Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

103

13. Особенности ценностно-мотивационной сферы у лиц различной профессиональной деятельности1

Установление соотношения между компонентами ценностно-мотивационной сферы человека и особенностями его профессиональной деятельности является достаточно острой проблемой в наши дни. Во многом это обусловлено тем, что удовлетворенность профессиональной деятельностью,

104

а, следовательно, и эффективность нахождения человека в той или иной профессии, напрямую связаны с ценностно-мотивационной регуляцией ее выбора, со спецификой эмоционального отношения к ней.

Цель данной работы состояла в сравнительном анализе мотивационно-личностной сферы у лиц различных профессий, — экономистов и воспитателей, которые и приняли участие в настоящем исследовании.

Общее количество испытуемых — 82 человека, количество человек в каждой выборке — 41. Возраст испытуемых от 25 до 55 лет. Выборку преимущественно составляют женщины (5 мужчин имеется только в выборке экономистов). По образовательному уровню испытуемые распределялись следующим образом: все экономисты имели высшее образование, воспитатели — высшее — 33%, среднее-специальное — 67%. Выборка воспитателей состояла из сотрудников ряда детских садов г. Москвы (№№ 1257, 137, 1019, 1855, 2008, 505, 2). В Выборку экономистов входили сотрудники НИИ им. Семинихина, ЗАО НПО «Кибернетика», «Главмострой», «EMG Professionals», ЗАО «Интеко», ЗАО «Миан», Экспобанк, Energy Consulting, АКБ «Промсвязьбанк» ЗАО.

Основу эмпирического инструментария для проведения экспериментального исследования составили методики, раскрывающие паттерны мотивационной сферы, а также ценности и конфликты личности. Нами была задействована ценностно-ориентированная система «Диагностика внутреннего конфликта» Е. Б. Фанталовой (Фанталова Е. Б. 2001, 2007, 2008, 2009; Бурлачук Л. Ф., 2008), включающая следующие методики:

а) «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД);

б) «Семь состояний»;

105

в) «Шкала оценки дискомфорта».

В качестве метода математической статистики использовался U-критерий Манна – Уитни для сравнения групп (достоверность различий по параметрам). В анализе результатов мы рассматривали такие показатели ценностно-мотивационной сферы как интегральный индекс расхождения «Ценность — Доступность» (RЦ — Д), внутренний конфликт (ВК), внутренний вакуум (ВВ) и нейтральную зону (НЗ) по различным житейским понятиям-ценностям у экономистов и воспитателей (методика «УСЦД»). На основе сравнительного анализа полученных результатов нами были выявлены достоверные различия в показателях между «Ценностью» и «Доступностью» по различным жизненным сферам и эмоциональной регуляции у воспитателей и экономистов (в методике УСЦД — по показателям RЦ — Д, ВК, ВВ, НЗ, в методике «Шкала оценки дискомфорта» — по показателю УД). Остановимся подробнее на анализе полученных результатов.

По полученным данным можно сказать, что у экономистов наблюдается внутренний конфликт по таким показателям как «Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь» и «Счастливая семейная жизнь».

Внутренний вакуум у экономистов отмечается в таких сферах как «Красота природы и искусства» и «Познание» (возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

Внутренний конфликт у воспитателей также, как и у экономистов, обнаруживается по показателям «Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь» и «Счастливая семейная жизнь». То есть у экономистов и воспитателей внутренний конфликт обнаружен по одним и тем же понятиям, но при этом у воспитателей эти конфликты выражены значительнее.

106

Внутренний вакуум у воспитателей обнаружен по показателям «Активная деятельная жизнь», «Свобода как независимость в поступках и действиях» («ВК» воспитателей больше «ВК» экономистов в два раза).

