Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

3

А. В. ЗАПОРОЖЕЦ,
М. И. ЛИСИНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Публикуемые исследования, введением к которым служит настоящая статья, выполнены сотрудниками лаборатории психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН СССР.

Они посвящены общим особенностям познавательной деятельности на ранних ступенях человеческого онтогенеза, формированию звуковысотного слуха у детей, а также развитию осязания и зрения на разных ступенях дошкольного детства.

Изучение развития детского восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей.

Экспериментальное исследование восприятия, являясь важным для детской и педагогической психологии, представляет вместе с тем большую ценность и для общей психологии: с его помощью обнаруживаются такие особенности сенсорных процессов, которые не могут быть вскрыты с помощью других психологических методов.

Исследования, публикуемые в этой книге, характеризуют единый подход к изучаемой проблеме и общее понимание природы, генезиса и функций сенсорных процессов.

Выдвинутое советскими психологами (А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др.) положение о роли деятельности в психическом развитии субъекта имеет решающее значение и для понимания онтогенеза человеческого восприятия.

Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Так, например, проведенные в нашей лаборатории исследования показывают, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и ребенка-дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной

4

деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т. д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию.

Таким образом, возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности.

Сенсорные процессы, будучи органически связаны с различными видами деятельности и развиваясь вместе с ними, сами носят активный характер, являются своеобразными ориентировочно-исследовательскими действиями. Это положение, выдвинутое рядом советских психологов (А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) и основывающееся на рефлекторном понимании сенсорных процессов по И. М. Сеченову и И. П. Павлову, развивалось нами на материале исследования онтогенеза человеческого восприятия.

В публикуемых работах путем непосредственного наблюдения и с помощью специальной кинорегистрации прослеживались изменения различного рода перцептивных действий в процессе развития осязания и зрения (З. М. Богуславская, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская), а также слухового восприятия (Т. К. Мухина, Т. А. Репина). Комплексное изучение развития познавательной деятельности в раннем онтогенезе было проведено М. И. Лисиной.

Основная функция перцептивных действий заключается в обследовании объекта и в «уподоблении» (А. Н. Леонтьев) его свойствам, что дает возможность снять копию, создать модель воспринимаемого объекта.

Проблема моделирования объекта в процессе восприятия представляется нам весьма важной для психологии. Ее разработка дает возможность проникнуть во внутренние механизмы познавательной деятельности субъекта, механизмы активного, действенного отражения окружающей действительности.

Генетическое исследование позволяет обнаружить большое разнообразие видов этого моделирования и вместе с тем облегчает задачу их исследования, поскольку на ранних ступенях развития они выступают в своей развернутой внешней форме и лишь на более поздних этапах, претерпевая ряд последовательных изменений, приобретают характер внутреннего, идеального действия, формирующего внутреннюю модель, перцептивный образ воспринимаемого объекта.

В работах В. П. Зинченко и А. Г. Рузской прослеживалась эволюция «натуральных» форм моделирования при зрительном и осязательном восприятии предмета у детей. Эти формы являются «натуральными» в том смысле, что моделирование здесь

5

осуществляется с помощью естественных органов субъекта, при посредстве «уподобляющихся» предмету движений руки, глаза и т. д. В отличие от этого в работах З. М. Богуславской и Т. А. Репиной изучались особенности и роль в формировании образов зрительного и слухового восприятия, так называемых искусственных, предметных форм моделирования.

Специфической особенностью этих форм является то, что моделирование здесь производится уже не непосредственно, не путем движений собственного тела, а опосредованно — при помощи создания и использования предметных копий, графических изображений и т. д.

Как показывают полученные экспериментальные данные, подобного рода предметные моделирующие действия, складывающиеся первоначально как исполнительские компоненты различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации и т. д.), затем могут приобрести для ребенка и ориентировочно-исследовательскую функцию, использоваться в целях формирования сенсорного образа, значительно повышая эффективность восприятия.

