Исследование основных понятий позитивной психологии с помощью
методов выборки переживаний (ESM)
Л. З. Левит
кандидат психологических наук, научный корреспондент лаборатории методологии и истории психологии Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины
В статье описывается два экспериментальных исследования основных понятий современной позитивной психологии, ассоциируемых с «эвдемонией», «гедонизмом», «потоком», «счастьем» и «несчастьем», с помощью метода выборки переживаний (ESM). Экспериментальные исследования были построены на основе теоретической модели автора статьи — личностно-ориентиро-ванной концепции счастья (ЛОКС). Результаты показывают, что достижение испытуемыми состояний потока ведет к сопутствующему росту практически всех «компонентов счастья», рассматриваемых другими теориями позитивной психологии. Исследование ситуаций, ассоциирующихся с «несчастьем», показало отнесенность большинства из них к «поддерживающей активности» индивида.
Ключевые слова: счастье; несчастье; эвдемония; гедонизм; поток; личностная уникальность; эгоизм; альтруизм.
Теоретическое обоснование и цель исследования. В 2006—2012 годах нами была разработана личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), в которой самореализация индивида описывается через взаимодействие двух систем — личностной уникальности и эгоизма (рис. 1). Каждая система, в свою очередь, состоит из 4 уровней, представляющих собой жизненные этапы субъекта [2]; [3]; [4]; [13].
Наша концепция на своем высшем, четвертом уровне обобщает идеи, заложенные в древних и современных теориях эвдемонической активности, связанных с реализацией высшей жизненной ценности — уникального потенциала индивида и достижением счастья в этом процессе. При этом потоковая активность в рамках концепции М. Чиксентмихайи [8] трактуется как разновидность эвдемонии. Нам показалось обоснованным провести углубленное экспериментальное исследование основных (в том числе потоковых) компонентов эвдемо-нической активности и их отношение к иным определениям счастья, выделяемым другими теориями позитивной психологии — еще и потому, что, по выражению Д. Хэйброна, в современной науке понятие «счастье» является одним из наиболее запутанных [11].
Анализ англоязычной литературы, связанной с проблематикой эвдемонии, позволил нам на момент исследования-1 (май 2012 г.) выделить четыре ее основных признака: самореализацию, самовыражение, саморазвитие, вовлеченность («engagement»). Для теорий гедонизма, главного «противника» эвдемонии
в вопросах достижения счастья и субъективного благополучия, основным фактором является удовольствие (наслаждение), которое испытывает субъект. В то же время известно, что эвдемония и гедонизм не только противостоят друг другу, но и при определенных условиях имеют «зоны перекрывания» [14]. Поэтому основная цель исследования-1 заключалась в изучении соотношения и взаимодействия эвдемонических компонентов активности между собой, а также с гедонистическим компонентом.
Рис. 1. ЛОКС
Потоковая активность как разновидность эвдемонии. К основным характеристикам потоковой активности относятся: баланс (достаточно высокой) трудности заданий и (еще более высоких) навыков субъекта, глубокая концентрация и вовлеченность в свое занятие — вплоть до потери самоосознавания, нередко нарушенное восприятие времени, а также получаемое удовольствие [12]. Активность имеет аутотелический характер — выбирается ради нее самой, а не в целях получения «внешних» поощрений либо социального одобрения.
Задания, вызывающие поток, должны быть достаточно сложными, требовать специфической компетентности, автономной инициативы и сфокусированного внимания [12, с. 26].
Д. А. Леонтьев отмечает возможность разграничения собственно «потока» в трактовке М. Чиксентмихайи, в котором двумя главными компонентами являются «усилие» и «удовольствие» с «ангажированностью» («engagement»), при которой к «усилию» и «удовольствию» добавляется «смысл» [7]. Поскольку стандартный перевод слова «engagement» означает «зацепленность» или «вовлеченность» — одно из ключевых понятий эвдемонии, наши эксперименты были также связаны с прояснением ее роли.
Потоковая активность представляет собой одну из ярких, хотя и недостаточно систематизированных разновидностей «полноценной», эвдемонической жизни. Наличие целого ряда возможных критериев этого состояния дает возможность его дальнейшего экспериментального изучения с помощью методов выборки переживаний (ESM).
Общая характеристика методов выборки переживаний. Методы выборки переживаний (experience sampling methods) были введены в психодиагностику в 70-х годах прошлого века и к настоящему времени завоевывают все большую популярность. Идиографический подход, лежащий в основе ESM (один человек, много ситуаций), противостоит традиционному номотетическому (одна, как правило, лабораторная ситуация, много человек).
