Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

19

Исследование основных понятий позитивной психологии с помощью
методов выборки переживаний (ESM)

Л. З. Левит

кандидат психологических наук, научный корреспондент лаборатории методологии и истории психологии Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины

В статье описывается два экспериментальных исследования основных понятий современной позитивной психологии, ассоциируемых с «эвдемонией», «гедонизмом», «потоком», «счастьем» и «несчастьем», с помощью метода выборки переживаний (ESM). Экспериментальные исследования были построены на основе теоретической модели автора статьи — личностно-ориентиро-ванной концепции счастья (ЛОКС). Результаты показывают, что достижение испытуемыми состояний потока ведет к сопутствующему росту практически всех «компонентов счастья», рассматриваемых другими теориями позитивной психологии. Исследование ситуаций, ассоциирующихся с «несчастьем», показало отнесенность большинства из них к «поддерживающей активности» индивида.

Ключевые слова: счастье; несчастье; эвдемония; гедонизм; поток; личностная уникальность; эгоизм; альтруизм.

Теоретическое обоснование и цель исследования. В 2006—2012 годах нами была разработана личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), в которой самореализация индивида описывается через взаимодействие двух систем — личностной уникальности и эгоизма (рис. 1). Каждая система, в свою очередь, состоит из 4 уровней, представляющих собой жизненные этапы субъекта [2]; [3]; [4]; [13].

Наша концепция на своем высшем, четвертом уровне обобщает идеи, заложенные в древних и современных теориях эвдемонической активности, связанных с реализацией высшей жизненной ценности — уникального потенциала индивида и достижением счастья в этом процессе. При этом потоковая активность в рамках концепции М. Чиксентмихайи [8] трактуется как разновидность эвдемонии. Нам показалось обоснованным провести углубленное экспериментальное исследование основных (в том числе потоковых) компонентов эвдемо-нической активности и их отношение к иным определениям счастья, выделяемым другими теориями позитивной психологии — еще и потому, что, по выражению Д. Хэйброна, в современной науке понятие «счастье» является одним из наиболее запутанных [11].

Анализ англоязычной литературы, связанной с проблематикой эвдемонии, позволил нам на момент исследования-1 (май 2012 г.) выделить четыре ее основных признака: самореализацию, самовыражение, саморазвитие, вовлеченность («engagement»). Для теорий гедонизма, главного «противника» эвдемонии

20

в вопросах достижения счастья и субъективного благополучия, основным фактором является удовольствие (наслаждение), которое испытывает субъект. В то же время известно, что эвдемония и гедонизм не только противостоят друг другу, но и при определенных условиях имеют «зоны перекрывания» [14]. Поэтому основная цель исследования-1 заключалась в изучении соотношения и взаимодействия эвдемонических компонентов активности между собой, а также с гедонистическим компонентом.

Рис. 1. ЛОКС

Потоковая активность как разновидность эвдемонии. К основным характеристикам потоковой активности относятся: баланс (достаточно высокой) трудности заданий и (еще более высоких) навыков субъекта, глубокая концентрация и вовлеченность в свое занятие — вплоть до потери самоосознавания, нередко нарушенное восприятие времени, а также получаемое удовольствие [12]. Активность имеет аутотелический характер — выбирается ради нее самой, а не в целях получения «внешних» поощрений либо социального одобрения.

21

Задания, вызывающие поток, должны быть достаточно сложными, требовать специфической компетентности, автономной инициативы и сфокусированного внимания [12, с. 26].

Д. А. Леонтьев отмечает возможность разграничения собственно «потока» в трактовке М. Чиксентмихайи, в котором двумя главными компонентами являются «усилие» и «удовольствие» с «ангажированностью» («engagement»), при которой к «усилию» и «удовольствию» добавляется «смысл» [7]. Поскольку стандартный перевод слова «engagement» означает «зацепленность» или «вовлеченность» — одно из ключевых понятий эвдемонии, наши эксперименты были также связаны с прояснением ее роли.

Потоковая активность представляет собой одну из ярких, хотя и недостаточно систематизированных разновидностей «полноценной», эвдемонической жизни. Наличие целого ряда возможных критериев этого состояния дает возможность его дальнейшего экспериментального изучения с помощью методов выборки переживаний (ESM).

Общая характеристика методов выборки переживаний. Методы выборки переживаний (experience sampling methods) были введены в психодиагностику в 70-х годах прошлого века и к настоящему времени завоевывают все большую популярность. Идиографический подход, лежащий в основе ESM (один человек, много ситуаций), противостоит традиционному номотетическому (одна, как правило, лабораторная ситуация, много человек).

