М. ЛИСИНА
Х. ШЕРЬЯЗДАНОВА
СПЕЦИФИКА
ВОСПРИЯТИЯ
И
ОБЩЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Алма-Ата «Мектеп» 1989
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Лисина, Шерьязданова. Специфика восприятия и общения у дошкольников | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
ББК 74. 102
Л 63
Рецензент кандидат психологических наук
В. К. Шабельников
Лисина М. И., Шерьязданова Х. Т. | |
Л 63 | Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 80 с. |
Л | 4305000000—87 | 276—89 | ББК 74.102 | |
404(05)—89 |
ISBN 5-625-00532-Х | © Издательство «Мектеп», 1989 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемы современного состояния воспитательно-образовательной работы с детьми, начиная с самого раннего возраста, находятся в центре внимания советского общества. Успешное решение их во многом зависит от психолого-педагогической подготовки воспитателей, родителей и от того, насколько творчески используются ими знания по детской психологии. Современная педагогическая литература дает представление о различных направлениях в воспитательной работе с дошкольниками. Однако некоторые экспериментальные исследования в области детской психологии для большинства читателей остаются неизвестными. Между тем, интерес к таким вопросам у широкого читателя огромен. Настоящая работа частично восполняет эти пробелы.
В центре ее — изучение психологических условий и механизмов проявления избирательного отношения к зрительным воздействиям у дошкольников.
Восприятие человека избирательно, из всего обилия различных воздействий он отбирает только важное, значимое для него. Явление избирательности имеет всеобщий характер и проявляется не только в восприятии, но и во внимании, памяти человека, наблюдается в различных видах творческой деятельности.
Авторами прослеживается путь избирательности к зрительным воздействиям у детей первых семи лет жизни, дается характеристика и проводится анализ причин, лежащих в основе этого явления. В частности, выделяется связь избирательности восприятия и общения у дошкольников.
Потребность в общении с окружающими людьми приобретает у ребенка, вследствие условий его жизни, первостепенное значение. Можно думать, что ребенок
именно благодаря ей проявляет особое отношение к воздействиям, связанным с человеком.
Дошкольный возраст является важным периодом в развитии общения ребенка с окружающими людьми. Несмотря на небольшую его продолжительность (всего четыре года), именно в это время у детей происходят существенные изменения коммуникативной деятельности: расширяется круг общения, появляются контакты со сверстниками, сильно изменяется взаимодействие с окружающими взрослыми. В дошкольном возрасте преобразуется и сама потребность в общении: на его протяжении сменяются три формы коммуникативной деятельности ребенка со взрослыми. В основе каждой формы общения лежит особое содержание потребности. Изменение относительного значения потребности в общении, в свою очередь, может привести к выраженному изменению характера избирательного отношения дошкольника к воздействиям, связанным с человеком.
Доказать не только эту связь, но и показать, как «управлять» избирательностью у дошкольников, можно, зная характер их коммуникативной деятельности.
Развитию избирательного отношения детей к зрительным воздействиям посвящен цикл исследований, изложенных во второй главе. Следующий цикл посвящен выяснению влияния общения на характер избирательного отношения, и его результаты содержатся в третьей и четвертой главах. В завершающей части обсуждаются полученные результаты и связанные с ними проблемы теоретического и практического характера.
ГЛАВА I. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Понятие избирательного отношения к окружающему миру |
Отношение человека к окружающему миру избирательно. Из всего обилия раздражителей он воспринимает только незначительную их часть — те, которые имеют наибольшее жизненное значение в данных обстоятельствах.
Избирательность к окружающему проявляется в различных психических процессах: в ощущении, восприятии, внимании и др. Она отражается в творческой деятельности музыкантов, художников и т. д.
В профессиональных занятиях людей избирательное отношение обнаруживается в разных явлениях. Оно определяет остроту цветоразличительной чувствительности у сталеваров, по оттенкам воспринимаемого цвета регулирующих температуру в печи, точность абсолютной и разностной чувствительности к вкусовым качествам у дегустаторов, повышенную восприимчивость к высоте звука у настройщиков музыкальных инструментов и т. п. Несмотря на обилие проявлений избирательного отношения людей к воздействиям в различных сферах деятельности, все они сводятся к одному — «неодинаковости» значения для человека одних воздействий по сравнению с другими.
Существует ряд терминов, используемых в психологической литературе для обозначения феномена избирательности. Так, повышенную скорость обнаружения значимых раздражителей в ситуации восприятия называют «избирательной восприимчивостью», повышенную тонкость анализа особенностей воспринимаемых сигналов обозначают термином «избирательная чувствительность», предпочтительный выбор объектов одного класса среди других определяют, как «избирательное внимание».
Представляется предпочтительным использование термина «избирательное отношение» или его синонима «избирательность», потому что они включают в себя больший объем понятий и одинаково применимы ко всем перечисленным выше, а также неупомянутым разновидностям феномена. Они приложимы ко всем случаям проявления людьми пристрастного отношения к определенной группе воздействий, независимо от того, на каком уровне психической деятельности оно развертывается. Наличие избирательного отношения к воздействиям может проявиться и в большей скорости их обнаружения, и в повышенном к ним внимании, и в особой тонкости различения градации этих сигналов по ряду показателей, как порознь, так и одновременно.
Каковы же причины избирательного отношения к окружающим человека воздействиям в различных сферах его деятельности?
Факторы, определяющие избирательное отношение людей к окружающему миру |
Существует несколько точек зрения на факторы, определяющие избирательность отношения человека к миру.
Широко распространена точка зрения, которая толкует избирательное отношение к некоторым объектам, как результат присущей живым существам склонности к предпочтительному восприятию сложных — наиболее информативных — раздражителей. Сама же склонность к наибольшей информативности имеет прирожденный характер.
Широкое распространение приобрела концепция, согласно которой избирательность имеет условно-рефлекторную природу. Так, утверждается, что избирательное отношение детей к воздействиям, исходящим от человека, формируется целиком прижизненно по механизму образования условно-рефлекторных связей. Сочетание вида матери с удовлетворением «первичных» физиологических нужд детей (главным образом, в пище, но также и других, вплоть до нужды во впечатлениях) превращает эти зрительные сигналы в особые — «вторичное» подкрепление, что, в свою очередь, приводит к быстрому выделению их детьми среди других воздействий.
В ходу также взгляд, согласно которому в жизни организма существует некий критический период, в течение которого происходит быстрое и прочное запечатление некоторых внешних раздражителей. Указанный механизм «импринтинга» описан зоопсихологами. У
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Детская психология → Возрастные особенности