В методах выборки переживаний не существует стабильной «интерперсональной» системы мер, позволяющей уверенно сравнивать количественные показатели состояний между людьми. Однако считается, что внутри личности имеются стабильные «метрики»: «моя оценка 6 всегда больше моей оценки 5» [12, с. 11]. По этой же причине в ESM часто используются так называемые z-оценки, при которых среднему значению показателя присваивается ноль, а одно стандартное отклонение в ту или иную сторону оценивается как плюс один или минус один.
Относительные недостатки, связанные с внутренней валидностью метода, могут быть компенсированы: а) отбором испытуемых — желательно тех, кто имеет искренний интерес к исследованию; б) изучением «логики» корреляций, полученных при количественной обработке данных; в) проведением интервью с каждым испытуемым по окончании исследования — еще и потому, что оно удовлетворяет естественный интерес человека к полученным результатам. Тем самым крепится альянс между обеими сторонами в интересах дальнейшего сотрудничества. Типичный интервал времени для заполнения бланков ESM составляет от 3 до 30 дней, при этом в день в среднем проводится от 1 до 10 измерений.
Исследование-1. Для проверки гипотезы о связи и различиях между основными компонентами эвдемонической и гедонистической активности проводились измерения шкал самореализации, самовыражения, саморазвития, вовлеченности и шкалы удовольствия с помощью метода выборки переживаний (ESM).
В нашем первом исследовании, проводившемся в период с 05.10.2011 по 20.12.2011 года, добровольно приняли участие 5 испытуемых, имевших субмаксимальные и максимальные показатели
по шкале личностной уникальности разработанного нами опросника «ЗУЛУ-РЭГ» [1]; [6]. Все испытуемые были женского пола в возрасте от 19 до 32 лет. Три из них являлись студентками факультета психологии БГПУ, две — слушательницами курсов практической психологии, проводимых автором статьи.
Ежедневно каждые 2 часа (за исключением сна) испытуемые в специальной анкете фиксировали вид активности, которой были заняты, а также степень выраженности четырех эвдемонических компонентов (самореализация, самовыражение, саморазвитие, вовлеченность) и одного гедонистического (удовольствие). Использовалась одиннадцатибалльная система оценок (0—10). Перед началом исследования испытуемые прошли краткий инструктаж по процедуре заполнения и получили бланки анкет, а впоследствии посещали еженедельные собрания, где получали необходимые разъяснения и «укрепляли мотивацию» с целью успешного завершения нелегкого исследования.
Результаты исследования-1 и обсуждение. Полученные данные анализировались для каждого испытуемого в отдельности. Описательная статистика по всем измеренным компонентам приведена в табл. 1.
Результаты исследования, приведенные в табл. 1, и однофакторный дисперсионный анализ, проведенный для каждого человека в отдельности, показывают, что у всех пяти испытуемых показатели вовлеченности и удовольствия занимают первое и/или второе место по абсолютной величине. Остальные показатели значительно (статистически значимо) отстают, что позволяет предполагать преимущественно «гедонистическую», а не «эвдемоническую» ориентацию в образе жизни испытуемых (по крайней мере, у четырех из пяти), несмотря на осознание ими собственного личностного потенциала.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи измеренных компонентов был проведен корреляционный анализ. Одной из неожиданностей исследования явилось удивительное совпадение паттернов активности и корреляций между показателями у четырех из пяти испытуемых — при том что методика, казалось бы, «заточена» на выявление «единичного», а не «всеобщего». Одна из таких корреляционных матриц приведена в табл. 2.
Таблица 1
Средние значения ± стандартные отклонения по всем компонентам
для каждого испытуемого
Компонент | Исп-я К. | Исп-я Р. | Исп-я Н. | Исп-я С. Е. | Исп-я С. А. |
Самовыражение | 2,28±2,52 | 3,34±1,82 | 3,34±1,82 | 2Д8±1,10 | 3,15±2,44 |
Самореализация | 2,05±2,33 | 3,00±1,84 | 3,00±1,84 | 1,50±1,23 | 3,69±2,71 |
Саморазвитие | 2,18±2,50 | 4,14±2,10 | 4,14±2,10 | 2,19±1,36 | 2,64±2,51 |
Вовлеченность | 5,63±2,84 | 6,27±1,79 | 6,27±1,79 | 4,20±1,23 | 4,21±3,00 |
Удовольствие | 3,66±2,54 | 5,96±1,71 | 5,96±1,71 | 5,13±1,20 | 5,23±2,23 |
Обнаружены высокие корреляции между «самореализацией», «самовыражением» и «саморазвитием» с одной стороны и между «вовлеченностью» и «удовольствием» — с другой. Для обобщения результатов корреляционного анализа был проведен факторный анализ, который для четырех испытуемых из пяти дал практически идентичные результаты. Пример матрицы факторных нагрузок приведен в табл. 3.