Как же развиваются у ребенка эти перцептивные действия, уподобляющие, моделирующие особенности воспринимаемого предмета? В связи с этой проблемой необходимо раскрыть принципиальное положение, которое разрабатывалось теоретически и экспериментально в нашей лаборатории и получило отражение в статьях этого сборника.

Анализ движущих причин и общего характера сенсорного развития у ребенка обнаруживает несостоятельность господствовавших до недавнего времени в психологии и физиологии натуралистических позиций, согласно которым это развитие якобы тождественно онтогенезу сенсорики животных, целиком определяясь созреванием врожденных анатомо-физиологических механизмов и их приспособлением к окружающим условиям существования.

Как показывают наши исследования, развитие детского восприятия подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики, который осуществляется путем «усвоения» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), овладения социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

В результате многовекового опыта производственной, научной и художественной деятельности человечество выделило из всего бесконечного многообразия воспринимаемой действительности такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, системы форм и цветов видимых предметов и т. д.

Отдельный индивид на протяжении детства усваивает системы подобного рода и научается ими пользоваться как чувственными

6

мерками, или эталонами, для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта.

В процессе такого усвоения восприятие ребенка приобретает не только специфически человеческое содержание, но и своеобразную, человеческую, структуру, поскольку он овладевает общественно выработанными сенсорными эталонами и научается пользоваться ими в целях обследования предметов и построения их адекватного отображения.

Процессы усвоения не отменяют, конечно, процессов созревания анализаторных аппаратов и приспособления их функций к условиям существования, однако эти процессы созревания и адаптации в развитии восприятия ребенка приобретают не самостоятельное, а относительное значение — значение предпосылок процесса овладения общественным чувственным опытом.

Таковы некоторые основные теоретические положения, которые развивались в конкретных психологических исследованиях восприятия, проведенных в лаборатории психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН СССР.

Перейдем теперь к краткой характеристике отдельных работ, публикуемых в настоящем сборнике.

Статья М. И. Лисиной посвящена развитию познавательной деятельности ребенка первого полугодия жизни. Исследование ранних, так сказать, исходных форм познавательной активности ребенка имеет первостепенное значение для понимания общего хода психического развития вообще и развития восприятия в частности.

Хотя в литературе вопросам раннего детства уделяется довольно большое внимание, однако в ней сообщается об отдельных, изолированных реакциях младенца на некоторые внешние воздействия без попытки дать систематическое описание комплексной познавательной деятельности детей, направленной на обследование окружающих предметов, и без выяснения состава, структуры и побудительных мотивов этой деятельности.

Для восполнения этого пробела М. И. Лисина предприняла систематическое изучение развития познавательной деятельности у группы детей первого полугодия жизни методом срезов, проводя периодически (через каждый месяц) серию экспериментальных проб, в которых варьировались характер предъявляемых раздражителей и способы их предъявления.

Проведенное исследование показало, что уже на протяжении первого полугодия жизни у ребенка обнаруживаются не только изолированные ориентировочные реакции на внешние раздражители, но и довольно сложные формы комплексной познавательной деятельности, характеризующейся изменением общего поведения при появлении нового объекта, наличием устойчивой структуры реакций, входящих в состав деятельности, сочетанием собственно познавательных и эмоциональных компонентов, своеобразным

7

взаимодействием различных анализаторов, участвующих в обследовании воспринимаемого объекта.

На протяжении первых шести месяцев жизни значительно повышается длительность познавательной деятельности и количество совершаемых при этом ребенком реакций. Вместе с тем возрастает удельный вес более активных, целенаправленных способов обследования объекта за счет снижения роли более примитивных импульсивных реакций.

М. И. Лисина показывает, что ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка в первом полугодии жизни значительно сложнее и обеспечивает более многостороннее ознакомление с действительностью, чем это принято было думать до сих пор. Эти выводы имеют важное теоретическое значение для понимания онтогенеза познавательных процессов, а также значение практическое — для разработки психологических основ педагогики раннего детства.

