследований по проблеме адаптивности личности позволил выявить ряд противоречий:
между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах социальной сферы, готовых к эффективному вхождению в профессиональную деятельность и недостаточным развитием социальных потребностей у будущих выпускников гуманитарных вузов к самостоятельному решению проблем профессионального развития;
между повышенными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам молодых специалистов и недостаточным включением студентов в социально-педагогическую деятельность на этапе получения образования;
между возросшей потребностью студентов в получении качественного образования и недостаточной разработанностью специальных разделов теории и методики профессионального образования с использованием ресурсных возможностей вуза, направленных на формирование адаптивности студентов.
Исходя из названных противоречий, определена научная задача диссертационного исследования, которая заключается в моделировании процесса формирования адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности и обосновании социально-педагогических условий его эффективности.
5 Объектом исследования является процесс формирования адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности, а предметом — социально-педагогические условия его эффективности.
Цель исследования: на основе разработки и апробации модели процесса формирования адаптивности студентов к социально-педагогической деятельности выявить и обосновать социально-педагогические условия его эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности будет эффективным, если:
активизированы социальные потребности студентов к осуществлению социально-педагогической деятельности на основе совместной деятельности;
обеспечено активное включение студентов в социальные отношения с целью использования потенциала социума и его возможностей;
студенты вовлечены в различные виды социально-педагогической деятельности с целью развития самостоятельности в будущей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Уточнить представление о сущности и содержании адаптивности студентов как интегративного качества личности.
2. Выявить особенности и содержание процесса формирования адаптивности студентов к социально-педагогической деятельности.
3. Разработать и апробировать модель формирования адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности.
4. Разработать методику формирования адаптивности студентов к социально-педагогической деятельности.
5. Выявить и обосновать социально-педагогические условия процесса формирования адаптивности студентов.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
положения гуманистической педагогики (Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, И. А. Зимняя, И. С. Якиманская);
теории профессиональной педагогики (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Е. А. Климов, Г. В. Мухаметзянова);
идеи социального воспитания (С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, З. И. Васильева, Н. Ф. Голованова, М. П. Гурьянова, Н. С. Морова, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Г. Н. Филонов);
исследования в теории социально-педагогической деятельности (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, В. С. Торохтий);
концептуальные подходы к социально-педагогическому образованию в России (М. А. Галагузова, В. И. Загвязинский, Н. Ю. Клименко, Л. Е. Никитина, В. А. Сластенин);
социально-педагогические воззрения в области организации учебно-воспитательного пространства (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий);
6социально-педагогические взгляды на процесс формирования профессиональных компетенций педагога (Л. П. Алексеева, В. И. Байденко, Г. Э. Белецкая, В. С. Иванов, Н. В. Кузьмина, Р. М. Куличенко, В. Н. Куницина, А. К. Макарова, Л. М. Митина);
теории развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
фундаментальные психологические исследования в рамках учения о личности и деятельности (А. Адлер, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Дж. Равен, Д. Б. Эльконин и др.)
идеи личностно-ориентированного, деятельностного и профессионально-личностного обучения (А. А. Вербицкий, О. С. Газман, В. В. Сериков).
концепции влияния воспитательно-образовательной среды вуза на процесс адаптации студентов (В. В. Авдеев, А. Ю. Анохин, Л. А. Боденко, В. А. Караковский, А. П. Марков, Л. И. Новикова, В. И. Панов, Л. А. Турик, В. И. Слободчиков, Н. М. Стадник, Г. А. Ферапонтов, В. А. Ясвин и др.)
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных и литературных источников, законодательных и нормативных документов, локальных актов и документации вузов, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование, опрос, моделирование, диагностика, метод рекомендации, метод сопровождения, метод коррекции, метод включения в социальные отношения, метод совместной деятельности, метод посредничества.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».
В исследовании приняли участие более 120 студентов, 20 преподавателей и других специалистов системы высшего профессионального образования.
Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в период с 2007 по 2011 гг.
I этап (2007—2008 гг.) — определение и утверждение темы исследования, изучение и анализ нормативной документации, научной литературы по проблеме исследования, разработка теоретических положений исследования.
II этап (2008—2009 гг.) — продолжение теоретического обоснования исследования, отработка гипотезы, разработка теоретической модели формирования адаптивности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности, начало опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
III этап (2009—2011 гг.) — разработка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования, проведение формирующего эксперимента, корректировка основных положений