Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

М. ЛИСИНА

Х. ШЕРЬЯЗДАНОВА

СПЕЦИФИКА
ВОСПРИЯТИЯ
И
ОБЩЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ

Алма-Ата «Мектеп» 1989

2

ББК 74. 102
Л 63

Рецензент кандидат психологических наук
В. К. Шабельников

 

 

Лисина М. И., Шерьязданова Х. Т.

Л 63

Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 80 с.

 

Л

4305000000—87

276—89

 

ББК 74.102

404(05)—89

 

ISBN 5-625-00532-Х

© Издательство «Мектеп», 1989

3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы современного состояния воспитательно-образовательной работы с детьми, начиная с самого раннего возраста, находятся в центре внимания советского общества. Успешное решение их во многом зависит от психолого-педагогической подготовки воспитателей, родителей и от того, насколько творчески используются ими знания по детской психологии. Современная педагогическая литература дает представление о различных направлениях в воспитательной работе с дошкольниками. Однако некоторые экспериментальные исследования в области детской психологии для большинства читателей остаются неизвестными. Между тем, интерес к таким вопросам у широкого читателя огромен. Настоящая работа частично восполняет эти пробелы.

В центре ее — изучение психологических условий и механизмов проявления избирательного отношения к зрительным воздействиям у дошкольников.

Восприятие человека избирательно, из всего обилия различных воздействий он отбирает только важное, значимое для него. Явление избирательности имеет всеобщий характер и проявляется не только в восприятии, но и во внимании, памяти человека, наблюдается в различных видах творческой деятельности.

Авторами прослеживается путь избирательности к зрительным воздействиям у детей первых семи лет жизни, дается характеристика и проводится анализ причин, лежащих в основе этого явления. В частности, выделяется связь избирательности восприятия и общения у дошкольников.

Потребность в общении с окружающими людьми приобретает у ребенка, вследствие условий его жизни, первостепенное значение. Можно думать, что ребенок

4

именно благодаря ей проявляет особое отношение к воздействиям, связанным с человеком.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии общения ребенка с окружающими людьми. Несмотря на небольшую его продолжительность (всего четыре года), именно в это время у детей происходят существенные изменения коммуникативной деятельности: расширяется круг общения, появляются контакты со сверстниками, сильно изменяется взаимодействие с окружающими взрослыми. В дошкольном возрасте преобразуется и сама потребность в общении: на его протяжении сменяются три формы коммуникативной деятельности ребенка со взрослыми. В основе каждой формы общения лежит особое содержание потребности. Изменение относительного значения потребности в общении, в свою очередь, может привести к выраженному изменению характера избирательного отношения дошкольника к воздействиям, связанным с человеком.

Доказать не только эту связь, но и показать, как «управлять» избирательностью у дошкольников, можно, зная характер их коммуникативной деятельности.

Развитию избирательного отношения детей к зрительным воздействиям посвящен цикл исследований, изложенных во второй главе. Следующий цикл посвящен выяснению влияния общения на характер избирательного отношения, и его результаты содержатся в третьей и четвертой главах. В завершающей части обсуждаются полученные результаты и связанные с ними проблемы теоретического и практического характера.

5

ГЛАВА I. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Понятие избирательного отношения к окружающему миру

Отношение человека к окружающему миру избирательно. Из всего обилия раздражителей он воспринимает только незначительную их часть — те, которые имеют наибольшее жизненное значение в данных обстоятельствах.

Избирательность к окружающему проявляется в различных психических процессах: в ощущении, восприятии, внимании и др. Она отражается в творческой деятельности музыкантов, художников и т. д.

В профессиональных занятиях людей избирательное отношение обнаруживается в разных явлениях. Оно определяет остроту цветоразличительной чувствительности у сталеваров, по оттенкам воспринимаемого цвета регулирующих температуру в печи, точность абсолютной и разностной чувствительности к вкусовым качествам у дегустаторов, повышенную восприимчивость к высоте звука у настройщиков музыкальных инструментов и т. п. Несмотря на обилие проявлений избирательного отношения людей к воздействиям в различных сферах деятельности, все они сводятся к одному — «неодинаковости» значения для человека одних воздействий по сравнению с другими.

Существует ряд терминов, используемых в психологической литературе для обозначения феномена избирательности. Так, повышенную скорость обнаружения значимых раздражителей в ситуации восприятия называют «избирательной восприимчивостью», повышенную тонкость анализа особенностей воспринимаемых сигналов обозначают термином «избирательная чувствительность», предпочтительный выбор объектов одного класса среди других определяют, как «избирательное внимание».

6

Представляется предпочтительным использование термина «избирательное отношение» или его синонима «избирательность», потому что они включают в себя больший объем понятий и одинаково применимы ко всем перечисленным выше, а также неупомянутым разновидностям феномена. Они приложимы ко всем случаям проявления людьми пристрастного отношения к определенной группе воздействий, независимо от того, на каком уровне психической деятельности оно развертывается. Наличие избирательного отношения к воздействиям может проявиться и в большей скорости их обнаружения, и в повышенном к ним внимании, и в особой тонкости различения градации этих сигналов по ряду показателей, как порознь, так и одновременно.

Каковы же причины избирательного отношения к окружающим человека воздействиям в различных сферах его деятельности?

Факторы, определяющие избирательное отношение людей к окружающему миру

Существует несколько точек зрения на факторы, определяющие избирательность отношения человека к миру.

Широко распространена точка зрения, которая толкует избирательное отношение к некоторым объектам, как результат присущей живым существам склонности к предпочтительному восприятию сложных — наиболее информативных — раздражителей. Сама же склонность к наибольшей информативности имеет прирожденный характер.

Широкое распространение приобрела концепция, согласно которой избирательность имеет условно-рефлекторную природу. Так, утверждается, что избирательное отношение детей к воздействиям, исходящим от человека, формируется целиком прижизненно по механизму образования условно-рефлекторных связей. Сочетание вида матери с удовлетворением «первичных» физиологических нужд детей (главным образом, в пище, но также и других, вплоть до нужды во впечатлениях) превращает эти зрительные сигналы в особые — «вторичное» подкрепление, что, в свою очередь, приводит к быстрому выделению их детьми среди других воздействий.

В ходу также взгляд, согласно которому в жизни организма существует некий критический период, в течение которого происходит быстрое и прочное запечатление некоторых внешних раздражителей. Указанный механизм «импринтинга» описан зоопсихологами. У

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/LSv-1989/LSv-080.htm