1 На правах рукописи
Белова Ольга Викторовна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
19.00.05 — социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2013
2Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении
«Институт социологии образования» Российской академии образования
Научный руководитель: | Собкин Владимир Самуилович доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженый деятель науки РФ |
Официальные оппоненты: | Петровский Вадим Артурович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии личности Высшей школы экономики Кондратьев Юрий Михайлович кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических проблем социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета |
Ведущая организация: | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова |
Защита состоится 23 мая 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «12» апреля 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена социально-психологическому анализу особенностей развития профессионального самоопределения студентов на этапе получения ими высшего педагогического образования. Основное внимание в ней сосредоточено на изучении следующих компонентов профессионального самоопределения: ценностные ориентации, мотивация профессионального выбора, педагогическая направленность, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности и жизненная перспектива. Особенности профессионального самоопределения анализируются относительно следующих основных факторов: курс обучения, учебный статус студента, его социальная принадлежность. Помимо этого рассматриваются такие факторы, как совмещение учебы и работы, участие в научно-исследовательской деятельности, оценка качества получаемого педагогического образования и особенности влияния специализации студентов.
Актуальность исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов педвузов определяется тремя основными контекстами: социальным статусом профессии учителя, процессом модернизации педагогического образования и спецификой студенчества как социально-психологической группы.
Сегодня социальный статус профессии учителя в российском обществе является крайне низким. Об этом свидетельствует такой субъективный показатель, как мнения молодежи и учителей о престиже профессии педагога, полученные по материалам многочисленных социологических исследований (А. Т. Гаспаришвили, Ф. Г. Зиятдинова, В. С. Собкин и др.). Низкий социальный статус профессии учителя отражает также и объективный показатель — уровень заработной платы работников сферы образования (по данным Российского статистического ежегодника за 2011 год). Важность вопросов, связанных с социальным статусом профессии учителя подчеркивается и на правительственном уровне (Доклад
4Государственного Совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» от 24.03.2006, Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 259, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.).
Чрезвычайно актуально изучение социально-психологических особенностей профессионального самоопределения будущих учителей в связи с процессами реформирования высшего педагогического образования. Знание о ценностных установках студентов в отношении профессии педагога является необходимым условием его эффективной модернизации. Кроме того, понимание особенностей содержания профессионального самоопределения на каждом из этапов его развития (1-й, 3-й, и 5-й курсы обучения) представляет особое значение в связи с обсуждением вопроса о переходе на модель двухуровневого образования.
Многие исследователи подчеркивают, что студенчество является особой социально-психологической группой, которая характеризуется специфическим набором ценностей, системой межличностных взаимоотношений, видом деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Я. Л. Коломинский, Ю. М. Кондратьев и др.). Студенчество, как период активной социализации, является одним из важнейших этапов формирования профессионального самоопределения. В процессе получения высшего образования происходит овладение студентами новым видом учебной деятельности, вхождение в новую систему межличностных отношений, содержательное освоение выбранной профессии. Приобретенный социальный опыт формирует у студента другой взгляд на выбранную профессию, что отражается в изменении мотивов ее выбора, профессиональной направленности, представлении о необходимых для педагога профессиональных и личностных качествах, профессиональных планах.
5 Цель исследования заключается в выявлении и характеристике социально-психологических особенностей развития профессионального самоопределения студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе.
Объектом исследования выступают социально-психологические особенности развития профессионального самоопределения студентов педагогических вузов.
Предметом исследования является динамика профессионального самоопределения студентов в процессе получения ими высшего педагогического образования.
В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что на этапе 3-го курса профессионализации в вузе значимо изменяется содержание профессионального самоопределения студентов: происходит переориентация с профессиональных и личностных мотивов получения профессии педагога на социальные, а также отказ значительной части студентов от работы учителем после окончания вуза.
Выдвинуты следующие частные гипотезы:
1. Содержание профессионального самоопределения дифференцируется формальным статусом студента в группе, выраженным его учебной успеваемостью.
2. Ценностные ориентации, мотивация профессионального выбора и жизненная перспектива дифференцируются такими социально-стратификационными факторами, как уровень образования и материальной обеспеченности родителей студентов.
3. По мере обучения в вузе происходит усиление противопоставления представлений студентов об «идеальном» и «плохом» (обладающим низким уровнем профессионализма) педагогах, как по профессиональным, так и по личностным качествам.
64. Изменение содержания профессионального самоопределения студентов связано с изменением их удовлетворенности качеством знаний, получаемых в вузе по педагогической профессии.
5. Содержание профессионального самоопределения студентов обусловлено приобретенным опытом профессиональной педагогической деятельности на этапе получения высшего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ подходов к исследованию профессионального самоопределения студентов и социально-психологических особенностей студенческой группы.
2. Разработка инструментария исследования и проведение обследования (анкетирования) среди студентов 1-х, 3-х и 5-х курсов педагогических вузов.
3. Анализ динамики изменения содержания профессионального самоопределения, удовлетворенности качеством получаемых в вузе знаний, особенностей совмещения учебы с работой и участия в научно-исследовательской деятельности.
4. Выявление особенностей профессионального самоопределения студентов с разным учебным статусом («отличников» и «троечников»).
5. Изучение особенностей ценностных ориентаций, мотивации профессионального выбора и жизненной перспективы в зависимости от социально-стратификационных факторов.
6. Проведение специального факторного анализа, позволяющего выявить взаимосвязь учебного статуса, наличия опыта практической профессиональной деятельности, оценки образования, участия в научно-исследовательской работе с особенностями развития профессионального самоопределения.