В методах выборки переживаний не существует стабильной «интерперсональной» системы мер, позволяющей уверенно сравнивать количественные показатели состояний между людьми. Однако считается, что внутри личности имеются стабильные «метрики»: «моя оценка 6 всегда больше моей оценки 5» [12, с. 11]. По этой же причине в ESM часто используются так называемые z-оценки, при которых среднему значению показателя присваивается ноль, а одно стандартное отклонение в ту или иную сторону оценивается как плюс один или минус один.

Относительные недостатки, связанные с внутренней валидностью метода, могут быть компенсированы: а) отбором испытуемых — желательно тех, кто имеет искренний интерес к исследованию; б) изучением «логики» корреляций, полученных при количественной обработке данных; в) проведением интервью с каждым испытуемым по окончании исследования — еще и потому, что оно удовлетворяет естественный интерес человека к полученным результатам. Тем самым крепится альянс между обеими сторонами в интересах дальнейшего сотрудничества. Типичный интервал времени для заполнения бланков ESM составляет от 3 до 30 дней, при этом в день в среднем проводится от 1 до 10 измерений.

Исследование-1. Для проверки гипотезы о связи и различиях между основными компонентами эвдемонической и гедонистической активности проводились измерения шкал самореализации, самовыражения, саморазвития, вовлеченности и шкалы удовольствия с помощью метода выборки переживаний (ESM).

В нашем первом исследовании, проводившемся в период с 05.10.2011 по 20.12.2011 года, добровольно приняли участие 5 испытуемых, имевших субмаксимальные и максимальные показатели

22

по шкале личностной уникальности разработанного нами опросника «ЗУЛУ-РЭГ» [1]; [6]. Все испытуемые были женского пола в возрасте от 19 до 32 лет. Три из них являлись студентками факультета психологии БГПУ, две — слушательницами курсов практической психологии, проводимых автором статьи.

Ежедневно каждые 2 часа (за исключением сна) испытуемые в специальной анкете фиксировали вид активности, которой были заняты, а также степень выраженности четырех эвдемонических компонентов (самореализация, самовыражение, саморазвитие, вовлеченность) и одного гедонистического (удовольствие). Использовалась одиннадцатибалльная система оценок (0—10). Перед началом исследования испытуемые прошли краткий инструктаж по процедуре заполнения и получили бланки анкет, а впоследствии посещали еженедельные собрания, где получали необходимые разъяснения и «укрепляли мотивацию» с целью успешного завершения нелегкого исследования.

Результаты исследования-1 и обсуждение. Полученные данные анализировались для каждого испытуемого в отдельности. Описательная статистика по всем измеренным компонентам приведена в табл. 1.

Результаты исследования, приведенные в табл. 1, и однофакторный дисперсионный анализ, проведенный для каждого человека в отдельности, показывают, что у всех пяти испытуемых показатели вовлеченности и удовольствия занимают первое и/или второе место по абсолютной величине. Остальные показатели значительно (статистически значимо) отстают, что позволяет предполагать преимущественно «гедонистическую», а не «эвдемоническую» ориентацию в образе жизни испытуемых (по крайней мере, у четырех из пяти), несмотря на осознание ими собственного личностного потенциала.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи измеренных компонентов был проведен корреляционный анализ. Одной из неожиданностей исследования явилось удивительное совпадение паттернов активности и корреляций между показателями у четырех из пяти испытуемых — при том что методика, казалось бы, «заточена» на выявление «единичного», а не «всеобщего». Одна из таких корреляционных матриц приведена в табл. 2.

Таблица 1

Средние значения ± стандартные отклонения по всем компонентам
для каждого испытуемого

 

Компонент

Исп-я К.

Исп-я Р.

Исп-я Н.

Исп-я С. Е.

Исп-я С. А.

Самовыражение

2,28±2,52

3,34±1,82

3,34±1,82

2Д8±1,10

3,15±2,44

Самореализация

2,05±2,33

3,00±1,84

3,00±1,84

1,50±1,23

3,69±2,71

Саморазвитие

2,18±2,50

4,14±2,10

4,14±2,10

2,19±1,36

2,64±2,51

Вовлеченность

5,63±2,84

6,27±1,79

6,27±1,79

4,20±1,23

4,21±3,00

Удовольствие

3,66±2,54

5,96±1,71

5,96±1,71

5,13±1,20

5,23±2,23

23

Обнаружены высокие корреляции между «самореализацией», «самовыражением» и «саморазвитием» с одной стороны и между «вовлеченностью» и «удовольствием» — с другой. Для обобщения результатов корреляционного анализа был проведен факторный анализ, который для четырех испытуемых из пяти дал практически идентичные результаты. Пример матрицы факторных нагрузок приведен в табл. 3.