Следует отметить, что для воспитателей по сравнению с экономистами характерны более высокие достоверно-различимые показатели по таким ценностям как «Красота природы и искусства», «Наличие хороших и верных друзей» и «Познание», «Творчество», в то время как для экономистов важнее такие ценности как «Активная и деятельная жизнь», «Любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) и «Материально-обеспеченная жизнь». Можно также заметить, что у экономистов отмечаются более высокие, достоверно-различимые показатели «Доступности» по таким понятиям, как «Интересная работа» и «Материально-обеспеченная жизнь», а для воспитателей более доступны «Наличие хороших и верных друзей», «Познание», «Свобода от внутренних противоречий и сомнений» и «Творчество». Совокупность показателей, отражающая диссоциацию в ценностно-мотивационной сфере, достоверно выше у воспитателей, чем у экономистов. Это касается как общего индекса диссоциации «Ценность — Доступность» (RЦ — Д), так и отдельных расхождений по «Ценности» и «Доступности», раскрывающихся во внутренних конфликтах и внутренних вакуумах по ряду жизненных сфер.

Суммарные показатели внутренних конфликтов, внутренних вакуумов и нейтральной зоны в составе индекса RЦ — Д в процентах для экономистов и воспитателей представлены ниже на диаграммах, на рис. 1

Рис. 1. Круговые диаграммы соотношения суммарных показателей внутреннего конфликта (ВК), внутреннего вакуума (ВВ) и нейтральной зоны (НЗ) в % для экономистов и воспитателей.

107

Уровень внутреннего дискомфорта также значимо выше у воспитателей по сравнению с экономистами, что свидетельствует о том, что неудовлетворенность собственной жизнью у воспитателей значительно превосходит этот показатель у экономистов.

Резюмируя полученные результаты, представляется важным выделить следующие из них. Проведенное исследование показало, что для лиц с различной профессиональной деятельностью, а именно для экономистов и воспитателей, характерны специфические особенности, раскрывающие их ценностно-мотивационную сферу, эмоциональную регуляцию и социально-психологическую адаптацию. Таким образом, можно сказать, что первоначальная гипотеза исследования, заключающаяся в наличии определенной специфики мотивации у исследованных контингентов, подтвердилась. Обнаружено определенное неблагополучие в ценностно-мотивационной сфере воспитателей по сравнению с экономистами — более высокий уровень диссоциации между Ценным и Доступным, высокие уровни внутренних конфликтов и внутренних вакуумов. Сравнительный анализ внутренних конфликтов у экономистов и воспитателей показал сходство их по содержанию, но при этом обнаружил значительное различие по выраженности. Как для экономистов, так и для воспитателей характерны внутренние конфликты в таких сферах, как «Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь» и «Счастливая семейная жизнь», но выраженность их у воспитателей значительно выше, чем у экономистов. Определенный интерес представляет собой некоторое различие в приоритете жизненно-важных ценностей у экономистов и воспитателей. Если для экономистов наиболее важными представляются такие ценности как «Активная, деятельная жизнь», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», то для воспитателей наиболее

108

актуальными являются «Красота природы и искусства», «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», «Познание», «Творчество». На наш взгляд, учет содержания полученных результатов позволяет оптимальным образом построить стратегию консультирования и психологической помощи для данных контингентов различной профессиональной деятельности.

Литература

1. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // «диагностики внутреннего конфликта система». — СПб: Питер, 2008. 3-е изд. С. 119—120

2. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

3. Фанталова Е. Б. Возможности методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» для общей и прикладной психологии // Психология XXI столетия. Теория. Эксперимент. Социальная практика: материалы Международного конгресса, Кострома, 10—13 сентября, 2009 г. Том. 1. — М.; Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2009. С. 367—372.

4. Фанталова Е. Б. Внутренний конфликт как предмет междисциплинарного исследования в философии, психологии и медицине // Сб. Философские проблемы биологии и медицины / Вып. 2: Междисциплинарные аспекты биомедицины. (Материалы конференции). — М.: Принтберри, 2008. С. 345—349.

5. Фанталова Е. Б. Комплекс методик системы «Диагностика внутреннего конфликта» в образовательном процессе // Актуальные проблемы современного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под общей ред. Мельниковой Р. И. — Воронеж: ВИЭСУ, ЦНТИ, 2009. С. 68—72.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-1031.htm