Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

166

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЗРОСЛЫМИ
И СВЕРСТНИКАМИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ1

I. Задачи сопоставительного изучения
общения детей с взрослыми и сверстниками

Коллектив лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН в течение полутора десятилетий занимается изучением общения детей с взрослыми. Исследовалось, как это общение впервые возникает в первые недели и месяцы жизни после появления ребенка на свет и как оно в дальнейшем преобразуется и изменяется.

Подход к общению как к особого рода — коммуникативной — деятельности (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, 1974) и применение для его анализа общей концепции деятельности, развиваемой в психологии А. Н. Леонтьевым (1976), позволили составить достаточно четкое представление о структуре общения и о содержании его на разных этапах раннего и дошкольного детства (М. И. Лисина, 1974а). Исследование общения в системе других деятельностей ребенка открыло возможность для понимания его роли в общем психологическом развитии ребенка, для выяснения путей и механизмов влияния общения на другие стороны детской психики и взаимодействия его с ними (см., например, М. И. Лисина, 1976).

Однако, чем дальше продвигалось исследование, тем яснее становилось, что формирование социального поведения и личности ребенка нельзя понять, если ограничиваться изучением контактов детей только с взрослыми. Большое и все увеличивающееся с возрастом место в жизни

167

ребенка занимает также его общение с другими детьми. Поэтому перед нами, естественно, встала задача расширения сферы исследования и включения в нее общения детей не только с взрослыми, но и со сверстниками. В настоящее время коллектив лаборатории лишь приступает к выполнению своей задачи. Тем важнее на этом этапе определить свои исходные позиции и сформулировать рабочие гипотезы в тех пунктах, где это уже представляется возможным.

Естественно, что работа, проделанная ранее относительно общения детей с взрослыми, может служить той основой, от которой мы отправляемся дальше. Поэтому в начале пути было решено изучать общение со сверстниками в постоянном сопоставлении его с общением с взрослыми. Впрочем, история нашего исследования — и вопросы преемственности его этапов — лишь одна и не самая главная причина, обусловившая выдвижение вопроса о сходстве и различии двух сфер общения с окружающими людьми у маленьких детей.

Более важной причиной является единая, на наш взгляд, природа обеих сфер общения, как разновидностей одной и той же по существу деятельности — коммуникативной. Главное, что объединяет обе сферы, состоит в предмете деятельности: в обоих случаях таким предметом служит другой человек, партнер ребенка по общению. Будучи направлена на один и тот же объект, эта деятельность в обоих ее вариантах должна давать и единый продукт — самопознание и самооценку через познание и оценку партнера (и партнером). Но тогда и сама активность ребенка в целом — природа лежащей в ее основе потребности и побуждающих ее мотивов, составляющие эту активность действия и операции — в обоих случаях оказывается в принципе одной и той же. Основное, что различает эти сферы общения, сводится к тому, кто именно является партнером ребенка — взрослый или другой ребенок. Различие немаловажное, но нам думается, что оно не отменяет единства обеих сфер коммуникативной деятельности. По-видимому, оно определяет лишь то, каким образом работают два варианта единого механизма. Ниже мы вернемся к этому тезису и рассмотрим его более подробно.

Следует указать на еще одну немаловажную причину, побуждающую исследовать общение со сверстником в сопоставлении с общением с взрослыми — это их действительная

168

связь между собой в жизни ребенка. Можно даже думать, что общение с взрослыми реально во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Право на такое предположение нам дает тот факт, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться с взрослыми и лишь значительно позднее завязывают связи между собою. Кроме того, результаты проведенных нами исследований, свидетельствующие о том, что взрослый остается центром мира детей вплоть до семи лет (верхней границы избранного нами для изучения периода детства), заставляют ожидать, что отношения с ним будут сильно влиять на взаимодействие ребенка со своими сверстниками. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок раннего и дошкольного возраста, входят и взрослый, и остальные дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для ребенка, конечно, опосредствует его связи со сверстниками.

Из тех предварительных соображений, которые были высказаны выше, вытекают две самые общие гипотезы.

Первая гипотеза касается того, что общение со сверстником есть особая — коммуникативная — деятельность, такая же по своей природе, как и общение с взрослым. Следовательно, для ее анализа можно применить приемы, разработанные при изучении общения с взрослыми. Это относится, в частности, к критериям для определения того, возникла ли уже у ребенка деятельность общения со сверстниками и на каком этапе становления она находится.

Вторая гипотеза состоит в предположении, что общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением ребенка и взрослых и испытывает мощное влияние из этой второй сферы. Следовательно, при исследовании контактов детей между собой необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности общения каждого из них с взрослыми.

После высказанных выше предварительных замечаний попытаемся представить себе, что же такое общение ребенка со сверстниками, когда оно появляется, как развивается и какую роль играет в общем развитии психики детей.

169

II. Роль и функции общения со сверстниками
в психическом развитии детей

Начнем с последнего вопроса и укажем, что насчет роли общения со сверстниками и его функции в онтогенезе мы не встретили пока в психологии общепринятого содержательного мнения. Конечно, подавляющее большинство авторов соглашается с тем, что «правильно поставленное» и «адекватное возрасту» взаимодействие с детьми «полезно» для развития ребенка вообще, для формирования его личности в частности. Но насколько важно это условие? Этот вопрос в общем остается пока без ответа. Нельзя не признать справедливости замечания Я. Л. Коломинского (1976, стр. 49), который пишет: «Предстоят еще специальные исследования для выяснения той конкретной роли, которую играет общение со сверстниками, взаимоотношения с ними, в психическом развитии ребенка, для выяснения специфического значения, которое имеют эти факторы по сравнению с общением и взаимоотношениями, с одной стороны, с взрослыми, а с другой — с людьми более молодыми. Можно предполагать, что каждая из обозначенных сфер общения и взаимоотношений — со сверстниками, старшими, людьми более молодыми — имеет свои специфические особенности не только со стороны задач, содержания и средств, но и по функции в психическом развитии и психической жизни человека».