Факторный анализ показал, что измеряемые показатели делятся на две группы: самореализация, самовыражение» и саморазвитие (фактор 1) и вовлеченность и удовольствие (фактор 2). Обнаруженная закономерность сразу же направила наш поиск в последующих интервью на выявление сходства между данными четырьмя испытуемыми и их отличия от пятой испытуемой (см. табл. 3).

Таблица 2

Матрица коэффициентов корреляции (Пирсон) между всеми компонентами
для испытуемой К.

 

Компонент

Самовыражение

Самореализация

Саморазвитие

Вовлечённость

Удовольствие

Самовыражение

1,00

0,92

0,69

0,55

0,46

Самореализация

0,92

1,00

0,72

0,54

0,43

Саморазвитие

0,69

0,72

1,00

0,49

0,27

Вовлечённость

0,55

0,54

0,49

1,00

0,66

Удовольствие

0,46

0,43

0,27

0,66

1,00

Таблица 3

Матрица факторных нагрузок (испытуемая К.)

 

Компонент

Фактор 1

Фактор 2

Самовыражение

0,88

0,34

Самореализация

0,91

0,30

Саморазвитие

0,87

0,14

Вовлеченность

0,38

0,81

Удовольствие

0,15

0,93

% объясненной дисперсии

0,50

0,35

Интервью, проведенные по результатам исследования, показали, что «самореализация», «самовыражение» и (в меньшей степени) «саморазвитие» ассоциируются у вышеотмеченных испытуемых с активной ролью в ситуациях, связанных с их (будущей) профессиональной деятельностью как психологов. Подобные ситуации (например, «диагностика

24

ребенка», «проведение тренинга», «подготовка эссе по интересующей теме» и т. д.) в вузовском учебном процессе возникают достаточно редко и связаны скорее с выполнением учебных требований, чем с индивидуальной инициативой самого студента. На вопрос, что мешает испытуемым самостоятельно организовывать подобные ситуации в своей жизни, большинство затруднились с ответом. Звучали разрозненные высказывания относительно нехватки времени, неуверенности в себе и т. д.

Тем не менее, одна из испытуемых, С. А., систематически и самостоятельно ведет дискуссии и тренинги («лидерские», «альфа-курсы») — правда, никак с вузовской программой не связанные. Лишь у нее одной имеется сильная корреляция между показателями «самореализация» и «удовольствие» (табл. 4), а также самый высокий абсолютный показатель «самореализации» — ключевого понятия в эвдемонической активности. Последующее интервью подтвердило установку (и интерес) испытуемой, связанные с самостоятельностью и инициативой в вопросах жизненного выбора и самосовершенствования.

Анализ ситуаций с высокими показателями «вовлеченности» и «удовольствия» у остальных четырех испытуемых показал их преимущественно гедонистическую направленность. Наиболее типичными видами активности в данном случае были: просмотр кинофильма, просмотр сериала, прослушивание музыки, танцы на дискотеке, компьютерная игра, свидание и общение с другом, игра на фортепиано.

Можно сделать вывод, что показатель «вовлеченности» играет хотя и важную, но, скорее, вспомогательную роль, где главным является ответ на вопрос: «В какого рода активность вовлекает себя индивид?». Или если еще точнее, «что именно в этом человеке вызывает сильную вовлеченность именно в данный (эвдемоничес-кий либо гедонистический) вид активности?» Если у большинства испытуемых преобладают гедонистическая вовлеченность и «культура расслабления», то у С. А. удовольствие возникает в рамках «культуры усилия» и нацеленности на самореализацию. В интервью после обследования С. А. призналась, что не боится трудностей и любит их преодолевать.

Таблица 4

Матрица факторных нагрузок (испытуемая С. А.)

 

Компонент

Фактор 1

Фактор 2

Самовыражение

0,46

0,53

Самореализация

1,00

0,13

Саморазвитие

0,33

0,76

Вовлеченность

0,09

0,91

Удовольствие

0,83

0,36

% объясненной дисперсии

0,40

0,36

Дальнейший анализ анкет показал, что изредка возникавшие ситуации, способствующие

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP032013/SZP-0191.htm