Если в работе М. И. Лисиной дается общая характеристика ранних форм познавательной деятельности ребенка, то в статье Т. К. Мухиной и М. И. Лисиной излагаются данные специального исследования развития звуковысотного слуха в раннем детстве.

В ранее проведенном экспериментальном исследовании один из авторов статьи (Т. К. Мухина) обнаружил факт значительного ускорения (примерно в пять раз) выработки дифференцированной условной ориентировочной реакции на пару тонов (высотой 400 и 900 герц) в возрасте от 6 мес. до 2 лет 6 мес.

Обсуждая полученные данные, Т. К. Мухина и М. И. Лисина приходят к выводу, что, хотя обнаруженные возрастные сдвиги в образовании звуковысотной дифференцировки и связаны в какой-то степени с развитием у детей различительной чувствительности и совершенствованием их нейродинамики, все же определяются они, по-видимому, не столько этими факторами, сколько другими причинами. Обладая уже в первые месяцы жизни довольно высокими потенциальными возможностями звуковысотного различения, дети, в силу того что в их жизненном опыте дифференцирование тонов лишено существенного значения, не ориентируются на них и оказываются по отношению к ним мало чувствительными.

В связи с этим возникло предположение, что если создать ситуацию, в которой высота звука приобрела бы для ребенка сигнальное значение, а вместе с тем вырабатывались бы адекватные способы ориентировки на тональные особенности воспринимаемых раздражителей, то быстрота выработки соответствующих дифференцировок у детей раннего возраста значительно повысилась бы.

Проведенные авторами эксперименты подтвердили это предположение. Так, удалось сократить более чем в два раза количество

8

предъявлений, необходимых для выработки звуковысотной дифференцировки, в результате занятий, в которых слушание музыкальных звуков было включено в эмоциональное общение ребенка со взрослым и где высота звука «моделировалась» экспериментатором с помощью выразительных движений рук и интонационно-мимических средств, сопровождавших пение. В ходе опытов дети подражали экспериментатору, воспроизводя пропеваемые им звуки и совершаемые им выразительные движения.

Такое моделирование акустических раздражителей, осуществляемое ребенком совместно со взрослым, оказывало положительное влияние на скорость выработки звуковысотной дифференцировки. Она была тем выше, чем активнее дети вели себя на занятиях. Статистически значимый коэффициент ранговой корреляции указывает на особенно тесную связь между скоростью дифференцирования и количеством подражательных движений ребенка.

Знаменательным является тот факт, что уже в раннем детстве возможно обучение ребенка простейшим способам такого моделирования, что приводит к значительному повышению эффективности его восприятия.

В работе Т. А. Репиной сделана попытка выяснить роль различных форм предметного моделирования в дифференцировании звуков по высоте у детей третьего года жизни.

В проведенных сериях экспериментов предъявлялись звуки различной высоты, причем они «опредмечивались», т. е. связывались в опыте с разными предметами. В первой серии опытов между звуками и сочетавшимися с ними предметами не было никакого соответствия. Во второй серии отношение между различаемыми звуками и связанными с ними объектами находилось, в известном соответствии (низкий звук был связан с большим, а высокий — с маленьким предметом). Однако обнаруживающаяся здесь аналогия носила, так сказать, абстрактный, искусственный характер, так как она не получала специальной опоры в опыте ребенка.

В третьей серии использовалась аналогия, соответствующая житейскому опыту ребенка. Высокий звук связывался с появлением маленькой собачки, а низкий — с появлением большой. В четвертой серии такого рода аналогия была усилена введением дополнительных объектов. Маленькую лошадку, издававшую высокие звуки, нужно было кормить из маленькой кастрюльки, а большую, издававшую низкие звуки, — из большой.

Наиболее ощутимые результаты звуковысотного дифференцирования были получены в последней серии экспериментов. Установленные факты дают известное основание утверждать, что использованное в описанных выше опытах «опредмечивание» звуков, т. е. связывание их с определенными объектами, повышает

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-0031.htm