Факторный анализ показал, что измеряемые показатели делятся на две группы: самореализация, самовыражение» и саморазвитие (фактор 1) и вовлеченность и удовольствие (фактор 2). Обнаруженная закономерность сразу же направила наш поиск в последующих интервью на выявление сходства между данными четырьмя испытуемыми и их отличия от пятой испытуемой (см. табл. 3).
Таблица 2
Матрица коэффициентов корреляции (Пирсон) между всеми компонентами
для испытуемой К.
Компонент | Самовыражение | Самореализация | Саморазвитие | Вовлечённость | Удовольствие |
Самовыражение | 1,00 | 0,92 | 0,69 | 0,55 | 0,46 |
Самореализация | 0,92 | 1,00 | 0,72 | 0,54 | 0,43 |
Саморазвитие | 0,69 | 0,72 | 1,00 | 0,49 | 0,27 |
Вовлечённость | 0,55 | 0,54 | 0,49 | 1,00 | 0,66 |
Удовольствие | 0,46 | 0,43 | 0,27 | 0,66 | 1,00 |
Таблица 3
Матрица факторных нагрузок (испытуемая К.)
Компонент | Фактор 1 | Фактор 2 |
Самовыражение | 0,88 | 0,34 |
Самореализация | 0,91 | 0,30 |
Саморазвитие | 0,87 | 0,14 |
Вовлеченность | 0,38 | 0,81 |
Удовольствие | 0,15 | 0,93 |
% объясненной дисперсии | 0,50 | 0,35 |
Интервью, проведенные по результатам исследования, показали, что «самореализация», «самовыражение» и (в меньшей степени) «саморазвитие» ассоциируются у вышеотмеченных испытуемых с активной ролью в ситуациях, связанных с их (будущей) профессиональной деятельностью как психологов. Подобные ситуации (например, «диагностика
ребенка», «проведение тренинга», «подготовка эссе по интересующей теме» и т. д.) в вузовском учебном процессе возникают достаточно редко и связаны скорее с выполнением учебных требований, чем с индивидуальной инициативой самого студента. На вопрос, что мешает испытуемым самостоятельно организовывать подобные ситуации в своей жизни, большинство затруднились с ответом. Звучали разрозненные высказывания относительно нехватки времени, неуверенности в себе и т. д.
Тем не менее, одна из испытуемых, С. А., систематически и самостоятельно ведет дискуссии и тренинги («лидерские», «альфа-курсы») — правда, никак с вузовской программой не связанные. Лишь у нее одной имеется сильная корреляция между показателями «самореализация» и «удовольствие» (табл. 4), а также самый высокий абсолютный показатель «самореализации» — ключевого понятия в эвдемонической активности. Последующее интервью подтвердило установку (и интерес) испытуемой, связанные с самостоятельностью и инициативой в вопросах жизненного выбора и самосовершенствования.
Анализ ситуаций с высокими показателями «вовлеченности» и «удовольствия» у остальных четырех испытуемых показал их преимущественно гедонистическую направленность. Наиболее типичными видами активности в данном случае были: просмотр кинофильма, просмотр сериала, прослушивание музыки, танцы на дискотеке, компьютерная игра, свидание и общение с другом, игра на фортепиано.
Можно сделать вывод, что показатель «вовлеченности» играет хотя и важную, но, скорее, вспомогательную роль, где главным является ответ на вопрос: «В какого рода активность вовлекает себя индивид?». Или если еще точнее, «что именно в этом человеке вызывает сильную вовлеченность именно в данный (эвдемоничес-кий либо гедонистический) вид активности?» Если у большинства испытуемых преобладают гедонистическая вовлеченность и «культура расслабления», то у С. А. удовольствие возникает в рамках «культуры усилия» и нацеленности на самореализацию. В интервью после обследования С. А. призналась, что не боится трудностей и любит их преодолевать.
Таблица 4
Матрица факторных нагрузок (испытуемая С. А.)
Компонент | Фактор 1 | Фактор 2 |
Самовыражение | 0,46 | 0,53 |
Самореализация | 1,00 | 0,13 |
Саморазвитие | 0,33 | 0,76 |
Вовлеченность | 0,09 | 0,91 |
Удовольствие | 0,83 | 0,36 |
% объясненной дисперсии | 0,40 | 0,36 |
Дальнейший анализ анкет показал, что изредка возникавшие ситуации, способствующие