5. Внутренний вакуум: объективная оценка параметров и особенности субъективного переживания у студентов
Понятие внутреннего вакуума, актуальное для жизни современного человека, уже давно и прочно вошло в понятийный аппарат экзистенциальной гуманистической психологии и психотерапии. В ней оно чаще употребляется как экзистенциальный вакуум, означающий обесценивание жизни и потерю ее смысла [6], ощущение внутренней пустоты, порождающей чувство зависимости от окружающего мира [1], появление внутренней тревоги в связи с потерей прежних жизненных ориентиров при ощущении неограниченной внешней свободы [7].
Методическое обеспечение данного понятия было осуществлено автором в методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) [2, 3]. Итоговые показатели методики следующие: общий интегральный индекс расхождения между Ценностью (Ц) и Доступностью (Д) по 12-ти различным жизненным сферам, означающим общечеловеческие ценности (RЦ — Д); внутренний конфликт (ВК), означающий превышение Ц над Д по какой-либо жизненной сфере на 4 и более единицы; внутренний вакуум (ВВ), означающий превышение Д над Ц также на 4 и более единицы; нейтральная зона (НЗ), означающая отсутствие значительного расхождения между Ц и Д (разница между этими показателями в 3 и менее
единицы). Следует отметить, что если ВК — это состояние, когда ценностный объект малодоступен или не доступен совсем, «желаемое» не совпадает с «реальным», значимые потребности и ценности находятся в состоянии блокады, то ВВ — это, напротив, состояние, когда доступный объект не представляет интереса, может сопровождаться ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, никчемности, внутренней пустоты. В свою очередь, НЗ — бесконфликтное, спокойное состояние, где «желаемое» и «реальное» полностью или частично совпадают, гармонически уравновешены во внутреннем мире субъекта. Состояние, когда значимые потребности в основном удовлетворены, а ценности реализованы.
Для исследования эмоциональной регуляции в условиях переживания ВК и ВВ автором была создана методика «Семь состояний», входящая в общую ценностно-ориентированную систему автора «Диагностика внутреннего конфликта» и позволяющая в течение 3—5 минут оценить эмоционально-личностный и психический статус конкретного случая [2, С. 35; 4; 5]. Остановимся подробнее на ее содержании. Суть методики состоит в следующем. Испытуемому в системе оценок от 0 до 9 предлагается оценить себя по наличию у него следующих семи состояний: 1 — «Внутренний конфликт». Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой; 2 — «Внутренний вакуум», ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо; 3 — «Внутренняя тревога»; 4 — «Тоска, подавленность»; 5 — «Апатия», нехватка сил, чтобы справиться с трудностями; 6 — «Внутреннее спокойствие, безмятежность»; 7 — «Внутренний комфорт», ощущение внутреннего благополучия, безопасности.
Методика включает, таким образом, пять эмоционально-отрицательных состояний (№№ 1—5 — ЭОС) и два эмоционально положительных (№№ 6—7 — ЭПС). Каждое из семи состояний рассматривается как актуальное в случае, если оценивается испытуемым в 4 или более баллов. В настоящем исследовании методика «Семь состояний» применялась в условиях
переживания внутренних вакуумов (ВВ) студентами. Были использованы средние показатели по каждому из семи состояний, взятые в условиях переживания ВВ по различным жизненным сферам, в частности, по таким, как «Здоровье», «Интересная работа», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Познание», «Творчество». Все сферы, связанные с переживанием ВВ, были выявлены с помощью авторской методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД), которая открывает систему «Диагностика внутреннего конфликта». [2, С. 25; 3]
Цель настоящего исследования — выяснение специфических особенностей субъективного переживания состояния «внутренней вакуум» студентами (методика «Семь состояний) при независимой, объективной оценке этого показателя (методика УСЦД), а также проверка внутреннего вакуума на наличие конструктной валидности в методике «Семь состояний».
Материал и методы исследования. Настоящее исследование было проведено на материале 71 студента 2-го курса Московского Городского Психолого-Педагогического Университета. Показатель «внутренний вакуум, ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо» из методики «Семь состояний» (субъективная оценка), взятый в условиях переживания ВВ студентами по методике УСЦД (объективная оценка), исследовался на наличие корреляционных связей с показателями известных и апробированных к настоящему времени методик: MMPI, 16PF R. Cattell, «Уровень субъективного контроля» (УСК), шкала тревожности Спилбергера – Ханина, «Незаконченные предложения», «Я — в трех проекциях» Гудинаф – Харриса. Математическая обработка данных с выявлением достоверно значимых корреляций по Спирмену проводилась с помощью компьютерной версии SPSS 13.0.