Нам представляется, что в приведенных выше словах очень точно выражено, чего не хватает психологии общения сверстников — именно понимания той жизненной роли, которую, по-видимому, имеет этот фактор в общем психическом развитии ребенка. И это в то время, когда аналогичный вопрос относительно важности общения с взрослыми имеет ясный и однозначный ответ: без общения с взрослыми невозможно психическое развитие детей, так как именно в контексте этой деятельности ребенок усваивает общественно-исторический опыт человечества и сам приобщается к человеческому роду. А в первые годы жизни этот фактор приобретает витальное — без всякого преувеличения! — значение. Вот почему конечной целью предпринимаемого нами цикла исследований и становится выяснение того, какова жизненная функция общения со сверстниками в жизни детей; что теряет ребенок, растущий

170

без сотоварищей в раннем и дошкольном детстве; и что он специфическое приобретает, если имеет с ними достаточные по количеству и качеству контакты.

Рассмотрим некоторые сведения о жизненной функции общения, которые можно найти в зарубежной литературе.

Знакомство с некоторыми работами, вышедшими из печати в последние годы, убеждает нас в существовании указанного пробела. Так, в книге выдающегося американского детского врача Б. Спока (1971) затрагивается множество вопросов, связанных с практикой воспитания детей. Автор не мог обойти и тему общения ребенка со сверстниками. И что же он говорит по этому поводу?

На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей: «систематически приучать детей обмениваться игрушками и делиться лакомыми кусочками»; всюду, когда это возможно, помещать ребенка в общество других детей хотя бы 1—2 раза в неделю по 2—3 часа каждый раз; и даже годовалого ребенка «водить туда, где есть дети». Каков же смысл этих рекомендаций? В общем, разъяснения автора сводятся к указанию на то, что общество детей необходимо ребенку, «чтобы научиться жить в коллективе, что является главной задачей его жизни». Б. Спок утверждает, что то, «насколько взрослый человек умеет ладить с людьми на работе, в семье, со знакомыми, зависит от того, как хорошо он умел в детстве ладить с другими детьми». Дело в том, — поясняет автор, — что, регулярно общаясь с другими детьми, «ребенок научается сердиться и стоять за свои права». Если же он не бывал в обществе детей, ему понадобится много месяцев, чтобы привыкнуть к ним.

Книга американского врача Б. Спока приобрела широкую популярность на Западе благодаря тому, что в основе ее лежит материал многолетних наблюдений и знание фактов, добытых смежными науками, в том числе и психологией. Однако, приходится признать, что в вопросе о значении общения со сверстниками рекомендации знаменитого педиатра не имеют достаточно солидного обоснования. Мы не знаем ничего достоверного о том, как и насколько пребывание вне общества сверстников мешает ребенку в последующем устанавливать приятельские и дружеские отношения с товарищами. И уж совсем мало известно о том, насколько изоляция от сверстников в детстве препятствует

171

деловым и иным контактам с окружающими людьми человеку, когда он становится взрослым.

Недаром в своей сводке последних экспериментальных материалов соотечественница Спока Дж. Данн (1977) сетует на то, как мало известно о гибкости и сложности отношений с окружающими у маленьких детей и специально подчеркивает тот факт, что «мы особенно не осведомлены об отношениях детей с другими детьми».

На фоне тех скудных сведений, которые нам удалось разыскать в последних изданиях относительно значения общения со сверстниками для общего психического развития ребенка, пристальное внимание привлекает работа супругов Х. и М. Харлоу (1966), хотя она и выполнена на обезьянах, и даже не на антропоидах, а на макаках-резусах. Это, конечно, ограничивает значение полученных в ней фактов, которые, разумеется, никак нельзя прямо распространять на человека. Но, исследуя животных, авторы получили право на такое вмешательство в их жизнь, которое немыслимо в отношении детей. Поэтому материалы, полученные Харлоу, имеют уникальный характер и заслуживают специального рассмотрения.

Широко известны эксперименты Х. Харлоу, в которых маленьких резусов растили в изоляции от матери или в обществе различного рода манекенов, исполнявших роль «суррогатной матери» младенца. Такие эксперименты позволили выяснить важнейшую роль отношений с матерью в развитии макак и установить значение некоторых факторов в процессе формирования привязанности («любви», по терминологии Харлоу) младенцев обезьян к своей матери. Значительно меньше известны более поздние работы супругов Харлоу. Между тем несколько лет спустя после первого цикла исследований были заложены новые опыты с «целью сопоставить относительную важность взаимоотношений детенышей с матерью и важность аффективных отношений между детенышами в процессе социализации». Для этого сирот, отлученных сразу после рождения от матерей, воспитывали либо в полном одиночестве; либо в полуизоляции, когда детеныши-резусы видели и слышали друг друга, но не могли соприкасаться; либо, наконец, группами по четыре сидели в одной клетке.

Наблюдения показали, что в последнем случае отношения между детенышами сильно отличались от нормальных,

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-1661.htm