Результаты исследования.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Корреляционные связи показателя «Внутренний вакуум» (методика «Семь состояний») с показателями методик: MMPI, «Уровень субъективного контроля», «Незаконченные предложения».
Наименование шкал методик, коррелирующих с показателем «Внутренний вакуум» (методика «Семь состояний», 2-ое состояние) при объективном переживании внутренних вакуумов студентами (методика УСЦД) | Показатели коэффициента корреляции Спирмена (r) | Уровень значимости (p) |
MMPI: | ||
L | –0,242 | 0,05 |
F | 0,290 | 0,01 |
8 шк | 0,235 | 0,05 |
УСК | ||
Ип | –0,254 | 0,05 |
Незаконченные предложения: | ||
Отношение к будущему | –0,295 | 0,01 |
Сексуальные отношения | –0,252 | 0,05 |
Отношение к матери | –0,223 | 0,05 |
Остановимся на них подробнее. Как видно из таблицы, наличие достоверно значимых корреляционных связей при субъективном ощущении состояния «внутренний вакуум», выявленного в условиях объективизации переживания ВВ студентами, с параметрами перечисленных выше методик отмечается только для трех из них, а именно, для методик MMPI, УСК и «Незаконченные предложения». Один этот факт уже указывает на специфическое отличие эмоциональной регуляции внутренних вакуумов по сравнению с эмоциональной регуляцией внутренних конфликтов у студентов. В последнем случае на этой же выборке имелись достоверно значимые
корреляции для каждой из перечисленных выше методик [5]. Согласно полученным результатам, по MMPI отмечаются достоверно значимые корреляции состояния «внутренний вакуум» с оценочными шкалами L, F, а также с 8-ой шкалой. Совокупность их, с учетом имеющихся знаков, указывает на амбивалентность и противоречивость эмоциональной регуляции внутреннего вакуума у студентов. Выявляется, что переживание данного состояния сопряжено с тенденцией к актуализации своих проблем, стремлением привлечь к ним внимание, с одной стороны, при одновременном наличии иррациональных установок, собственных внутриоценочных критериев, стремлении уйти в свой внутренний мир и своеобразии мотивации в целом, с другой.
Кроме того, отмечается неуверенность в своих силах при принятии решения в сфере работы, учебы (УСК, отрицательная корреляция с Ип). Наличие отрицательных корреляций в отношениях к будущему, к матери, к сексуальной сфере (методика Незаконченных предложений) выявляет связь состояния внутреннего вакуума с негативной эмоциональной оценкой этих сфер.
Таким образом, полученные в настоящем исследовании результаты показали следующее.
— Внутренние вакуумы у студентов, объективно выявленные по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и распознаваемые как значительное превышение доступности над ценностью по ряду жизненных сфер, имеют специфическую эмоционально-личностную регуляцию на субъективном уровне переживания. Последняя раскрывается, в частности, с помощью достоверных корреляционных связей показателя «Внутренний вакуум, ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо» (второй показатель методики «Семь состояний») с
показателями таких личностных методик как MMPI, Уровень субъективного контроля, Незаконченные предложения;
— Субъективная оценка состояния «внутренний вакуум» у студентов сопряжена с тенденцией к актуализации своих проблем, стремлением привлечь к ним внимание, с одной стороны, а также с наличием иррациональности установок и внутриоценочных критериев, тенденцией уйти в свой внутренний мир и своеобразием мотивации, с другой. На фоне такой амбивалентной эмоциональной регуляции внутренних вакуумов у студентов отмечается также негативизм в отношении ряда социально-личностных аспектов, включающих отношение к будущему, к матери и к сексу. В таких сферах как работа, учеба отмечается неуверенность в своих силах, избегание ответственности, трудность принятия решения.
— Результаты проведенного исследования подтверждают наличие конструктной валидности для показателя «внутренний вакуум» в методике «Семь состояний»;
— Содержание полученных результатов указывает на целесообразность проведения недирективной экзистенциально-гуманистической психотерапии в условиях переживания внутренних вакуумов студентами.
Литература
1. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319—344.
2. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001.
3. Фанталова Е. Б. «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах»: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал № 2 (66). Апрель-июнь, Москва, 2011. — С. 228—243.
4. Фанталова Е. Б., Куприна О. А. Методика Семь состояний как вариант экспресс-психодиагностики в критических ситуациях // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11—12 ноября 2010 г.) / под ред. Л. И. Дементий — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. — С. 170—174.
5. Фанталова Е. Б., Куприна О. А. Особенности субъективного переживания внутренних конфликтов у студентов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей международной научно-практической конференции / Под ред. Р. В. Кадырова. — Владивосток: Мор. гос. ун-т им. Адм. Г. И. Невельского, 2011. С. 218—221.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — С. 157—284, 308—320.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.